Гражданское дело № 2-226/19
24RS0015-01-2018-001614-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ермаковское 07 марта 2019 года.
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шабловского А.О.,
с участием представителя ответчика КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский» - Руденко Е.В.,
при секретаре Сорокулиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Елены Владимировны к КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский» о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Иванова Е.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением. Заявленные требования мотивированы тем, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности младшего воспитателя. Считает, что оплата по окладу должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях. Истец, ссылаясь на то, что работодателем указанные правила при начислении заработной платы не соблюдаются, что нарушает трудовые права, просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с февраля 2018 года по август 2018 года в сумме 9194 рубля 19 копеек.
Истец Иванова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте заседания извещалась судом, надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский» Руденко Е.В. поддерживает представленные ответчиком возражения.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно положениям ст.ст. 2, 7, 22, 130, 132, 146 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работника; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В судебном заседании установлено, что Иванова Е.В. в спорные периоды состояла в трудовых отношениях с ответчиком КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский» в должности младшего воспитателя с нагрузкой 1 ставка, кроме этого в марте 2018 года по внутреннему совместительству на период отпуска Изосимовой С.В. замещала должность воспитателя с нагрузкой 1 ставка.
В соответствии с расчетными листками, а также расчетом, предоставленным ответчиком заработная плата истца за полные отработанные рабочие дни в месяце состоит из оклада, районного коэффициента, северной надбавки (надбавка за особые климатические условия), доплаты до минимальной заработной платы, иных доплат.
Из представленных расчетных листков, а также представленного КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский» расчета усматривается, что в феврале 2018 года истцу была начислена заработная плата в размере 13124,63 рублей, в марте 16647,88 рублей, в апреле 11787,10 рублей, в мае 14741,16 рублей, в июне 10811,47 рублей, в июле 12096,38 рублей, в августе 14144,14 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной норме закона, тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из требований ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к убеждению, что трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 1 января 2018 года – 9489 рублей, с 1 мая 2018 года – 11163 рубля). При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018г. – 9489 рублей, с 1 мая 2018 года – 11163 рубля в месяц.
Согласно ст. ст. 2 и 3 указанного Закона, минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда.
Постановлением Конституционного Суда от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
После провозглашения названного Постановления Конституционный Суд РФ высказался по вопросу разрешения судами дел по требованиям об исчислении заработной платы в размере МРОТ без учета районного коэффициента и процентных надбавок (Определение от 27.02.2018 N 252-О-Р).
В Определении, в частности, указано: Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края», установлен коэффициент в размере – 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30% надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере -1,30, применяется и на территории Ермаковского района.
В соответствии с положением об оплате и стимулировании труда работников краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский», утвержденным 09 января 2017 года, установлены краевые выплаты младшим воспитателям и воспитателям учреждения, оказывающим социально-реабилитационные услуги несовершеннолетним в группах в размере 718,4 рублей. Выплата начисляется и выплачивается ежемесячно пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда сверх месячной заработной платы (с учетом компенсационных выплат, в том числе доплаты до размера минимальной заработной платы, региональной выплаты и выплат стимулирующего характера. На выплаты начисляются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Из представленных бухгалтерских документов видно, что размер начисленной истцу заработной платы в спорный период ниже минимального размера оплаты труда, на который в последующем подлежали начислению районный коэффициент и надбавка за особые климатические условия (с 01.01.2018 года 9489х1,3х1,3=15182,4 рублей, с 01.05.2018 года 11163х1,3х1,3=17860,80 рублей.).
Таким образом, суд полагает, что ответчиком были нарушены трудовые права истца при выплате заработной платы за оспариваемые периоды.
Учитывая представленные сведения о начисленной заработной плате истца и выполнении нормы рабочего времени суд считает необходимым взыскать недоначисленную заработную плату в пользу истца в следующих размерах в соответствии со следующим расчетом:
- за февраль 2018 года в сумме 4212,48 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 135,8 рабочих часов месяца х 135,8 отработанных в месяце часов – 10969,92 рублей начисленной заработной платы (без учета выплаты младшим воспитателям 718,4х30%х30%);
- за март 2018 года в сумме 2034,17 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 143 рабочих часов месяца х 144,7 отработанных в месяце часов – 13328,72 рублей начисленной заработной платы (без учета выплаты младшим воспитателям 726,94х30%х30%);
- за март 2018 года (совместительство) в сумме 824,54 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 143 рабочих часов месяца х 28,3 отработанных в месяце часов – 2180,09 рублей начисленной заработной платы;
- за апрель 2018 года в сумме 4051,13 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 150,2 рабочих часов месяца х 88,1 отработанных в месяце часов – 6425,14 рублей начисленной заработной платы (без учета выплаты младшим воспитателям 421,38х30%х30%);
- за май 2018 года в сумме 950,41 рублей (11163 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 143 рабочих часа месяца х 19,4 отработанных в месяце часов – 1472,66 рублей начисленной заработной платы (без учета выплаты младшим воспитателям 97,46х30%х30%);
- за июнь 2018 года в сумме 2302,98 рублей (11163 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 143 рабочих часов месяца х 58,2 отработанных в месяце часов – 4966,24 рублей начисленной заработной платы (без учета выплаты младшим воспитателям 292,38х30%х30%);
- в июле и августе 2018 года отработанных часов не имела (больничный).
Итого: 14375 рублей 72 копейки.
Расчет представленный истцом суд не принимает во внимание, поскольку он является не верным.
Оценивая доводы ответчика, о том, что заработная плата работника начисляется и выплачивается в соответствии с действующим законодательством, причем в размере более установленного МРОТа, суд отвергает их, как не соответствующие действующему законодательству.
В связи с удовлетворением исковых требований, в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 575 рублей 03 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ивановой Елены Владимировны удовлетворить частично.
Взыскать с КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский» в пользу Ивановой Елены Владимировны задолженность по заработной плате за период с февраля 2018 года по июнь 2018 года включительно в сумме 14375 рублей 71 копейку.
Взыскать с КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский» 575 рублей 03 копейки государственной пошлины в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ермаковский районный суд.
Председательствующий А.О.Шабловский
Резолютивная часть Решения объявлена 07 марта 2019 года.
Мотивированное Решение составлено 16 марта 2019 года.