Дело № 2-544/2022
УИД 29RS0025-01-2022-000865-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Октябрьский 27 декабря 2022 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А., при секретаре судебного заседания Абакумовой О.Н., с участием помощника прокурора Устьянского района Новиковой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского поселения «Октябрьское» к Коневу И.Н. о принудительном изъятии жилого помещения,
установил:
администрация городского поселения «Октябрьское» обратилась в суд с иском к Коневу И.Н. об изъятии жилого помещения путем выкупа. В обоснование требования указано, что заключением межведомственной комиссии от 18.03.2013 жилой дом № ..., в котором квартира № ... принадлежит Коневу И.Н., признан непригодным для постоянного проживания и включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы». В связи с изъятием земельного участка, расположенного под домом истец направил собственнику уведомление об изъятии жилого помещения путем выкупа, стоимость которого согласно отчету от 28.04.2022 № ..., выполненного экспертом ООО Экспертное агентство «Формула Оценки», с учетом доли ответчика в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, составила ... рублей. Уведомление и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, проект соглашения об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости направлены собственнику получены последним 01.07.2022, ответа ответчика не получено. Учитывая изложенное, администрация городского поселения «Октябрьское» просит изъять у Конева И.Н. для муниципальных нужд принадлежащее последнему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ..., путем выплаты возмещения: рыночной стоимости в размере ... руб., включая размер убытков ... руб.
Представитель истца - администрации МО «Октябрьское» глава Паршин В.Ф. о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя истца, исковые требования поддерживает.
Ответчик Конев И.Н. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями не согласен.
Представитель третьего лица АО «Россельхозбанк» о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования оставляет на усмотрение суда.
По определению суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав помощника прокурора Устьянского района Новикову Д.Д., полагавшую исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.
Положениями Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1 ст.40).
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.
Вместе с тем, возлагая на органы государственной власти обязанность по созданию для этого условия, Конституция Российской Федерации провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 ст. 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилье, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с нормами ЖК РФ производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Конев И.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....
Заключением межведомственной комиссии от 18.03.2013 ... жилой дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный многоквартирный дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы».
10.11.2021 администрация городского поседения «Октябрьское» направила ответчику письменное требование о сносе собственными силами жилого помещения в течение 10 дней со дня получения данного требования, которое получено ответчиком 24.11.2022.
Постановлением администрации городского поседения «Октябрьское» от 03.12.2021 ... принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ..., используемого для эксплуатации указанного многоквартирного дома и жилых помещений в данном многоквартирном жилом доме ..., в том числе квартиры № ..., путем предоставления возмещения собственникам жилых помещений находящихся в данном доме.
Согласно отчету об оценке от 28.04.2022 № ..., выполненного экспертом ООО «ЭА Формула Оценки», стоимость принадлежащего Коневу И.Н. спорного жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с учетом доли в праве собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, составила ... рублей, в том числе размер убытков ... рублей.
Администрация городского поседения «Октябрьское» 27.06.2022 направила Коневу И.Н. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, путем выплаты ответчику за изымаемое жилое помещение выкупной стоимости в размере ... рублей и проект соглашения об условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости, которые были получены ответчиком 01.07.2022. Для их подписания Конев И.Н. в администрацию не явился.
Таким образом, на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд между сторонами не достигнуто, компенсация за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение ответчиком не получена, мнение Конева И.Н. о способе обеспечения ее жилищных прав при изъятии земельного участка для муниципальных нужд не выяснено.
Вместе с тем, как следует из материалов дела многоквартирный жилой дом по адресу: ..., включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» согласно Постановлению Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп (далее - Адресная программа). Планируемый срок расселения указанного многоквартирного жилого дома - до 30.09.2024.
При решении вопроса об изъятии у собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо учитывать следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, настоящий Федеральный закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 6 ст. 16 Закона № 185-ФЗ регламентировано, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, среди прочего, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда (подпункт 1); выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ (подпункт 2); предоставление указанным в п. 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений (подпункт 3).
Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Механизм реализации Адресной программы согласно разделу VI предусматривает предоставление бюджетных инвестиций для подведомственного министерству строительства и архитектуры Архангельской области государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства" и субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Государственному казенному учреждению Архангельской области «Главное управление капитального строительства» бюджетные инвестиции на реализацию Программы предоставляются на следующие мероприятия: 1) строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено).
Бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области субсидии на реализацию Программы предоставляются на следующие мероприятия: 1) строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено); 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со ст.32 ЖК РФ.
Предоставление лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии осуществляется в соответствии с Порядком предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп (далее - Порядок предоставления субсидии).
Субсидия предоставляется в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию Архангельской области, установленной согласно приложению № 4 к Порядку предоставления субсидии, и полученным возмещением за изымаемое недвижимое имущество.
Порядок предоставления субсидии определяет правила и условия предоставления собственникам, у которых на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в его собственности и заключивших соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации адресной программы, дополнительных мер поддержки в форме субсидии.
Органу местного самоуправления на подготовительном этапе до начала реализации соответствующего этапа Программы рекомендуется проводить работу по информированию граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Стоимость предоставляемого жилого помещения определяется исходя из фактических затрат на строительство и (или) приобретение жилых помещений.
Из вышеуказанных положений Адресной программы следует, что собственнику изымаемого жилого помещения в рамках реализации Адресной программы до установленного программой срока (в настоящем случае 30.09.2024) может быть:
- предоставлено конкретное жилое помещение, путем строительства многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено); приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения,
- либо предоставлено возмещение, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии.
При этом исходя из конкретной стоимости предоставляемого жилого помещения, определяется разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения для решения о выплате разницы собственнику, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, либо по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Поскольку право выбора способа реализации жилищных прав в силу положений действующего законодательства предоставлено ответчику, то для разрешения указанного спора истцу необходимо предоставить суду доказательства, подтверждающие позицию ответчика по реализации им любого из вышеназванных способов обеспечения его жилищных прав.
Между тем таких доказательств суду не предоставлено, представленные в материалы дела проекты соглашений не содержат условий Адресной программы, а позиция ответчика по отказу или согласии от предусмотренных Адресной программой способов обеспечения его жилищных прав в силу положений ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ, в виде предоставления конкретного жилого помещения, либо предоставления возмещения, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии, не выяснена.
Исходя из того, что ответчику не предлагалось для переселения в рамках Адресной программы конкретного жилого помещения, либо возможность предоставления возмещения с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии, нельзя сделать вывод, что ответчик отказался от реализации своих прав данными способами.
Мнение Конева И.Н. относительно избранного им способа обеспечения жилищных прав в силу положений ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ, в виде предоставления конкретного жилого помещения, либо предоставления возмещения, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии, не выражено.
Доказательств разъяснения ответчику положений Адресной программы об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственника о способе и иных условиях его переселения, суду не представлено.
Исходя из того, что ответчику не предлагалось для переселения в рамках Адресной программы конкретного жилого помещения, либо возможность предоставления возмещения с предоставлением в установленных случаях дополнительных мер поддержки в форме субсидии, нельзя сделать вывод, что ответчик отказался от реализации своих прав данными способами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации Устьянского муниципального район к Коневу И.Н. об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ... путем выплаты возмещения рыночной стоимости в размере ... руб., включая размер убытков ... руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации Устьянского муниципального района к Коневу И.Н. об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ..., путем выплаты возмещения рыночной стоимости в размере 1 ... рублей, включая размер убытков ... рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Заостровцева И.А.
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2022 г.