Дело № 2а-2040/2021
РЈРР” в„– 13RS0023-01-2021-004183-54
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
3 декабря 2021 года город Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе: судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре Мариной А.С.,
с участием в деле:
административного истца Ермакова В.В., представителя административного истца Рыковой Н.В., действующей на основании письменного заявления представляемого лица,
административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, представитель Начаркина А.Н. – доверенность от 29.12.2020,
заинтересованных лиц: государственного регистратора Аникиной Ю.В. государственного регистратора Козловой Е.Н.,
администрации городского округа Саранск, представитель Лисина К.С. – доверенность от 15.03.2021,
Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
привлечённых к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты Республики Мордовия
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермакова В. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконным уведомления
от 9 сентября 2021 года об отказе осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности, возложении обязанности
установил:
Ермаков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия), в котором, с учётом отказа от части исковых требований, просил признать незаконным уведомление N КУВД-001/2021-20704336/3 от 9 сентября 2021 года об отказе
в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; обязать осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества по заявлению от 24 мая 2021 года.
Требования мотивированы тем, что государственный регистратор ошибочно исходил из того, что возведенный жилой дом является многоквартирным жилым домом и для учета объекта недвижимости требуется разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
В судебном заседании Ермаков В.В., его представитель Рыкова Н.В. исковые требования просили удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Республике Мордовия Начаркина А.Н., представившая письменный отзыв на иск (т.1, л.д. 59 – 61) и дополнения к отзыву от 20.10.2021 (т.1, л.д. 185 – 186), просила в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что административный истец преследует цель оформить многоквартирный дом под видом индивидуального жилого дома в упрощённом порядке.
В дополнении к отзыву на иск от 30.11.2021 полагала о неверном способе защиты права, выбранного административным истцом, поскольку вопрос о легализации спорного объекта, отвечающего признакам самовольной постройки – многоэтажном здании, имеющим изолированные помещения на каждом этаже, должен решаться в исковом порядке путём признания права собственности на него, а не обжалования действий органа госрегистрации.
Представитель администрации городского округа Саранск Лисина К.С. полагала иск не подлежащим удовлетворению ввиду выданного административному ответчику Уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности № Увп/о-12 от 06.03.2019, а также отсутствия экспертизы проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд, реализуя свои дискреционные полномочия, привлек к участию в деле для предоставления компетентного заключения по существу спора Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты Республики Мордовия представители которых дали заключения о наличии признаков многоквартирного жилого дома у объекта капитального строительства по адресу: <адрес>.
Представитель кадастровой палаты, государственные регистраторы в судебное заседание, будучи извещёнными о времени и месте его проведения
надлежащим образом, не явились, отложить разбирательство дела не просили.
Суд на основании статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - Кодекс) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами публичной власти, должностными лицами, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 Кодекса).
В соответствии со статьей 226 Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9, 10 указанной статьи.
При этом для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса).
Как следует из материалов административного дела, обращаясь в суд, Ермаков В.В. указывал на то, что возвел на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным использованием: для эксплуатации жилого дома, в соответствии с разрешением администрации городского округа Саранск на строительство от 6 августа 2015 года N 13-ru № индивидуальный трехэтажный жилой дом, в отношении которого препятствий осуществления его государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на созданный объект недвижимости не имеется; признаками многоквартирности, гостиничного типа объект не обладает.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое
имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством
внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пунктам 5, 7, 9, 22 и 58 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;
созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений;
в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного
самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, в соответствии с частью 21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации собственник земельного участка может возводить РЅР° нем здания Рё сооружения, осуществлять РёС… перестройку или СЃРЅРѕСЃ, разрешать строительство РЅР° своем участке РґСЂСѓРіРёРј лицам. Рти права осуществляются РїСЂРё условии соблюдения градостроительных Рё строительных РЅРѕСЂРј Рё правил, Р° также требований Рѕ целевом назначении земельного участка (РїСѓРЅРєС‚ 2 статьи 260). Если РёРЅРѕРµ РЅРµ предусмотрено законом или РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј, собственник земельного участка приобретает право собственности РЅР° здание, сооружение Рё РёРЅРѕРµ недвижимое имущество, возведенное или созданное РёРј для себя РЅР° принадлежащем ему участке.
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что в собственности Ермакова В.В. находится земельный участок, общей площадью 760 кв. м с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, расположенный в зоне застройки индивидуальными жилыми домами городского типа (Ж4.1) что подтверждается копией свидетельства о праве собственности от 02.03.2015, Выпиской из ЕГРН (т.1, л.д. 20, 190 – 192).
6 августа 2015 года администрацией городского округа Саранск Ермакову В.В. было выдано разрешение на строительство N 13-ru № на указанном земельном участке индивидуального жилого дома с площадью застройки 240,0 кв.м, размеры объекта 16,0х15,0 м по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 165 – 166).
Рстцом РЅР° вышеуказанном земельном участке был построен жилой РґРѕРј.
2 октября 2018 года Ермаков В.В. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 6 августа 2015 года в части увеличения количества
этажей с 3 на 4 (в том числе подземных этажей - 1), площади застройки с 240 кв.м на 245,26 кв.м, размеров объекта с 16,0х15,0 м на 17,1х15,35 м.
Уведомлением от 8 октября 2018 года администрацией городского округа Саранск Ермакову В.В. было отказано в предоставлении запрашиваемой государственной услуги на основании части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ввиду отсутствия положительного заключения экспертизы проектной документации).
10 октября 2018 года Ермаков В.В. вновь обратился в администрацию городского округа Саранск с аналогичным заявлением о внесении изменений в указанное разрешение на строительство.
19 октября 2018 года Ермакову В.В. в испрашиваемом увеличении параметров застройки было отказано по основаниям, приведенным в уведомлении от 8 октября 2018 года.
Отказы во внесении изменений в разрешение на строительство от 8 октября 2018 года и от 19 октября 2018 года Ермаковым В.В. в судебном порядке не оспорены.
6 марта 2019 года администрацией городского округа Саранск Ермакову В.В. выдано Уведомление N Увп/о-12 о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В частности, ввиду несоответствия построенного объекта параметрам, содержащимся в разрешении на строительство от 6 августа 2015 года, а также критериям индивидуального жилого дома, приведённым в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.1, л.д. 167 – 168).
Уведомление о не соответствии возведенного Ермаковым В.В. объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, истцом, как следует из его пояснений в суде, в судебном порядке не оспорено.
24 мая 2021 года административный истец направил в Управление Росреестра по Республике Мордовия документы для постановки дома на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости (т.1, л.д. 49 – 50).
Уведомлением от 9 июня 2021 года административный ответчик сообщил о приостановлении государственной регистрации на основании вышеприведенных положений пунктов 7 и 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, со ссылкой на возникшие сомнения в части отнесения заявленного к государственной регистрации объекта недвижимости к объекту, оформление разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении которого не требуется, а также о соответствии созданного объекта виду разрешенного использования земельного участка; Ермакову В.В. сообщено о направлении межведомственного запроса в администрацию городского округа Саранск с целью получения информации о разрешительной документации в отношении
объекта, а также об обращении Ермакова В.В. по окончании строительства здания (т.1, л.д. 149 – 150).
В ответе администрации городского округа Саранск от 15 июня 2021 года государственному регистратору сообщено о том, что за разрешением на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, Ермаков В.В. не обращался и разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства администрацией городского округа не выдавалось (т.1, л.д. 144).
Решением N КУВД-001/2021-20704336/3 от 9 сентября 2021 года Управление Росреестра по Республике Мордовия отказало в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности Ермакова В.В. в отношении указанного объекта недвижимого имущества, с указанием на пункты 7 и 10 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ с приведением причин, изложенных в уведомлении от 9 июня 2021 года (т.1, л.д. 153 – 154).
При этом необходимо отметить, что информация о наличии выданного Ермакову В.В. уведомления о не соответствии возведенного им объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, администрацией городского округа Саранск не была доведена до Управления Росреестра по Республике Мордовия, что следует как из материалов регистрационного дела (т.1, л.д. 49 – 153), так и из пояснений участвующих в деле лиц в суде.
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в упомянутом Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства указанным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 11 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" объект индивидуального жилищного строительства, разрешение на строительство которого получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 04 августа 2018 года), может превышать параметры, указанные в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при условии, если параметры такого объекта соответствуют требованиям указанного разрешения на строительство.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. N 883/пр утвержден СП 54.13330 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные" (далее - свод правил, СП).
СП, как следует из содержания введения и раздела I "Область применения", актуализирован в целях повышения уровня безопасности людей и сохранности материальных ценностей в соответствии с федеральными законами, повышения уровня гармонизации с требованиями международных нормативных документов, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки и учета санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых многоквартирных зданиях и распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.
Согласно пункту А.1.7 Приложения А к своду правил "Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объёма" при определении этажности здания учитывают все надземные этажи, в том числе технические этажи, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
При определении количества этажей здания учитывают все этажи, включая подземные, подвальный, цокольный, надземные, технические, мансардный и технический чердак; не учитывают: подполье, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак высотой менее 1,8 м.
Согласно заключению заведующего отделом строительного надзора Минстроя Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ1, изучившего материалы административного дела, содержащие, РІ том числе, технический план здания РѕС‚ 19.11.2020 (С‚.1, Р».Рґ. 121 – 130), разрешение РЅР° строительство РѕС‚ 6 августа 2015 РіРѕРґР°, фотографии СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта, сделанные РІРѕ время судебного заседания 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР° РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также проектную документацию РЁРФР: 2/15-3 (Архитектурные решения),
РЁРФР: 2/15-4.2 (Конструктивные Рё объемно-планировочные решения выше 0.000), представленную административным истцом (последовательно утверждавшим РІ СЃСѓРґРµ Рѕ точном соответствии возведённого РёРј РґРѕРјР° указанной проектной документации), данный жилой РґРѕРј представляет СЃРѕР±РѕР№
4-этажное здание (с количеством надземных этажей – 4) и по своим техническим характеристикам, объемно-планировочному решению не является индивидуальным жилым домом.
Компетентное суждение о том, что жилой дом, возведенный Ермаковым В.В., не является индивидуальным жилым домом, а обладает признаками многоквартирности, не соответствует параметрам объекта, содержащимся в разрешении на строительство от 6 августа 2015 года, изложенное уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, фактически подтверждается письменными материалами дела.
Так, суд, осуществляя согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации проверку законности и обоснованности оспариваемых актов, определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию (часть 3 статьи 62), принимает только относимые и допустимые доказательства (статьи 60 и 61) и руководствуется общими правилами их оценки (статья 84). Доказательствами по такому административному делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 1 статьи 59 данного Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу могут являться объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Административным ответчиком суду представлены скриншоты, содержащие сведения об использовании расположенного по адресу: <адрес> дома, в качестве Апарт-отеля «148» с посуточной арендой жилья: т.1, л.д. 156 – главная страница сайта «Апарт-отель «148», т.1, л.д. 157 – галерея фотографий, отображающих возведенный Ермаковым В.В. спорный объект, т.1, л.д. 158 – адрес Апарт-отеля «148»: <адрес>.
Довод Ермакова В.В. о том, что указанные скриншоты не могут быть признаны допустимыми доказательствами, отраженная в них информация не соответствует действительности, а сами скриншоты являются «фотошопом» судом отклонён.
В соответствии с положениями части 1 статьи 70 названного Кодекса - письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные
посредством факсимильной, электронной или РґСЂСѓРіРѕР№ СЃРІСЏР·Рё, РІ том числе СЃ использованием информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет", РїРѕ каналу видеоконференц-СЃРІСЏР·Рё либо иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, позволяющим установить достоверность документа.
Фактически скриншот - это снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора, подтверждающие размещение информации, подлежащей раскрытию. На скриншоты распространяются общие требования к доказательствам, действующие для судебного процесса, в частности, относимость, допустимость и достоверность.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.
Представленные снимки экрана, содержащие адрес интернет-страницы, с которой сделаны распечатки, сведения о дате и времени их получения, лице, сделавшим их (т.1, л.д. 155, 158 оборот), отвечают требованиям статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и, кроме того, подтверждаются сведениями Публичной кадастровой карты Мордовии на 24.11.2021 о расположении в <адрес>
Письменная консультация специалиста Р¤РРћ2, привлеченной СЃСѓРґРѕРј Рє участию РІ судебном заседании 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР° для помощи РїСЂРё исследовании доказательств, согласно которым спорный объект является индивидуальным жилым РґРѕРјРѕРј, РІ силу статей 59, 169 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, доказательством РїРѕ делу РЅРµ является Рё оценке РІ качестве доказательства РЅРµ подлежит.
Как отмечалось ранее, Управление Росреестра по Республике Мордовия приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на основании, в том числе, пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а впоследствии - решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ. Данное решение мотивировано тем, что спорное здание имеет признаки многоквартирного дома, а администрацией городского округа Саранск разрешение на его ввод в эксплуатацию не выдавалось.
Оценивая правомерность принятого регистрирующим органом отказа в осуществлении регистрационных действий на указанный объект недвижимого имущества, суд исходит из того, что частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение
осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок.
При уяснении понятия "многоквартирного дома" суд руководствуется пунктом 1 части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса РФ, которое отсылает к Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.
В соответствии с пунктом 6 названного Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Осмотр спорного здания, проведенный 12 ноября 2021 года, свидетельствует о том, что жилое строение имеет несколько изолированных помещений на каждом этаже, оснащенных отдельными входными группами, каждое из которых имеет жилую комнату и санузел, имеющие выход только в помещение общего пользования, что подтверждено фотографиями, сделанными во время осмотра. Также этажность спорного строения составляет более трех надземных этажей.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания СЃС‚. СЃС‚. 48, 49 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - ГрК Р Р¤) РїСЂРё строительстве, реконструкции объектов капитального строительства РІ границах принадлежащего застройщику земельного участка (Р·Р° исключением объектов индивидуального жилищного строительства) требуется подготовка Рё утверждение застройщиком проектной документации, подлежащей экспертизе.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту
планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Поскольку здание превышает 3 этажа, по своим характеристикам не может быть отнесено к индивидуальному жилому дому, имеет признаки многоквартирного жилого дома и при обращении административным истцом за регистрационными действиями не представлено разрешение на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию, оспариваемое решение Управления Росреестра по Республике Мордовия является законным и обоснованным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел. Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного Кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 данного Кодекса).
Действующими положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный порядок строительства объектов, в частности, индивидуального жилищного строительства.
На основании части 16 статьи 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства подает … в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее - уведомление об окончании строительства).
На основании пункта 1 части 19 статьи 55 ГрК РФ (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального
строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве).
В соответствии с пунктом 5 части 19 статьи 55 ГрК РФ (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) застройщику в тот же срок направляется уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
При этом проверка соответствия параметров объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, осуществляется по состоянию на дату поступления как уведомления о планируемом строительстве/реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, так и уведомления о его окончании.
26 февраля 2019 года Ермаковым В.В. в администрацию городского округа Саранск было подано Уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства; 6 марта 2019 года администрацией городского округа Саранск истцу выдано Уведомление N Увп/о-12 о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе, ввиду несоответствия построенного объекта критериям индивидуального жилого дома, приведённым в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
РР· данной РЅРѕСЂРјС‹ права следует, что, ограничивая право заявителей РЅР° государственный учет Рё регистрацию объектов недвижимости, государственный регистратор обязан указать, какие именно причины, положенные ранее РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ приостановления государственного кадастрового учета Рё государственной регистрации недвижимости РЅРµ были устранены.
РР· материалов дела следует, что исполнение этой обязанности Управлением Росреестра РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ доказано.
На основании изложенного суд полагает, что материалы административного дела не содержат доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, при этом совокупность условий для удовлетворения административного иска, установленная пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствует.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ
решил:
в удовлетворении административных исковых требований административного иска Ермакова В. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконным уведомления от 9 сентября 2021 года об отказе осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2021 года.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ