Судья Погребная С.Г. Дело №33-161/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2018 года г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Мананниковой В.Н.,
Судей Бурдюговского О.В., Макаровой С.А.,
при секретаре Жуковой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. дело по апелляционной жалобе Дасаевой А.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО11, на решение Каменского городского суда Пензенской области от 30 октября 2017 года, которым постановлено:
В иске Дасаевой А.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО12 к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о признании постановления незаконным, о возложении обязанности по включению в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья отказать,
У с т а н о в и л а:
Дасаева А.Р., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, обратилась в суд с иском к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о признании постановления незаконным, о возложении обязанности по включению в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что в 2008 году она признана ответчиком нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы в г. Каменка Каменского района Пензенской области, затем - в такую же программу вместе с членами семьи - несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО3 на 2011-2015 годы, с целью получения социальной выплаты на приобретение жилья. Постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области от 30 августа 2017 года №565 ее семья была исключена из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы, в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (по возрасту). Считала, что несоответствие молодой семьи каким-либо критериям является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программы, однако не является основанием для исключения из участников программы, в том числе в связи с достижением предельного возраста. Истец участвует в данной программе с 2011 года, на ее иждивении находится двое несовершеннолетних детей, нуждающихся в благоустроенном жилом помещении. Исключение из числа участников подпрограммы считала незаконным, и просила признать обжалуемое постановление администрации незаконным; обязать администрацию города Каменки Каменского района включить ее и несовершеннолетних детей Дасаева И.Ш. и Дасаева Р.Ш. в число участников программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере государственной программы Пензенской области «Обеспечение жильем молодых семей» в городе Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы» с 04 октября 2011 года; признать за ней и несовершеннолетними детьми Дасаевым И.Ш. и Дасаевым Р.Ш. право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городе Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы».
В судебном заседании истец Дасаева А.Р., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО2 исковые требования поддержали, суду пояснили изложенное в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Каменского района Пензенской области - Клопова Т.Л., действующая на основании доверенности №21 от 09 марта 2017 года, с исковыми требованиями Дасаевой А.Р. не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Каменский городской суд Пензенской области постановил указанное решение.
Не согласившись с решением суда, Дасаевой А.Р., действующей от себя и от имени несовершеннолетних детей, подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
По мнению апеллянта, оснований для исключения их семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы не имелось, поскольку на момент включения в подпрограмму они в полном объеме соответствовали предъявляемым требованиям, вследствие чего постановление является незаконным.
На апелляционную жалобу от ответчика - администрации города Каменка Каменского района Пензенской области поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции Дасаева А.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила её удовлетворить.
Иные лица в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, в связи с чем и в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Дасаевой А.Р., проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области №166 от 08 июля 2008 года Дасаева А.Р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы в городе Каменке Каменского района Пензенской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.
04 октября 2011 года постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области №459 молодая семья Дасаевой А.Р. признана участником муниципальной долгосрочной целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в городе Каменке Каменского района Пензенской области на 2011-2015 года, состоящая из 3-х человек: ФИО14.
В последующем, постановлением главы администрации г. Каменского района от 25 апреля 2016 года №229, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года №889 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050», семья истца признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области от 30 августа 2017 года №565 молодая семья Дасаевой А.Р. была исключена из числа участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городе Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 года, в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что истец и её несовершеннолетние члены семьи не могут являться участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку не относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, в силу достижения одним из членов семьи (Дасаевой А.Р.) до рассмотрения вопроса формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году предельного возраста. Молодая семья - участница подпрограммы, должна отвечать установленным требованиям для получения социальной выплаты не только на момент признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список молодых семей - участников подпрограммы, но и на момент составления списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, утверждаемых субъектом Российской Федерации (Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области).
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.
Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года №675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года №1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011-2015 годы, а в последующем на 2015-2020 годы и соответствующие Правила.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. «в», «ж» ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (п.п. «а» п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года №738-О-О и от 15 января 2015 года №3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. п. 24, 25).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 26 Правил).
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года №3-О и от 23 апреля 2015 года №997-О).
Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, Дасаевой А.Р. 17 августа 2015 года исполнилось 36 лет, то есть, на момент формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году, до формирования сводного списка Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, истец достиг предельного возраста, установленного для участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с чем перестал совместно с членами своей семьи относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
Довод апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления неправомерно исключил семью истцов из списка молодых семей - участников подпрограммы, так как на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (2008 год) и первоначального включения в число участников подпрограммы на 2011-2015 годы Дасаева А.Р. соответствовала её условиям, в том числе, по возрасту, основан на ошибочном толковании норма материального права, регулирующих спорные правоотношения.
До утверждения соответствующим документом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области списка претендентов на получение социальной выплаты по Пензенской области в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Пензенской области, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Дасаева А.Р. на момент формирования указанного списка достигла предельного возраста, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В целом доводы апелляционной жалобы, по сути выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
решение Каменского городского суда Пензенской области от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дасаевой А.Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО16, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: