Решение по делу № 2-570/2024 от 31.01.2024

дело № 2-570/2024

***

***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2024 года          город Кола, Мурманская область

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

при секретаре Цветковой Е.И.,

с участием истца Морозова С.В.

представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Копликовой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова С.В. к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Управлению пенсионного и социального фонда России Кольского района Мурманской области о возложении обязанности подтвердить и включить период работы с вредными условиями труда,

установил:

Морозов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – АО «УК ЖКХ»), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее 0 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ), Управлению пенсионного и социального фонда России Кольского района Мурманской области о возложении обязанности подтвердить и включить период работы с вредными условиями труда. В обоснование заявленных требований указал, что с *** был принят на должность ***, расположенную по адрес***. Работодателем являлся войсковой городок теплового хозяйства жилищно-коммунальной службы г. Мурманска (филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ОСК Северного флота). В указанной котельной осуществлял трудовую деятельность с *** по ***. При трудоустройстве были определены работы с тяжелыми и вредными условиями труда, класс опасности 3.1. Во время работы периодически изменялись работодатели, при этом условия труда не изменялись. С *** по *** изменился класс вредности. Периоды работы с *** по *** в АО «ГУ ЖКХ» и с *** по *** в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ не были приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ в связи с тем, что данные периоды не были подтверждены работодателем, как работы по списку № 2 и отражены в индивидуальном лицевом счете без кодов особых условий труда. Указал, что в указанные периоды работодателями не проводилась специальная оценка условий труда. Ссылаясь на положения трудового законодательства, просил суд обязать ответчиков подтвердить периоды трудовой деятельности как работа по списку № 2, внести изменения в индивидуальный лицевой счет с соответствующими кодами особых условий труда. Обязать Управление пенсионного и социального фонда России по Мурманской области произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом льготных периодов с *** по *** и с *** по ***.

Определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Отделения Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Мурманской области, в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований ФКУ «Объединенное Стратегическое Командирование Северного флота», НП СРО АУ «Развитие» Конкурсный управляющий Дмитриченко А.В.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить в полном объеме.

Представить ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ в судебном заседании не возражала против заявленных требований. Пояснила, что истцом осуществлялась работа с вредными условиями труда, простоев котельной в период его трудовой деятельности не было.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку периоды работы истца в АО «ГУ ЖКХ» с *** по ***, а также в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ с *** по *** не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ в связи с тем, что данные периоды не подтверждены работодателем, как работа по списку № 2, дополнительные тарифы не уплачены, заключение СОУТ с отнесением работы истца к вредному или опасному классу условий труда не представлено. Указанные обстоятельства явились следствием вынесения решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.

Представитель третьего лица ФКУ «Объединенное Стратегическое Командирование Северного флота» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.

Третье лицо конкурсный управляющий НП СРО АУ «Развитие» Дмитриченко А.В. в судебное заседание не явилась, о дате и места рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, мнение относительно заявленных требований не представила.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, исходит из следующего.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж с не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 г.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 № 400-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с п. п. «а» п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным п. 6 и 7 Перечня, необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяемые при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665.

В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Морозов С.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ***.

Истец *** обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа Морозову С.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимой продолжительности льготного стажа работы.

Из решения следует, что ответчиком не включены в льготный стаж работы истца периоды работы в качестве машиниста - кочегара в котельной АО «ГК ЖКХ» с *** по *** и в котельной ФГБУ «ЦЖКУ» с *** по ***. в связи с отсутствием подтверждения работодателями работы по Списку № 2 и отражением в индивидуальном лицевом счете без кодов особых условий труда. Стаж истца на *** составил: страховой стаж (в льготном исчислении) - ***; стаж работы в РКС- ***; стаж работы по Списку № 2 - ***

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Морозов С.В. полагает решение пенсионного органа незаконными, поскольку характер его трудовой деятельности в качестве машиниста-кочегара в отношении всех периодов работы, исключенных пенсионным органом, соответствует характеру трудовой деятельности и условиям труда в профессии машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (раздел ХХХIII «Общие профессии» код позиции 23200000-13786).

Разрешая требования истца о включении в стаж работы, предоставляющий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в должности машиниста (кочегара) котельной АО «ГУ ЖКХ» и ФГБУ «ЦЖКУ» суд приходит к следующему.

На основании части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 № 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Подпунктом «б» пункта 1 данного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе, Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

В соответствии со Списком № 2 от 26.01.1991 г. № 10 право на досрочное назначение страховой пенсии предоставлено в том числе, машинистам (кочегарам) котельной (на угле и сланце), в том числе занятым на удалении золы (код 23200000-13786).

Как следует из п. 5 Разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Из приведенных нормативных положений следует, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующими списками (Списком № 2), при условии, если они заняты в производствах, определенных этими списками. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

В силу ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

В силу пункта 11 указанных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, предусмотрено, что периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 4 Порядка).

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (п. 13 Порядка).

Таким образом, при определении права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ учитываются периоды работы в тяжелых условиях труда, значение имеет подтверждение характера труда для включения периодов работы в специальный стаж.

Периоды работы, указанные в трудовой книжке, включаются в общий стаж, а для включения данных периодов в специальный стаж необходимо дополнительное подтверждение, что прямо предусмотрено Перечнем документов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 4 августа 2021 г. № 538н (действовавшем в период рассмотрения Ответчиком заявления о назначении пенсии).

При этом, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что необходимым условием для назначения досрочной пенсии является наличие специального стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев, и достижение возраста 50 лет (с учетом законодательства, действующего на дату возникновения права), при этом основными критериями, дающими право на досрочное пенсионное обеспечение, являются виды, характер выполняемых работ и занятость на этих работах не менее 80% рабочего времени.

Из материалов дела следует, что *** между АО «ГУ ЖКХ» и Морозовым С.В. заключен трудовой договор , по условиям которого Морозов С.В. принят на работу в должности *** обособленного подразделения «Мурманское» АО «ГУ ЖКХ».

Трудовой договор является срочным трудовым договором по основному месту работы на 1 ставку (п. 1.3 Договора) и действует по *** если ни одна из сторон не направит уведомление о расторжении за 10 рабочих дней до окончания срока его действия (п. 2.2 Договора).

Согласно п 6.6. трудового договора, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда отсутствуют.

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от *** пролонгирован до ***.

Уведомлением от *** АО «ГУ ЖКХ» уведомила истца о расторжении трудового договора между сторонами в связи с истечением срока его действия. Последним днем работы является ***.

Иных документов, подтверждающих работу в АО «ГУ ЖКХ» истцом не представлено.

Как указано выше, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость подтверждения специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, в том числе и в тяжелых условиях труда.

Однако истцом не были представлены доказательства, выполнения им работы во вредных или тяжелых условиях труда, т.е. работы, предусмотренной разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, позиции 23200000-13786 в качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце) с полной занятостью не менее 80% рабочего времени.

Льготная справка, уточняющая характер и условия труда истца в оспариваемые периоды, не была представлена в материалы дела.

В записях трудовой книжки истца отсутствует наименование профессии, как это предусмотрено разделом XXXIII, позиция 23200000-13786 Списка № 2 (машинист (кочегар) котельной на угле и сланце), что вызывает необходимость уточнения характера работы истца в спорный период о том, что работа осуществлялась в котельной, работающей на угле или сланце.

Трудовая книжка истца в данном случае не является доказательством, подтверждающим полную занятость истца по профессии, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, и не подтверждает характер работы истца. Сам по себе факт работы истца машинистом кочегаром в спорный период, подтвержденный записями в трудовой книжке, не влечет автоматически возникновения права на льготное пенсионное обеспечение. Для его возникновения необходимо также подтверждение работы не менее 80% рабочего времени (полная занятость). При этом не все работники, работающие во вредных или тяжелых условиях труда, пользуются правом на назначение льготной пенсии.

Сведения индивидуального персонифицированного учета за спорные периоды также не содержат данных о наличии льгот.

Таким образом, исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не было представлено достоверных и допустимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о льготном характере его работы в спорный период и о его полной занятости на работах, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Разрешая требования истца о включении в стаж работы, предоставляющий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с *** по *** в должности машиниста (кочегара) котельной в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, суд приходит к следующему.

*** между ФГБУК «ЦЖКУ» Минобороны РФ и Морозовым С.В. заключен трудовой договор по условиям которого Морозов С.В. принят на работы в должности ***

На основании приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по Северному флоту от ***, Морозов С.В. принят на работу с *** в жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 1 Мурманский Тепловое хозяйство в/г 14 п. Шонгуй Тепловое хозяйство Котельная в должности ***

Из дополнительного соглашения к трудовому договору от *** , следует, что до проведения специальной оценки условий труда устанавливается повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 12%.

*** с Морозовым С.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от *** , согласно которому пункт 6.6 Раздела «оплата труда и материальное стимулирование» изложен в следующей редакции: «гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда: после проведения специальной оценки условий труда устанавливается повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 4% за фактически отработанное время; выдача молока или других равноценных пищевых продуктов за работу во вредных условиях труда; льготное пенсионное обеспечение».

Указанный период работы Морозова С.В. подтверждается трудовой книжкой, копией трудового договора и дополнительными соглашениями к нему.

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по Северному флоту от *** трудовой договор с Морозовым С.В. расторгнут по инициативе работника, увольнение с ***.

Сведений о нахождении в указанный период работы Морозова С.В. в отпуске без сохранения заработной платы, перевода на другую работу, материалы дела не содержат. При исполнении им должностных обязанностей время простоя не объявлялось.

Согласно письменным пояснениям представителя филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по Северному флоту, истец в период с *** по *** выполнял предусмотренные трудовым договором и должностной инструкцией обязанности в полном объеме на работах с вредными условиями труда в течение полного рабочего дня, что подтверждается трудовой книжкой.

Согласно должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной, утвержденной начальником жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 2 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от ***, машинист (кочегар) 3 разряда осуществляет обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью свыше 12,6 ГДж/ч до 42 ГДж/ч (свыше 3 до 10 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных и паровых котлов с теплопроизводительностью котла свыше 21 до 84 ГДж/ч (свыше 5 до 20 Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Обслуживание котлов на паровых железнодорожных кранах грузоподъемностью свыше 24 т или котлов паровых экскаваторов. Пуск, остановка, регулирование и наблюдение за работой тяговых и золошлакоудаляющих устройств, стокера, экономайзеров, воздухоподогревателей, пароперегревателей и питательных насосов. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок или станции мятого пара, расположенных в зоне обслуживания основных агрегатов, с суммарной тепловой нагрузкой свыше 42 до 84 ГДж/ч (свыше 10 до 20 Гкал/ч). Обеспечение бесперебойной работы оборудования котельной. Пуск, остановка и переключение обслуживаемых агрегатов в схемах теплопроводов. Учета теплоты, отпускаемой потребителям. Удаление механизированным способом шлака и золы из топок и бункеров паровых и водонагревательных котлов производственных и коммунальных котельных и поддувал газогенераторов. Погрузка золы и шлака при помощи механизмов в вагонетки или вагоны с транспортировкой их в установленное место. Наблюдение за правильной работой механизмов золошлакоудаления, подъемно-транспортного оборудования, сигнализации, приборов, аппаратуры и ограждающих устройств. Смыв шлака и золы специальными аппаратами. Участие в ремонте обслуживаемого оборудования.

Из представленного в материалы дела технического паспорта котельной инв. в/г н.п. Шонгуй производственный участок , котельная введена в эксплуатацию в *** года. Максимальная тепловая нагрузка суточного расхода установлена в размере 3,320 тонн с видом топлива – уголь, топливное хозяйство котельной в виде способа подаче и удаления шлака из котельной осуществляется ручным способом.

С ***, по результатам проведенной специальной оценке условий труда, работа в должности «машинист (кочегар) котельной» соответствует категории «работа в особых условиях труда» (код льготы 27-2 Списка № 2), и дает право на получении льгот, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Согласно специальной оценки условий труда машиниста (кочегара) котельной , проведенной ЖЭ(К)О филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по ОСК СФ, работник по данной должности, занятый на данном рабочем месте имеет право на досрочное назначение страховой пенсии, имеется необходимость в установлении указанного права. Специальная оценка условий труда проведена и составлена ***, то есть в период работы Морозова С.В.

В указанный период времени согласно заключенному дополнительному соглашению, истцу производилась дополнительная оплата за работу во вредных условиях труда, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что указанный период работы подлежит включению в стаж для досрочного назначения пенсии по старости

Кроме того, суд учитывает, что ответчиком периоды работы истца с *** по *** в котельной (адрес***) включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по коду льготу 27-2, списку № 2.

Оснований не доверять представленным документам и сведениям у суда не имеется, в связи с чем суд принимает указанные сведения, как доказательства того, что Морозов С.В. в указанный период времени работал в особых условиях, и период работы с *** по *** подлежит включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Между тем, соответствующие сведения об особых условиях труда Морозова С.В. работодатель - страхователь своевременно в пенсионный орган не предоставлял, дополнительные страховые взносы за истца не уплачивал, сведения о нем не подавали.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

При этом в Определении от 28.02.2017 № 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.

Исходя из того, что законодатель связывает с фактом начисления и уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам право граждан на досрочное пенсионное обеспечение в части включения в специальный стаж периодов работы, которые имели место после 01.01.2013 (ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), суд приходит к выводу о том, что ответчик необоснованно не включил в льготный стаж истца спорные периоды работы Морозова С.В. в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ (ПО ОСК Северного флота). Указанные периоды следует учитывать при исчислении льготного стажа истца.

Согласно пункту 5 разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения Правил, периоды ремонтных работ котельного оборудования и время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования также входят в функциональные обязанности машиниста (кочегара) котельной согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.011985 № 31/3-30.

При этом, ни ранее действовавшее, ни действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривает особого порядка подсчета специального стажа для досрочного назначения пенсии в виде отопительных сезонов котельной для работы в качестве машиниста (кочегара) котельной.

Суд приходит к выводу, что представленными в материалы дела документами подтверждается право Морозова С.В. на включение указанного периода в его специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

При таких обстоятельствах, факт неправомерных действий работодателя истца по непредоставлению сведений в систему индивидуального (персонифицированного) учета относительно льготного характера работы истца и не уплаты им дополнительного тарифа по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации не могут влиять на право Морозова С.В. на льготное пенсионное обеспечение. Работодатель истца является действующей организацией, следовательно, ответчик не лишен возможности взыскать с него соответствующие взносы в судебном порядке.

Такой подход нашел отражение в Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от *** по делу .

Таким образом, особый характер работы истца в спорный период подтвержден, ввиду чего, период работы с *** по *** в должности машиниста (кочегара) котельной группы теплового хозяйства, Котельная (адрес*** подлежит включению в специальный стаж по Списку № 2, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 и пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поскольку, несмотря на то, что сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении истца сданы работодателем без указания кода работы в особых условиях труда, суду представлено документальное подтверждение особого характера работы истца в спорный период.

Из вышеизложенного следует, что специальный стаж истца составляет ***, что дает право истцу при наличии возраста 57 лет, страхового стажа ***, стажа работы в районах Крайнего Севера ***, претендовать на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии -***.

Государственная пошлина, от которой истец при подаче иска был освобожден, с ответчика взысканию не подлежит, так как он также является, лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Морозова С.В. к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о возложении обязанности подтвердить и включить период работы с вредными условиями труда – удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области включить Морозову С.В. в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны РФ (по ОСК Северного флота) в должности машиниста (кочегара) котельной с *** по ***.

Назначить Морозову С.В., *** г.р. страховую пению по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 с даты обращения с заявлением о назначении пенсии - ***.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

***

***

Судья Н.А. Иванова

2-570/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов Сергей Васильевич
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ"
Управление пенсионного и социального фонда России в Кольском районе Мурманской области
Отделение пенсионного и социального фонда РФ по Мурманской области (УСФР по МО)
АО "Главное Управление Жилищно-коммунального хозяйства"
Другие
"Объединенное Стратегическое Командирование Северного флота"
НП СРО АУ "Развитие№ Конкурсный управляющий Дмитриченко Анна Викторовна
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Иванова Наталья Александровна
Дело на странице суда
kola.mrm.sudrf.ru
31.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2024Передача материалов судье
02.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.02.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее