ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Танганов Б.И.
Дело № 33 – 1604 дело поступило 27 марта 2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 мая 2017 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., судей коллегии Васильевой С.Д., Захарова Е.И.,
при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия об обязании организовать мероприятия по привидению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством, .по апелляционной жалобе представителя Правительства РБ Митыповой Е.В. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 19 января 2017 г., которым постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия организовать мероприятия по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 4 декабря 1995 года № 13-7-2,469 четырех скотомогильников, расположенных на территории Кабанского района Республики Бурятия: 1) в 3,6 км. от с.Закалтус, в 2,2 км. от дороги, площадью 400 кв.м.; 2) в 5.км. от п.Селенгинск, в 5 км. от дороги, площадью 300 кв.м.; 3) в 2,5 км. от с.Байкало-Кудара, в 0,7 км. от дороги, площадью 576 кв.м.; 4) в 3 км. от с.Шигаево, в 2,2 км. от дороги, площадью 400 кв.м. в виде:
- организации мероприятий по размещению скотомогильников на участках земли площадью не менее 600 кв.м.,
- организации мероприятий по выкапыванию траншеи глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из внутреннего грунта с внутренней стороны забора по всему периметру; организации мероприятий по перекидке моста через траншею; организации мероприятий по установке крышек обеспечивающих плотное закрытие отверстия скотомогильников; организации мероприятий по строительству навеса длиной 6 м., шириной 3 м. над ямой на высоте 2,5 м. и строительству помещений для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя Правительства РБ Романовой О.С., прокурора Дмитриевой Ю.А., представителя Управления ветеринарии по РБ Якимовой А.А., представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия Баженовой Н.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Восточно-Байкальский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к правительству РБ об обязании организовать мероприятия по привидению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки выявлены действующие на территории Кабанского района РБ 4 скотомогильника, которые в нарушении требований законодательства на балансе не за кем не закреплены, фактически никто не следит за их техническим состоянием. Эксплуатация скотомогильников осуществляется с нарушением Ветеринарно-санитарных Правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и соответственно чрезвычайных ситуаций.
В суде первой инстанции прокурор Будаев З.Б. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства РБ Митыпова Е.В. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что действительно скотомогильники являются бесхозяйными, на балансе ни за кем не закреплены. Возложение обязанностей на ответчика по содержанию скотомогильников возможно лишь после их передачи от муниципальных образований и принятия в установленном порядке субъектом РФ, т.е. Правительством РБ. Таким образом, иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Представители Управления ветеринарии РБ Якимова А.А., Цыренжапова Е.Г. поддержали доводы представителя ответчика и в удовлетворении иска просили отказать.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Баженова Н.В. исковые требования прокурора поддержала.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства РБ Митыпова Е.В. просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства РБ Романова О.С. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Прокурор Дмитриева Ю.А., представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Баженова Н.В. считают, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представители Управления ветеринарии РБ Якимова А.А. считает, что решение подлежит отмене, поддержав доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав мнение явившихся лиц, не усматривает оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на территории Кабанского района РБ имеются 4 скотомогильника:
1) в 3,6 км. от с.Закалтус, в 2,2 км. от дороги, площадью 400 кв.м., эксплуатируется с 1980 г.; 2) в 5 км. от п.Селенгинск, в 5 км. от дороги, площадью 300 кв.м., эксплуатируется с 1987 г.; 3) в 2,5 км. от с.Байкало-Кудара, в 0,7 км. от дороги, площадью 576 кв.м., эксплуатируется с 2011 г.; 4) в 3, км. от с.Шигаево, в 2,2 км. от дороги, площадью 400 кв.м., эксплуатируется с 1985 г.
В ходже проверки установлено, что скотомогильники эксплуатируются с нарушениями Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 04.12.1995 г.
1) в нарушение п.5.8 Правил, на территории скотомогильника, возле с.Закалтус, отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов, отсутствует навес над ямой.
2) нарушение п.п.5.6, 5.8 Правил отсутствуют ворота при въезде на территорию скотомогильника возле п.Селенгинск, отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов, отсутствует навес над ямой.
3) нарушение п.5.8 Правил на территории скотомогильника возле с.Байкало-Кудара отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов.
4) в нарушение п.п.5.6, 5.7, 5.8 Правил территория скотомогильника возле с.Шигаево не огорожена забором с воротами, не обвалована, отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов, отсутствует навес над ямой, вкопанная в землю металлическая емкость не имеет крышки.
В нарушении п.5.3 Правил, вышеуказанные скотомогильники размещены на участках земли площадью менее 600 кв.м.
Кроме того, отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из внутреннего грунта с внутренней стороны забора по всему периметру.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подп.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подп.«ц» п.2 ст.26.11 данного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в п.2 ст.26.3 данного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии со ст.ст.1, 2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Из указанных норм следует, что организация мер по устройству и содержанию скотомогильников, в том числе определение лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники, является обязанностью субъекта РФ.
Возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. К полномочиям органов местной администрации законом отнесены лишь полномочия по выбору и отводу земельного участка для строительства скотомогильника по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
В связи с изложенным доводы жалобы о том, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязательства по приведению скотомогильников в соответствии с Правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств, о выделении денежных средств были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 19 января 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи коллегии: С.Д. Васильева
Е.И. Захаров