Решение по делу № 33-1920/2024 от 25.01.2024

Судья: Логвинова О.В. Дело № 33-1920/2024(2-1569/2023)

Докладчик: Пастухов С.А. УИД 42RS0001-01-2023-001929-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2024 г. г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе председательствующего: Гребенщиковой О.А.,

судей: Пастухова С.А., Макаровой Е.В.,

при секретаре: Шустеровой П.Е.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Анжеро-Судженского городского округа на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27 ноября 2023 г.

по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу (далее – Роспотребнадзор) обратился с исковым заявлением к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о понуждении к действиям, мотивируя свои требования следующим.

В Роспотребнадзор поступило обращение гражданина ФИО3, проживающего на территории Анжеро-Судженского городского округа, пгт. Рудничный, <адрес> о несоблюдении законодательства Российской Федерации при обращении с твердыми коммунальными отходами.

В результате проведенного обследования 11.07.2023 было установлено следующее:

- по <адрес> пгт. Рудничный г. Анжеро-Судженск, отсутствуют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие для размещения контейнера, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, контейнеры установлены на земле. На расстоянии 24 метра от указанного жилого дома.

- по <адрес>, <адрес>, г. Анжеро-Судженск, отсутствуют, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие для размещения контейнера, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, с размещенным контейнером, один металлический контейнер установлен на земле. МЦ |

Выявленные нарушения не соответствуют требованиям разд. 2 п.п. 3, 4, 6 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25 % указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.

Пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Создание и содержание мест, предназначенных для хранения ТКО, регламентируют нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Истец просил суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа выполнить требования санитарного законодательства, а именно установить контейнерную водонепроницаемую площадку по <адрес>.г.т. Рудничный г. Анжеро-Судженск Кемеровской области в соответствии с требованиями п.п. 3, 4 р.2 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27.11.2023 постановлено (л.д. 23-26):

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о понуждении к действиям удовлетворить.

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа, расположенную по адресу: ул. Ленина, 6, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ИНН 4201006176, зарегистрированную 19.11.2002 за ОГРН 1024200508309 в срок до 01.07.2024 установить контейнерную водонепроницаемую площадку в соответствии с требованиями п.п. 3, 4 р.2 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" по адресу: <адрес>, п.г.т. Рудничный, г. Анжеро-Судженск Кемеровской области.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа - Прокопчик М.С., просит отменить решение суда (л.д. 31).

Указывает, что бюджет городского округа является высокодотационным, собственная доходная база крайне низка и составляет 16,8 % в общей сумме бюджета. Расходы рассчитаны исходя из минимальных потребностей на содержание учреждений и исполнение муниципальных программ. Дотация из областного бюджета в первую очередь направляется на выплату заработной платы и погашение задолженности за коммунальные услуги. Приоритетность финансирования расходов главный распорядитель бюджетных средств определяет самостоятельно в пределах доведенных лимитов.

Исполнить решение суда в указанный срок не представляется возможным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Пунктом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Судом установлено, что как следует из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области-Кузбассе» в г. Анжеро-Судженск, Ижморском и Яйском районах» от 11.07.2023 (л.д. 10) по обращению жителя от 06.06.2023 (л.д. 5) на основании поручения Роспотребнадзора № 247 от 04.07.2023 (л.д. 8) было проведено обследование, в результате которого установлено, что на момент проведения обследования у жилого дома по <адрес>, п.г.т. Рудничный, г. Анжеро-Судженск, на земле установлены три металлических контейнеров для сбора ТКО по 0,75 куб.м. на расстоянии 24 м. от жилого дома, отсутствуют специальная площадка с твердым (асфальтовое, бетонное) покрытие для размещения контейнеров, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение с трех сторон отсутствует, что не соответствует п. 3, р. 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039; ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 3,4 р.2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», оценив представленные доказательства, учитывая, что до настоящего времени контейнерные площадки в соответствии с требованиями п.п. 3, 4 р.2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по выше указанному адресу, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Анжеро-Судженского городского округа обязанность по их установлению.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для выполнения обязанности, возложенной судом на Администрацию Анжеро-Судженского городского округа в срок до 01.07.2024, не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств, возложенных законом, так как это может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц вследствие несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских поселений, а также явиться причиной возникновения опасности вредного воздействия факторов среды обитания на неопределенный круг лиц, проживающих на территории п.г.т. Рудничный, г. Анжеро-Судженск.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, срок, установленный судом в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ для исполнения требования санитарного законодательства, а именно для установления контейнерной водонепроницаемой площадки по <адрес>.г.т. Рудничный г. Анжеро-Судженск Кемеровской области, в течение более 7 месяцев с момента вынесения решения суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, соответствует обстоятельствам дела, а именно: ответчик является органом местного самоуправления, исполнение судебного акта связано с обеспечением бюджета города, а также установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что наиболее вредное воздействие данные нарушения на среду обитания человека имеют именно в теплое время года, при этом продолжение ответчиком выявленных нарушений приводит к нарушению права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесении судебного акта, или могли бы повлиять на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергнуть выводы суда первой инстанции.

По своей сути, доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, изложенную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных доказательств, однако выводов суда не опровергают. Оснований для переоценки доказательств и установленных обстоятельств судебная коллегия не находит, поскольку все представленные сторонами доказательства, в их совокупности, оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Анжеро-Судженского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий: О.А. Гребенщикова

Судьи: С.А. Пастухов

Е.В. Макарова

Судья: Логвинова О.В. Дело № 33-1920/2024(2-1569/2023)

Докладчик: Пастухов С.А. УИД 42RS0001-01-2023-001929-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2024 г. г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе председательствующего: Гребенщиковой О.А.,

судей: Пастухова С.А., Макаровой Е.В.,

при секретаре: Шустеровой П.Е.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Анжеро-Судженского городского округа на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27 ноября 2023 г.

по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу (далее – Роспотребнадзор) обратился с исковым заявлением к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о понуждении к действиям, мотивируя свои требования следующим.

В Роспотребнадзор поступило обращение гражданина ФИО3, проживающего на территории Анжеро-Судженского городского округа, пгт. Рудничный, <адрес> о несоблюдении законодательства Российской Федерации при обращении с твердыми коммунальными отходами.

В результате проведенного обследования 11.07.2023 было установлено следующее:

- по <адрес> пгт. Рудничный г. Анжеро-Судженск, отсутствуют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие для размещения контейнера, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, контейнеры установлены на земле. На расстоянии 24 метра от указанного жилого дома.

- по <адрес>, <адрес>, г. Анжеро-Судженск, отсутствуют, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие для размещения контейнера, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, с размещенным контейнером, один металлический контейнер установлен на земле. МЦ |

Выявленные нарушения не соответствуют требованиям разд. 2 п.п. 3, 4, 6 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25 % указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.

Пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Создание и содержание мест, предназначенных для хранения ТКО, регламентируют нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Истец просил суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа выполнить требования санитарного законодательства, а именно установить контейнерную водонепроницаемую площадку по <адрес>.г.т. Рудничный г. Анжеро-Судженск Кемеровской области в соответствии с требованиями п.п. 3, 4 р.2 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27.11.2023 постановлено (л.д. 23-26):

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о понуждении к действиям удовлетворить.

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа, расположенную по адресу: ул. Ленина, 6, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ИНН 4201006176, зарегистрированную 19.11.2002 за ОГРН 1024200508309 в срок до 01.07.2024 установить контейнерную водонепроницаемую площадку в соответствии с требованиями п.п. 3, 4 р.2 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" по адресу: <адрес>, п.г.т. Рудничный, г. Анжеро-Судженск Кемеровской области.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа - Прокопчик М.С., просит отменить решение суда (л.д. 31).

Указывает, что бюджет городского округа является высокодотационным, собственная доходная база крайне низка и составляет 16,8 % в общей сумме бюджета. Расходы рассчитаны исходя из минимальных потребностей на содержание учреждений и исполнение муниципальных программ. Дотация из областного бюджета в первую очередь направляется на выплату заработной платы и погашение задолженности за коммунальные услуги. Приоритетность финансирования расходов главный распорядитель бюджетных средств определяет самостоятельно в пределах доведенных лимитов.

Исполнить решение суда в указанный срок не представляется возможным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Пунктом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Судом установлено, что как следует из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области-Кузбассе» в г. Анжеро-Судженск, Ижморском и Яйском районах» от 11.07.2023 (л.д. 10) по обращению жителя от 06.06.2023 (л.д. 5) на основании поручения Роспотребнадзора № 247 от 04.07.2023 (л.д. 8) было проведено обследование, в результате которого установлено, что на момент проведения обследования у жилого дома по <адрес>, п.г.т. Рудничный, г. Анжеро-Судженск, на земле установлены три металлических контейнеров для сбора ТКО по 0,75 куб.м. на расстоянии 24 м. от жилого дома, отсутствуют специальная площадка с твердым (асфальтовое, бетонное) покрытие для размещения контейнеров, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение с трех сторон отсутствует, что не соответствует п. 3, р. 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039; ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 3,4 р.2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», оценив представленные доказательства, учитывая, что до настоящего времени контейнерные площадки в соответствии с требованиями п.п. 3, 4 р.2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по выше указанному адресу, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Анжеро-Судженского городского округа обязанность по их установлению.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для выполнения обязанности, возложенной судом на Администрацию Анжеро-Судженского городского округа в срок до 01.07.2024, не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств, возложенных законом, так как это может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц вследствие несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских поселений, а также явиться причиной возникновения опасности вредного воздействия факторов среды обитания на неопределенный круг лиц, проживающих на территории п.г.т. Рудничный, г. Анжеро-Судженск.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, срок, установленный судом в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ для исполнения требования санитарного законодательства, а именно для установления контейнерной водонепроницаемой площадки по <адрес>.г.т. Рудничный г. Анжеро-Судженск Кемеровской области, в течение более 7 месяцев с момента вынесения решения суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, соответствует обстоятельствам дела, а именно: ответчик является органом местного самоуправления, исполнение судебного акта связано с обеспечением бюджета города, а также установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что наиболее вредное воздействие данные нарушения на среду обитания человека имеют именно в теплое время года, при этом продолжение ответчиком выявленных нарушений приводит к нарушению права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесении судебного акта, или могли бы повлиять на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергнуть выводы суда первой инстанции.

По своей сути, доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, изложенную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных доказательств, однако выводов суда не опровергают. Оснований для переоценки доказательств и установленных обстоятельств судебная коллегия не находит, поскольку все представленные сторонами доказательства, в их совокупности, оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Анжеро-Судженского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий: О.А. Гребенщикова

Судьи: С.А. Пастухов

Е.В. Макарова

33-1920/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по КО
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Пастухов Сергей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
31.01.2024Передача дела судье
27.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Передано в экспедицию
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее