Судья: Фомичев А.А. | Дело № 33-36000/2024 Уникальный идентификатор дела 50RS0052-01-2023-007951-94 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 9 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фетисовой Е.С.,
судей Волковой Э.О., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Дорошенко Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7236/2023 по иску ФИО к ГУ МВД России по Московской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о защите пенсионных прав,
по апелляционным жалобам ГУ МВД России по Московской области на решение Щёлковского городского суда Московской области от 14 декабря 2023 года, дополнительное решение Щёлковского городского суда Московской области от 7 августа 2024 года.
Заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения истца ФИО, представителя ответчика ГУ МВД России по Московской области по доверенности ФИО,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Московской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, просил назначить пенсию за выслугу лет по Закону от 12 февраля 1993 года № 4468-1 с даты прекращения выплаты военной пенсии в Украине; включить периоды службы и работы в СССР по 1991 год; периоды службы в войсковых частях № 6602 и № 6606 в 1976-1987 годы в соответствии с архивными справками и послужной картой; периоды, отраженные в трудовой книжке, в архивных документах, подтверждающих прохождение службы с указанием конкретных приказов обо всех перемещениях по службе, получении денежного довольствия, а также иных материалов, подтверждающих факт увольнения со службы; периоды, отраженные в справке, подтверждающей дату прекращения выплаты пенсии от МВД Украины в связи с выездом и получением гражданства Российской Федерации. В обоснование иска указал, что является ветераном органов внутренних дел, 26 августа 2021 году получил гражданство Российской Федерации, ранее был зарегистрирован по адресу: г. Днепр, пр. Мира, д. 4, кв. 100, являлся получателем пенсии по линии МВД Республики Украины, находился на учете в Главном управлении Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области, как получатель пенсии, согласно Закону Украины о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц. Получал пенсию за выслугу лет с 1 мая 1999 года по 30 июля 2021 года. При оформлении пенсии за выслугу лет по законодательству Российской Федерации возникли сложности по истребованию пенсионного дела из Главного управления Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области. С 17 мая 2021 года истец обращался в различные инстанции, в том числе начальнику Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области, просил оказать содействие в истребовании пенсионного дела из Пенсионного фонда МВД Украины в г. Днепр, так как требуются запрос непосредственно из органов МВД по новому месту жительства в Российской Федерации, прилагал к обращению переписку Министерства юстиции Российской Федерации с Украиной, получал однотипные ответы о невозможность получить документы. Письмом от 14 октября 2021 года (исх. № 321772357 9137) за подписью начальника отдела Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области истцу сообщено: «Ваше заявление об оказании содействия в запросе пенсионного дела из ПФ Украины в Днепропетровской области, поступившее в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области из дежурной части ГУ МВД России по Московской области на имя начальника, рассмотрено. Сообщаем, что в ФЭД МВД России 12 октября 2021 года (исх. № 1/11948) направлено письмо об оказании помощи по пересылке Вашего пенсионного дела из Пенсионного Фонда Украины в Днепропетровской области в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области». ФЭД МВД России на основании обращения ГУ МВД России по Московской области в ноябре 2021 года обратился в МИД России за оказанием содействия в получении от Пенсионного Фонда Украины в Днепропетровской области пенсионного дела истца и аттестата о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, 16 декабря 2022 года МИД РФ направил запрос в генконсульство Российской Федерации в г. Харькове. Однако необходимые для назначения пенсии документы украинской стороной не представлены. Заместитель начальника управления нормирования оплаты труда и социальных гарантий сообщил истцу, что в связи с проведением на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины специальной военной операции вооруженными силами Российской Федерации у МИД России в настоящее время отсутствуют каналы связи с государственными органами Украины. Иных возможностей оказания содействия гражданам в получении документов от украинской стороны у МВД России не имеется. Оставшись в России вообще без пенсии, истец вынужден был обратиться в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением от 1 августа 2022 года № 1028375/22 пенсия назначена. Из-за отсутствия каналов связи с государственными органами Украины не может получать пенсию по выслуге лет, а получает пенсию по старости. Истец считает, что отсутствие дополнительных документов, необходимых для установления пенсии по выслуге лет, не может служить основанием для исключения спорных периодов при подсчете стажа и ограничивать права истца на пенсионное обеспечение по выслуге лет.
Решением Щёлковского городского суда Московской области от 14 декабря 2023 года исковые требования ФИО удовлетворены частично.
Судом постановлено:
- признать за ФИО право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 1 августа 2021 года;
- обязать ГУ МВД России по Московской области назначить ФИО пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 1 августа 2021 года;
- требования к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области оставить без удовлетворения.
Дополнительным решением Щёлковского городского суда Московской области от 7 августа 2024 года постановлено:
- требования ФИО к ГУ МВД России по Московской области об обязании зачесть период службы в войсковых частях № 6602 и № 6606 за 1976-1987 годы в соответствии с архивными справками, послужной картой и включить в стаж службы, дающей право на назначение пенсии по выслуге лет, периоды, отраженные в трудовой книжке, из архивных документов, подтверждающих периоды прохождения службы с указанием конкретных приказов обо всех перемещениях по службе, получении денежного довольствия, а также иных материалов, подтверждающих факт увольнения со службы и т.п., справки, подтверждающей точную дату прекращения выплаты пенсии от МВД Украины, в связи с выездом для получения гражданства Российской Федерации удовлетворить частично;
- обязать ГУ МВД России по Московской области включить в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет ФИО следующие периоды: с 10 ноября 1972 года по 1 сентября 1976 года курсант Харьковского военного училища МВД СССР; с 1 сентября 1976 года по 23 декабря 1980 года служба в МВД СССР по Украинской и Молдавской ССР; с 23 декабря 1980 года по 1 февраля 1985 года служба во Внутренних войсках МВД СССР по Уралу; с 1 февраля 1985 года по 21 февраля 1987 года служба в МВД СССР; с 21 февраля 1987 года по 29 ноября 1989 года служба в МВД СССР по Украинской и Молдавской ССР; с 29 ноября 1989 года по 30 апреля 1999 года служба в МВД Украины. Всего 26 лет 05 месяцев 29 дней;
- указать последнее воинское звание ФИО – подполковник, указать последнее служебное положение ФИО – начальник автобронетанковой службы войсковой части 3006 МВД Украины.
Судом постановлены приведенные выше решение и дополнительное решение, об отмене которых, как незаконных и необоснованных, по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ГУ МВД России по Московской области.
Выслушав представителя ответчика ГУ МВД России по Московской области по доверенности ФИО, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, объяснения истца ФИО, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу 1 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО родился 15 июня 1954 года, являлся пенсионером в Республике Украина и получал пенсию за выслугу лет с 1 мая 1999 года по 30 июля 2021 года.
1 марта 2021 года ФИО выдан вид на жительство иностранного гражданина, из которого следует, что с 13 мая 2021 г. истец был зарегистрирован по месту жительства в Российской Федерации по адресу: <данные изъяты>
21 августа 2021 года истец ФИО вступил в гражданство Российской Федерации, ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
В связи со сменой государства проживания и гражданства ФИО обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области с заявлением от 29 сентября 2021 г. об оказании содействия в истребовании пенсионного дела из Пенсионного фонда МВД Украины в Днепропетровской области в целях установления пенсии за выслугу лет в Российской Федерации.
Письмом от 14 октября 2021 года начальник отдела Центра пенсионного обслуживания сообщил ФИО о том, что пенсионное дела запрошено.
Далее, письмом от 20 апреля 2022 года заместитель начальника управления нормирования оплаты труда и социальных гарантий сообщил истцу ФИО, что в связи с проведением на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины специальной военной операции вооруженными силами Российской Федерации у МИД России в настоящее время отсутствуют каналы связи с государственными органами Украины.
ГУ МВД России по Московской области принимались меры для получения из Украины пенсионного дела истца, однако данные меры результата не принесли, пенсионное дело истца из Украины не поступило.
Судом установлено также, что стаж службы истца ФИО на момент выхода на пенсию по выслуге лет в Украине составлял 26 лет 05 месяцев 29 дней (26-5-29).
Из представленных в материалы дела трудовой книжки, архивной справки от 16 июня 2022 года № 953/М-3430, удостоверения личности военнослужащего серии ЯФ <данные изъяты> следует, что ФИО являлся курсантом и далее проходил службу в органах МВД СССР, союзных республик и в Республике Украина в период с 10 ноября 1972 года по 30 апреля 1999 года, последнее воинское звание – подполковник, последнее служебное положение – начальник автобронетанковой службы войсковой части 3006 МВД Украины.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» установлен порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и членов их семей. Данный закон является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации № 4468-1, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» - установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются, в том числе военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).
До 1 января 2023 года Российская Федерация и Украина являлись участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
На основании Соглашения от 13 марта 1992 г. в целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», которое подписано и вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 г., для Украины - 10 апреля 1996 г.
Действие Соглашения от 24 декабря 1993 г. прекращено в Российской Федерации с 16 сентября 2024 г.
Таким образом, поскольку на момент выдачи ФИО вида на жительство иностранного гражданина и в дальнейшем паспорта гражданина Российской Федерации, а также на момент обращения истца в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области по вопросу пенсионного обеспечения по выслуге лет Соглашения от 13 марта 1992 г. и от 24 декабря 1993 г. действовали, при оценке пенсионных прав истца следует исходить из положений указанных Соглашений.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно пункту «б» статьи 13 Закона Российской Федерации № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствался Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» и исходил из того, что у истец ФИО имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку в силу правового регулирования, действовавшего на дату обращения истца, при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения от 24 декабря 1993 г. ранее назначенная пенсия за выслугу лет сохраняется и ее выплата продолжается на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Стороны, на территории которой сотрудник постоянно проживает (в данном случае - Российской Федерации), при условии, что ему прекращена выплата пенсии по прежнему месту жительства и им совершены последовательные, целенаправленные действия, свидетельствующие о намерении и фактическом постоянном проживании на территории соответствующего государства (в данном случае - Российской Федерации).
С учетом архивной справки от 16 июня 2022 года № 953/М-3430, удостоверения личности серии ЯФ <данные изъяты>, трудовой книжки суд включил в выслугу лет ФИО периоды службы с 10 ноября 1972 года по 1 сентября 1976 года в качестве курсанта Харьковского военного училища МВД СССР; с 1 сентября 1976 года по 23 декабря 1980 года служба в МВД СССР по Украинской и Молдавской ССР; с 23 декабря 1980 года по 1 февраля 1985 года служба во Внутренних войсках МВД СССР по Уралу; с 1 февраля 1985 года по 21 февраля 1987 года служба в МВД СССР; с 21 февраля 1987 года по 29 ноября 1989 года служба в МВД СССР по Украинской и Молдавской ССР; с 29 ноября 1989 года по 30 апреля 1999 года служба в МВД Украины.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами, поскольку суд верно распределил бремя доказывания между сторонами по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом оценил доказательства по делу и в соответствии с требованиями части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации результаты оценки отразил в своем решении. Оснований для иной оценки представленных по делу доказательств судебная коллегия не находит и соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и нормах права.
Кроме того, судебная коллегия исходит из того, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств, а также членов их семей и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются нормами специального законодательства (Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), которое не предусматривает признание за иностранным гражданином права на пенсионное обеспечение при отсутствии у него вида на жительство.
На основании абзаца 2 части 1 статьи 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия обозрела оригинал вида на жительство иностранного гражданина серии <данные изъяты>, выданного ФИО 1 марта 2021 г., и копия данного документа приобщила к материалам дела.
Таким образом, поскольку в силу Соглашений от 13 марта 1992 г. и от 24 декабря 1993 г., Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 получил вид на жительство 1 марта 2021 г., а в последствии 21 августа 2021 года получил паспорт гражданина Российской Федерации, с 15 мая 2021 г. постоянно проживает на территории Российской Федерации и его пенсионное обеспечение по выслуге лет на территории Украины прекращено 30 июля 2021 г., истец ФИО имеет право на пенсионное обеспечение за выслугу лет на территории Российской Федерации с 1 августа 2021 г.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном применении судом Соглашения от 24 декабря 1993 г. ввиду его денонсации несостоятелен, так как обращение истца за установлением пенсии по выслуге лет имело место в период действия указанного Соглашения.
Из содержания апелляционных жалоб ГУ МВД России по Московской области и пояснений представителя ответчика следует, что данный ответчик по существу не оспаривает право ФИО на установление пенсии по выслуге лет, однако ссылается на затруднительность исполнения решения суда по причине невозможности расчета размера пенсии истца по выслуге лет в отсутствии пенсионного дела и документов, находящихся в Украине.
В частности, в апелляционной жалобе ГУ МВД России по Московской области указывает на то, что согласно пунктам 13.1, 28 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России (утв. приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7) для назначения истцу ФИО пенсии за выслугу лет необходимы расчет выслуги лет, денежный аттестат, выписка из приказа об увольнении, сведения о размерах оклада по должности, оклада по воинскому (специальному) званию, размер процентной надбавки за выслугу лет, однако таких сведений ни у истца, ни у ответчика не имеется, а имеющихся в распоряжении ГУ МВД России по Московской области документов недостаточно для исчисления размера пенсии.
В связи с этим судебная коллегия исходит из того, что гарантированное Конституцией Российской Федерации, международными соглашениями и законом право на пенсионное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение за выслугу лет не может быть поставлено в зависимость от того, что документы, необходимые для расчета размера пенсии, не могут быть получены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по причинам, которые не зависят от лица, имеющего право на пенсию.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щёлковского городского суда Московской области от 14 декабря 2023 года и дополнительное решение Щёлковского городского суда Московской области от 7 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГУ МВД России по Московской области – без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 23.10.2024
Председательствующий
Судьи