Решение по делу № 33-1582/2022 от 20.06.2022

Судья Гуреева К.С.     дело № 33-1582/2022

№ 2-2110/2022; 12RS0003-02-2022-001466-41

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                          19 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Иванова А.В.

судей Лоскутовой Н.Г. и Ваулина А.А.,

при секретаре Сафиулиной Э.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 апреля
2022 года, которым постановлено:

возложить на Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда перенести площадку с мусорным контейнером, расположенную напротив <адрес> и установить ее в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

В удовлетворении исковых требований Панфиловой Н. В. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» отказать.

Взыскать с Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Панфиловой Н. В. судебные расходы на уплату государственной пошлины
300 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лоскутовой Н.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Панфилова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором просила перенести контейнерную площадку для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, привести место ее нахождения в соответствие с нормами СанПин.

В обоснование иска указано, что Панфилова Н.В. является собственником дома, расположенного по адресу: г.Йошкар-Ола, <адрес>. в 6 метрах от ее дома расположен 1 контейнер для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов. Расположение мусорного контейнера вблизи дома истца не соответствует санитарным нормам и правилам, нарушает право истца на благоприятную окружающую среду.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Судом принято указанное решение.

В апелляционной жалобе Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указано, что СанПиН 2.1.3684-21 не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние (от 20 м до 100 м), а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания. При отсутствии возможности соблюдения предусмотренных разрывов, данные расстояния устанавливаются комиссионно, что не противоречит законодательству.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков и третьих лиц не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в установленном порядке о необходимости обеспечения своего участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судебную коллегию не уведомили. В связи с этим судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения истца Панфиловой Н.В. и представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Балахничевой А.В., полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьям 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Панфиловой Н.В. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Пирогова, д. 23/ ул. Матросова, д. 9.

25 декабря 2018 года комиссией в составе ведущего специалиста отдела дизайна городской среды и ландшафтной архитектуры управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», председателя комитета экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», старшего менеджера ООО «Благоустройство», заместителя начальника отдела санитарного надзора Роспотребнадзора по Республике Марий Эл по результатам обследования частного сектора на территории города Йошкар-Ола по определению мест размещения контейнерных площадок составлен акт, согласно которому комиссией принято решение установить
1 евроконтейнер напротив <адрес>.

Как следует из письма Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 27 декабря 2021 года №12-00-03/117-4024-2021 в соответствии с актом санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 15 декабря 2021 года №3099 контейнерная площадка размещена на близком расстоянии от жилого дома: до северо-западной стены здания жилого <адрес> расстояние составляет 6+0,23 м при допустимом расстоянии не менее 20 м. Таким образом, расстояния от контейнерной площадки для накопления ТКО, расположенной возле <адрес> до территории с нормируемыми показателями качества среды обитания, не соответствует требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями гражданского законодательства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, установив надлежащего ответчика по делу, учитывая допущенное Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» нарушение прав Панфиловой Н.В. на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции пришел к выводу о удовлетворении исковых требований к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и об отказе в иске к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

При этом суд исходил из того, что размещение Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» площадки с мусорным контейнером напротив <адрес> по
<адрес> на расстоянии 6+0,23 м от дома истца нарушает положения действующего с 1 марта 2021 года СанПиН 2.1.3684-21, который не допускает размещение контейнерных площадок на расстоянии менее 20 метров от индивидуальных жилых домов. Доказательств, подтверждающих, что в условиях сложившейся градостроительной застройки определить иное место для обустройства контейнерной площадки не представляется возможным, в деле не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года утверждены санитарные правила «СаНПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в соответствии с пунктом 2.2.3 которых, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абзац 1). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (абзац 2).

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абзац 3).

Указанная норма признана недействующей на территории Российской Федерации постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 42.

В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (начало действия – с 1 марта 2021 года) расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

Из материалов дела следует, что работы по установке и оборудованию спорной контейнерной площадки осуществлены в ноябре 2021 года, то есть после введения в действие СанПиН 2.1.3684-21, и признания СаНПиН 42-128-4690-88 недействующими на территории Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарный эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 21 Закона № 52-ФЗ установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 1 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Положениями статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Согласно пункту 2.1 Положения об управлении городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 28 декабря 2011 года № 365-V, основными задачами Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» являются организация благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола»; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу части 1.1 Положения указанные полномочия возложены на Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» как отраслевого (функционального) органа местного самоуправления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Таким образом, судебная коллегия полагает, что контейнерная площадка, расположенная напротив жилого <адрес>, установлена с нарушениями действующего законодательства, оснований для ее сохранения на прежнем месте не имеется, поскольку это нарушает право истца на благоприятную окружающую среду, выводы суда первой инстанции об указанном являются верными.

Ссылка в апелляционной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2012 года № АПЛ12-27, не влечет отмены обжалуемого решения, поскольку в настоящем деле суд апелляционной инстанции учитывает наличие обращения гражданина
от 29 ноября 2021 года по вопросу ненадлежащей организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по названному адресу и итоговый вывод Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о возможных последствиях нарушения такой организации мест (площадок) в виде ухудшения условий проживания граждан и угрозы причинения вреда их здоровью. Обозначенные выводы административного органа Роспотребнадзора по Республике Марий Эл участвующими в деле лицами соответствующими доказательствами не опровергнуты.

Обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая, что позволило бы сократить нормативное расстояние от контейнерной площадки (не менее 20 м) до жилого <адрес>
<адрес> не приведены, доказательства, свидетельствующие о наличии таких оснований не представлены. Согласно пояснениям представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, данным в судебном заседании, с заявлением об определении иного места установки площадки накопления ТКО по указанному в иске адресу ответчики не обращались, документов, свидетельствующих о невозможности установить такую площадку без нарушения требований СанПиН, не представляли.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                     А.В. Иванов

Судьи                                 А.А. Ваулин

                                    Н.Г. Лоскутова

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2022 года.

33-1582/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Панфилова Надежда Васильевна
Ответчики
Управление городского хозяйства администрации ГО Город Йошкар-Ола
Администрация ГО Город Йошкар-Ола
Другие
ООО Благоустройство
Комитет архитектуры и градостроительства администрации ГО Город Йошкар-Ола
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Комитет экологии и природопользования администрации ГО Город Йошкар-Ола
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Лоскутова Надежда Геннадьевна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
21.06.2022Передача дела судье
19.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2022Передано в экспедицию
19.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее