Решение по делу № 33-2341/2023 от 09.06.2023

Судья Бахорина М.А.33-2341/2023

10RS0004-01-2023-000210-89

2-294/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2023 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Величко С.А. и Савина А.И.

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 года по иску Ключарёва Дмитрия Борисовича к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кондопожстрой» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ключарёв Д.Б. обратился с иском по тем основаниям, что в период с 27 апреля по 28 октября 2022 года он состоял в трудовых отношениях с обществом с ограниченной ответственностью ООО Управляющая компания «Кондопожстрой» (далее – ООО УК «Кондопожстрой»), после прекращения трудовых отношений зарегистрировался в Агентстве занятости населения Кондопожского района как безработный, ищущий работу. Невыполнение ответчиком в период трудовых отношений с истцом предусмотренной законом обязанности по уплате страховых взносов, вследствие чего на лицевом счете истца не отображались сведения о его трудовой деятельности, истцу пособие по безработице было начислено в минимальном размере – 1725 рублей. После перечисления ответчиком страховых взносов истцу 29 ноября 2022 года осуществлен перерасчет, назначена выплата пособия с 29 ноября 2022 года в размере 14710 руб. 80 коп. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов истцу в период с 31 октября по 29 ноября 2022 года было начислено пособие по безработице в минимальном размере, он понес убытки в размере 12985 руб. 80 коп. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика недополученную сумму пособия в указанном размере, также компенсацию морального вреда в размере среднемесячной заработной платы - 53349 руб. 12 коп., расходы по уплате государственной пошлины - 2190 руб. 50 коп.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, государственное казенное учреждение Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия», Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

Взыскана с ООО Управляющая компания «Кондопожстрой» в пользу Ключарёва Д.Б. недополученное пособие по безработице в размере 12538 руб. 97 коп., компенсация морального вреда - 5000 руб., расходы по уплате государственной пошлины - 801 руб. 56 коп.

В остальной части исковых требований отказано.

С таким решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе генеральный директор ООО УК «Кондопожстрой» Крупинский В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. Он не согласен с выводом суда о том, что причиной невыплаты в полном объеме истцу суммы пособия по безработице явилась несвоевременная передача ответчиком расчета по страховым взносам и отсутствие на единой цифровой платформе сведений о заработной плате истца по последнему месту работы (в ООО УК «Кондопожстрой») на дату постановки истца на учет в качестве безработного 31 октября 2022 года Указывает, что ответчик как плательщик страховых взносов и на основании пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации представил в налоговый орган расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года 13 октября 2022 года, за 9 месяцев 2022 года - 18 октября 2022 года, тогда как дата регистрации истца в целях поиска подходящей работы - 31 октября 2022 года. Полагает, что стороной ответчика доказан факт направления и принятия налоговым органом расчетов по страховым взносам, судом не исследовался вопрос о сроках размещения соответствующей информации в единой цифровой платформе, тогда как данное обстоятельство является обстоятельством, имеющим значение для дела. Кроме того, считает, что первоначально установленный истцу размер пособия по безработице (минимальный) подлежал пересмотру в связи с полученной информацией о заработной плате истца с даты постановки истца на учет в качестве безработного, то есть с 31 октября 2022 года. По мнению стороны ответчика, судом неверно применены положения пункта 14 приказа Минтруда России от 22 февраля 2019 года №116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» и пункт 21 приказа Минтруда России от 28 января 2022 года №27н «Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы» в части применения срока, за который подлежал изменению размер пособия в связи с неполученными в последствии сведениями.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Ключарев Д.Б. полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, своих представителей не направили, надлежащим образом уведомлены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления.

Обсудив доводы апелляционной жалобы возражений на неё, проверив материалы дела, обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Кондопожского района , приняв в порядке статьи 327.1 ГПК РФ и оценив дополнительные доказательства, представленные по запросу суда с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац 2 пункта 2 статьи 12).

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. Во всех иных случаях, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

В соответствии Правилами исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года № 1552 (действовавшим в период спорных правоотношений), средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы (далее - заявление), за исключением среднего заработка гражданина, уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, который исчисляется за 3 месяца, предшествовавшие календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу.

Судом установлено, что Ключарёв Д.Б. в период с 27 апреля по 28 октября 2022 года работал по срочному трудовому договору в должности главного инженера (в сфере ЖКХ) в ООО УК «Кондопожстрой».

С 31 октября 2022 года он был зарегистрирован в Центре занятости населения Кондопожского района в целях поиска подходящей работы. В соответствии с приказом Центра занятости населения от 7 ноября 2022 года был признан безработным.

Учитывая, что Ключарев Д.Б. обратился в центр занятости в целях поиска подходящей работы 31 октября 2022 года, соответственно, для начисления пособия по безработице Центру занятости населения были необходимы сведения о заработной плате истца за период с апреля по июнь 2022 года.

В связи отсутствием сведений на единой цифровой платформе о заработной плате за указанный период, истцу была назначена выплата пособия в минимальном размере и с учетом районного коэффициента, что составило 1725 рублей в месяц.

В последующем, в связи с размещением 29 ноября 2022 года на единой цифровой платформе сведений о заработной плате Ключарева Д.Б. решением ГКУ РК «Центр занятости Республики Карелия» от 29 ноября 2022 года истцу изменен размер пособия по безработице, на период с 29 ноября 2022 года по 30 января 2023 года, пособие установлено в размере 75 % от средней заработной платы истца (33611 руб. 33 коп.), что составило 14710 руб. 80 коп. в месяц (л.д. , т.).

Решением Центра занятости населения от 9 января 2023 года Ключарёв Д.Б. снят с учета в качестве безработного в связи с трудоустройством.

Из материалов дела следует, что ООО УК «Кондопожстрой» действительно в нарушение требования пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации представил расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года не 25 июля 2022 года, а 13 октября 2022 года.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, взыскав с ООО УК «Кондопожстрой» в пользу Ключарёва Д.Б. убытки в виде недополученного пособия по безработице, указав, что отсутствие сведений о среднем заработке истца по последнему месту работы на единой цифровой платформе было вызвано несвоевременным представлением ООО УК «Кондопожстрой» в налоговый орган расчетов по страховым взносам, в частности расчетов по страховым взносам за первое полугодие 2022 года.

Судебная коллегия с такими выводами соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют представленным доказательствам.

Отклоняются судебной коллегией доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик как плательщик страховых взносов и на основании пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации представил в налоговый орган расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года 13 октября 2022 года, за 9 месяцев 18 октября 2022 года, тогда как дата регистрации истца в целях поиска подходящей работы - 31 октября 2022 года.

По сути, ответчиком заявлено о том, что допущенное им несвоевременное предоставление расчета страховых взносов не повлекло нарушение прав истца на определение пособия по безработице исходя из заработной платы по последнему месту работы.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненныхему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено(упущенная выгода).

Согласно статье 1064 названного кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному спору является установление виновных действий ООО УК «Кондопожстрой», которые повлекли нарушение права истца.

Положениями статьи 31 Закона о занятости населения установлено, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным, которое начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

В соответствии с Законом о занятости населения порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года № 1909, постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.

В силу пункта 19 этих Правил, не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе сведения о выплатах и об иных вознаграждениях по последнему месту работы (службы), в том числе на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ведомственная информационная система) (пункт 5 Приложения).

Согласно пункту 6 Правил регистрации безработных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года № 1909, сведения о среднем заработке по последнему месту работы запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан.

Органом, осуществлявшим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, согласно статье 5 Федерального закона от 01 апреля 2019 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Закона, действовавшей до 1 января 2023 года), являлся Пенсионного Фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Соглашением от 30 ноября 2016 года «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации (действовавшим в период спорных правоотношений до 7 марта 2023 года), утверждены перечень передаваемой информации, периодичность (сроки), формы её передачи. В частности, Приложением № 1 к этому Соглашению было определено, что передача информации от ФНС в Фонд об уплате плательщиками страховых взносов, производящим выплаты в пользу физических лиц, для целей ведения персонифицированного учета, осуществляется ежемесячно не позднее 10 числа месяца, начиная со следующего за месяцем предоставления расчета по страховым взносам.

В соответствии с пунктом 36 приказа Минтруда России от 22 апреля 2020 года №211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицировано) учета сведений о зарегистрированных лицах» переданные сведения проверяются и вносятся на индивидуальные лицевые счета застрахованных (зарегистрированных) лиц в течение месяца со дня получения сведений, представленных Федеральной налоговой службой (в редакции, действующей в период спорных правоотношений).

Из материалов дела следует, что представленный страхователем ООО УК «Кондопожстрой» в налоговый орган 13 октября 2022 года расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года передан налоговым органом в территориальный орган Пенсионного фонда 18 ноября 2022 года, в последующем эти сведения в течение месяца подлежат проверке и внесению на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

В силу указанных выше норм права порядок расчета пособия по безработице (исходя из среднего заработка за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы) обусловлен в том числе сроками представления страхователями в налоговый орган расчетов по страховым взноса.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нарушение ООО УК «Кондопожстрой» срока предоставления в налоговый орган расчета по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года более чем на 2,5 месяца, повлекло несвоевременное размещение сведений о заработной плате истца на цифровой платформе на день принятия решения о признании его безработным.

Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно применены положения пункта 14 приказа Минтруда России от 22 февраля 2019 года №116н и пункт 21 приказа Минтруда России от 28 января 2022 года №27н.

В силу пункта 14 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 года № 116н, при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и срока выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня предоставления указанных сведений. При этом указано, что Центр занятости населения направляет гражданину уведомление внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице не позднее следующего дня со дня издания приказа.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Бахорина М.А.33-2341/2023

10RS0004-01-2023-000210-89

2-294/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2023 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Величко С.А. и Савина А.И.

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 года по иску Ключарёва Дмитрия Борисовича к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кондопожстрой» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ключарёв Д.Б. обратился с иском по тем основаниям, что в период с 27 апреля по 28 октября 2022 года он состоял в трудовых отношениях с обществом с ограниченной ответственностью ООО Управляющая компания «Кондопожстрой» (далее – ООО УК «Кондопожстрой»), после прекращения трудовых отношений зарегистрировался в Агентстве занятости населения Кондопожского района как безработный, ищущий работу. Невыполнение ответчиком в период трудовых отношений с истцом предусмотренной законом обязанности по уплате страховых взносов, вследствие чего на лицевом счете истца не отображались сведения о его трудовой деятельности, истцу пособие по безработице было начислено в минимальном размере – 1725 рублей. После перечисления ответчиком страховых взносов истцу 29 ноября 2022 года осуществлен перерасчет, назначена выплата пособия с 29 ноября 2022 года в размере 14710 руб. 80 коп. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов истцу в период с 31 октября по 29 ноября 2022 года было начислено пособие по безработице в минимальном размере, он понес убытки в размере 12985 руб. 80 коп. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика недополученную сумму пособия в указанном размере, также компенсацию морального вреда в размере среднемесячной заработной платы - 53349 руб. 12 коп., расходы по уплате государственной пошлины - 2190 руб. 50 коп.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, государственное казенное учреждение Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия», Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

Взыскана с ООО Управляющая компания «Кондопожстрой» в пользу Ключарёва Д.Б. недополученное пособие по безработице в размере 12538 руб. 97 коп., компенсация морального вреда - 5000 руб., расходы по уплате государственной пошлины - 801 руб. 56 коп.

В остальной части исковых требований отказано.

С таким решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе генеральный директор ООО УК «Кондопожстрой» Крупинский В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. Он не согласен с выводом суда о том, что причиной невыплаты в полном объеме истцу суммы пособия по безработице явилась несвоевременная передача ответчиком расчета по страховым взносам и отсутствие на единой цифровой платформе сведений о заработной плате истца по последнему месту работы (в ООО УК «Кондопожстрой») на дату постановки истца на учет в качестве безработного 31 октября 2022 года Указывает, что ответчик как плательщик страховых взносов и на основании пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации представил в налоговый орган расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года 13 октября 2022 года, за 9 месяцев 2022 года - 18 октября 2022 года, тогда как дата регистрации истца в целях поиска подходящей работы - 31 октября 2022 года. Полагает, что стороной ответчика доказан факт направления и принятия налоговым органом расчетов по страховым взносам, судом не исследовался вопрос о сроках размещения соответствующей информации в единой цифровой платформе, тогда как данное обстоятельство является обстоятельством, имеющим значение для дела. Кроме того, считает, что первоначально установленный истцу размер пособия по безработице (минимальный) подлежал пересмотру в связи с полученной информацией о заработной плате истца с даты постановки истца на учет в качестве безработного, то есть с 31 октября 2022 года. По мнению стороны ответчика, судом неверно применены положения пункта 14 приказа Минтруда России от 22 февраля 2019 года №116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» и пункт 21 приказа Минтруда России от 28 января 2022 года №27н «Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы» в части применения срока, за который подлежал изменению размер пособия в связи с неполученными в последствии сведениями.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Ключарев Д.Б. полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, своих представителей не направили, надлежащим образом уведомлены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления.

Обсудив доводы апелляционной жалобы возражений на неё, проверив материалы дела, обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Кондопожского района , приняв в порядке статьи 327.1 ГПК РФ и оценив дополнительные доказательства, представленные по запросу суда с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац 2 пункта 2 статьи 12).

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. Во всех иных случаях, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

В соответствии Правилами исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года № 1552 (действовавшим в период спорных правоотношений), средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы (далее - заявление), за исключением среднего заработка гражданина, уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, который исчисляется за 3 месяца, предшествовавшие календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу.

Судом установлено, что Ключарёв Д.Б. в период с 27 апреля по 28 октября 2022 года работал по срочному трудовому договору в должности главного инженера (в сфере ЖКХ) в ООО УК «Кондопожстрой».

С 31 октября 2022 года он был зарегистрирован в Центре занятости населения Кондопожского района в целях поиска подходящей работы. В соответствии с приказом Центра занятости населения от 7 ноября 2022 года был признан безработным.

Учитывая, что Ключарев Д.Б. обратился в центр занятости в целях поиска подходящей работы 31 октября 2022 года, соответственно, для начисления пособия по безработице Центру занятости населения были необходимы сведения о заработной плате истца за период с апреля по июнь 2022 года.

В связи отсутствием сведений на единой цифровой платформе о заработной плате за указанный период, истцу была назначена выплата пособия в минимальном размере и с учетом районного коэффициента, что составило 1725 рублей в месяц.

В последующем, в связи с размещением 29 ноября 2022 года на единой цифровой платформе сведений о заработной плате Ключарева Д.Б. решением ГКУ РК «Центр занятости Республики Карелия» от 29 ноября 2022 года истцу изменен размер пособия по безработице, на период с 29 ноября 2022 года по 30 января 2023 года, пособие установлено в размере 75 % от средней заработной платы истца (33611 руб. 33 коп.), что составило 14710 руб. 80 коп. в месяц (л.д. , т.).

Решением Центра занятости населения от 9 января 2023 года Ключарёв Д.Б. снят с учета в качестве безработного в связи с трудоустройством.

Из материалов дела следует, что ООО УК «Кондопожстрой» действительно в нарушение требования пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации представил расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года не 25 июля 2022 года, а 13 октября 2022 года.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, взыскав с ООО УК «Кондопожстрой» в пользу Ключарёва Д.Б. убытки в виде недополученного пособия по безработице, указав, что отсутствие сведений о среднем заработке истца по последнему месту работы на единой цифровой платформе было вызвано несвоевременным представлением ООО УК «Кондопожстрой» в налоговый орган расчетов по страховым взносам, в частности расчетов по страховым взносам за первое полугодие 2022 года.

Судебная коллегия с такими выводами соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют представленным доказательствам.

Отклоняются судебной коллегией доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик как плательщик страховых взносов и на основании пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации представил в налоговый орган расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года 13 октября 2022 года, за 9 месяцев 18 октября 2022 года, тогда как дата регистрации истца в целях поиска подходящей работы - 31 октября 2022 года.

По сути, ответчиком заявлено о том, что допущенное им несвоевременное предоставление расчета страховых взносов не повлекло нарушение прав истца на определение пособия по безработице исходя из заработной платы по последнему месту работы.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненныхему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено(упущенная выгода).

Согласно статье 1064 названного кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному спору является установление виновных действий ООО УК «Кондопожстрой», которые повлекли нарушение права истца.

Положениями статьи 31 Закона о занятости населения установлено, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным, которое начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

В соответствии с Законом о занятости населения порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года № 1909, постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.

В силу пункта 19 этих Правил, не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе сведения о выплатах и об иных вознаграждениях по последнему месту работы (службы), в том числе на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ведомственная информационная система) (пункт 5 Приложения).

Согласно пункту 6 Правил регистрации безработных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года № 1909, сведения о среднем заработке по последнему месту работы запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан.

Органом, осуществлявшим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, согласно статье 5 Федерального закона от 01 апреля 2019 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Закона, действовавшей до 1 января 2023 года), являлся Пенсионного Фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Соглашением от 30 ноября 2016 года «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации (действовавшим в период спорных правоотношений до 7 марта 2023 года), утверждены перечень передаваемой информации, периодичность (сроки), формы её передачи. В частности, Приложением № 1 к этому Соглашению было определено, что передача информации от ФНС в Фонд об уплате плательщиками страховых взносов, производящим выплаты в пользу физических лиц, для целей ведения персонифицированного учета, осуществляется ежемесячно не позднее 10 числа месяца, начиная со следующего за месяцем предоставления расчета по страховым взносам.

В соответствии с пунктом 36 приказа Минтруда России от 22 апреля 2020 года №211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицировано) учета сведений о зарегистрированных лицах» переданные сведения проверяются и вносятся на индивидуальные лицевые счета застрахованных (зарегистрированных) лиц в течение месяца со дня получения сведений, представленных Федеральной налоговой службой (в редакции, действующей в период спорных правоотношений).

Из материалов дела следует, что представленный страхователем ООО УК «Кондопожстрой» в налоговый орган 13 октября 2022 года расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года передан налоговым органом в территориальный орган Пенсионного фонда 18 ноября 2022 года, в последующем эти сведения в течение месяца подлежат проверке и внесению на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

В силу указанных выше норм права порядок расчета пособия по безработице (исходя из среднего заработка за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы) обусловлен в том числе сроками представления страхователями в налоговый орган расчетов по страховым взноса.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нарушение ООО УК «Кондопожстрой» срока предоставления в налоговый орган расчета по страховым взносам за 1 полугодие 2022 года более чем на 2,5 месяца, повлекло несвоевременное размещение сведений о заработной плате истца на цифровой платформе на день принятия решения о признании его безработным.

Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно применены положения пункта 14 приказа Минтруда России от 22 февраля 2019 года №116н и пункт 21 приказа Минтруда России от 28 января 2022 года №27н.

В силу пункта 14 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 года № 116н, при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и срока выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня предоставления указанных сведений. При этом указано, что Центр занятости населения направляет гражданину уведомление внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице не позднее следующего дня со дня издания приказа.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-2341/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ключарёв Дмитрий Борисович
Ответчики
ООО" Управляющая компания "Кондопожстрой"
Другие
Управление Федеральной налоговой службы по республике Карелия
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
ГКУ РК "Центр занятости населения Республики Карелия"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Фаткуллина Лилия Закуановна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
09.06.2023Передача дела судье
10.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2023Передано в экспедицию
28.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее