Решение по делу № 2-998/2012 от 28.11.2012

Дело № 2-998/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                               г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению

Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о признании частично недействующими Правил благоустройства территории Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района от 25 мая 2012 года № 14/02, с участием заинтересованного лица Собрания депутатов Иваньково - Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Прокурор мотивировал своё заявление тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой изучено решение собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района от 25 мая 2012 года № 14-02 «О Правилах благоустройства территории Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики» (далее - Правила).

Правила разработаны и утверждены в целях улучшения уровня благоустройства, соблюдения чистоты и санитарного состояния, а также установления единого порядка в решении вопросов благоустройства территорий Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики.

Решение Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от 25 мая 2012 года № 14/02 «Об утверждении Правил благоустройства территории Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики» опубликовано в муниципальной газете «Вестник Алатырского района» № 84(89) от 06 июня 2012 года.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения, в том числе отнесены вопросы утверждения правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных на границах населенных пунктов поселения.

Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При анализе содержания Правил установлены противоречия федеральному законодательству по следующим основаниям.

Так, пунктом 3.6 Правил на собственников, владельцев или пользователей объектов торговли возлагается обязанность по уборке и содержанию территорий, прилегающих к объектам торговли на расстоянии не менее 25 метров.

Пунктом 3.87 Правил на собственника частного домовладения возлагается обязанность по уборке и содержанию территории частного домовладения и прилегающей территории со стороны дорог и улиц (переулков, проходов, проездов) на расстоянии не менее 15 метров.

Пунктом 3.9 Правил на хозяйствующий субъект, в собственности, владении или пользовании которого находится территория, возлагается обязанность по уборке и содержанию территорий хозяйствующего субъекта и прилегающей территории не менее 50 метров.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, обязанность проведения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Таким образом, бремя содержания земельных участков, в том числе осуществление санитарной уборки и благоустройства территории данных участков, несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (если иное не предусмотрено договором аренды).

Из изложенного следует, что уборка территорий должна производиться лицами, у которых данные земельные участки находятся во владении и (или) пользовании, либо обязанность которых по их уборке закреплена договором или следует из совершения земельного нарушения. Возложение на физических и юридических лиц обязанности по уборке прилегающей территории в иных случаях является незаконным обременением.

Часть 2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения и в части организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, создания условий для массового отдыха жителей городского округа, и организации обустройства мест массового отдыха населения; благоустройства и озеленения территории городского округа.

Таким образом, действующий законодательством не предусмотрена возможность возложения органами местного самоуправления на юридические и физические лица исполнения обязанностей по санитарному и иному содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, права пользования, иных вещных прав на которые юридические и физические лица не имеют, то есть прилегающих территорий.

На основании вышеуказанного, пункты 3.6, 3.8, 3.9 Правил подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством.

По аналогичным основаниям не соответствуют федеральному законодательству пункты 4.1 и 8.2 Правил в части возложения на физических и юридических лиц обязанностей по очистке и уборке прилегающих территорий и по содержанию зеленых насаждений, находящихся на прилегающих территориях.

Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного суда Чувашской Республики от 26 июня 2012 года № 33-1971-12.

Кроме того, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором, содержащим неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

В соответствии с п.п. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права относится к коррупционным факторам.

Пунктом 13.8 Правил устанавливается, что собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям, подлежат обязательной регистрации в ветеринарной службе с 3-х месячного возраста.

Вместе с тем, что в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таки образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регулированию вопросов в области ветеринарии и п. 13.8 Правил подлежит признанию утратившим силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» межрайпрокуратурой в адрес Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики внесен протест от 28 июня 2012 года № 03/2-01-2012 с требованием о приведении указанных Правил в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Кроме того, в требовании также указывалось на необходимость сообщения Чебоксарскому межрайонному природоохранному прокурору о результатах рассмотрения протеста в письменном виде с приложением копии соответствующего нормативного правового акта.

Однако по настоящее время Правила, утвержденные решением Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения от 25 мая 2012 года № 14/02, не приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3.6, 3.8, 3.9, 4.1, 8.2 (в части возложения обязанности по содержанию прилегающей территории) и пункт 13.8 Правил благоустройства территории Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от 25 мая 2012 года № 14/02.

До судебного рассмотрения дела за подписью Чебоксарского природоохранного прокурора ФИО1 поступило заявление об отказе от заявленных требований, поскольку до принятия судебного акта Собранием депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики требования прокурора удовлетворены, выявленные прокуратурой нарушения устранены.

Прокурор просил принять отказ от заявления о признании частично недействующими Правил благоустройства территории Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района от 25 мая 2012 года № 14/02 и прекратить производство по делу на основании ст. 220 ГПК РФ.

В судебное заседание Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор и представитель Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Суд принимает отказ Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора от заявления о признании частично недействующими Правил благоустройства территории Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского от 25 мая 2012 года № 14/02, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39,173,220,221 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Производство по гражданскому делу по заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о признании частично недействующими Правил благоустройства территории Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района от 25 мая 2012 года № 14/02, с участием заинтересованного лица Собрания депутатов Иваньково - Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, прекратить в связи с отказом прокурора от заявления.

Разъяснить Чебоксарскому межрайонному природоохранному прокурору, что в соответствии со ст. 221 ГПК РФ, в случае прекращения производства по делу, вторичное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в пятнадцатидневный срок со дня его вынесения с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий:

2-998/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО (ст.220 ГПК)
Истцы
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор ЧР
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
28.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2012Передача материалов судье
03.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2012Судебное заседание
11.01.2013Дело сдано в канцелярию
11.01.2013Дело оформлено
15.03.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее