Дело №2а-1-390/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 года г. Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Хромовой О.В.,
при секретаре Чистяковой Е.С.,
с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Корнеева А.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области административный иск прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Смагину С.Г. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, аннулировании и обязании сдать водительское удостоверение,
установил:
Прокурор Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Смагину С.Г. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, аннулировании и обязании сдать водительское удостоверение.
В обоснование иска указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области проведена проверка, по результатам которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года в БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на диспансерном «<данные изъяты>» учете у врача нарколога состоит Смагин С.Г. с диагнозом: <данные изъяты>». Смагину С.Г. в УГИБДД УМВД России по Орловской области 27.03.2014 выдано водительское удостоверение серии № на право управления транспортным средством, категории <данные изъяты>», которое является действительным до 27.03.2024 года. Ввиду того, что Смагин С.Г., имея водительское удостоверение, страдает заболеванием, препятствующим безопасному управлению транспортным средством, состоит на диспансерном учёте с наличием заболевания, послужившего основанием для диспансерного учёта, что создаёт реальную угрозу дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права граждан и интересы общества и государства, просил прекратить действие права на управление транспортными средствами Смагина С.Г., имеющего водительское удостоверение серии №, выданное 27.03.2014, и аннулировать данное водительское удостоверение; обязать Смагина С.Г. сдать в УГИБДД УМВД России по Орловской области водительское удостоверение серии № в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Корнеев А.Э. заявленные требования поддержал в полном объеме, приведя доводы искового заявления.
В судебное заседание административный ответчик Смагин С.Г., извещенный судом надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного ответчика.
Заинтересованное лицо представитель УГИБДД УМВД России по Орловской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя заинтересованного лица.
Заинтересованное лицо представитель БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, причина неявки суду не известна. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст. 1065 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Пунктом 1 ст. 1079 ГК РФ предусмотрено, что использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Согласно ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 Федерального закона N 196-ФЗ определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 28 названного Закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами может являться выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Частям 1 и 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным вышеуказанным постановлением, установлено, что управление транспортным средством категории «А, В, С, D, E» возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии.
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы алкоголизм, наркомания, токсикомания. Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление), которое производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, для больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению Транспортным средством» утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Таким образом, федеральным законодательством РФ в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортным средством постановлено, в том числе в прямую зависимость от состояния здоровья.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что установление у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Заявляя требование о прекращении действия права Смагина С.Г. на управление транспортными средствами, прокурор указал на наличие у него заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Судом установлено, что Смагину С.Г., 29.05.1972 года рождения, в УГИБДД УМВД России по Орловской области 27.03.2014 года выдано водительское удостоверение серии № на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>», срок действия до 27.03.2024 года, является в настоящее время действительным, что подтверждается карточкой операций с водительским удостоверением.
Как следует из справки БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Смагин С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на диспансерном «<данные изъяты>» учете у врача нарколога с диагнозом: «<данные изъяты>».
Данные обстоятельства подтверждаются также медицинской картой Смагина С.Г., из которой усматривается, что он проходил лечение в стационаре БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», ДД.ММ.ГГГГ г. находится на диспансерном учете у врача нарколога с диагнозом: «<данные изъяты>», стойкой ремиссии к выздоровлению не наблюдается, наркологический диспансер не посещает.
Факт нахождения Смагина С.Г. на учете до настоящего времени и отсутствие данных о наличии оснований для снятия его с учета свидетельствуют об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья. Обоснованность постановки на диспансерный учет ответчиком в установленном порядке не оспаривалась. Доказательств того, что у ответчика Смагина С.Г. после лечения наступила стойкая ремиссия, и он снят с наркологического учета в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения действия права Смагина С.Г. на управление транспортными средствами, поскольку он имеет заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств).
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, госпошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В силу ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины при подаче административного искового заявления неимущественного характера определен в 300 руб.
Согласно ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдаче документов) – по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда РФ).
В связи с чем, с административного ответчика Смагина С.Г. в доход муниципального образования «г. Ливны Орловской области» должна быть взыскана госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ 27.03.2014 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ 27.03.2014 ░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.░░░░░