Судья |
Игуменова О.В. |
Дело №33-659/2017 |
«27» марта 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Лукьяновой С.Б., Пелевиной Н.В.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре Романовой Я.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 30 января 2017 года, которым исковые требования прокурора Межевского района Костромской области в интересах Волошиной Д.В. о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
На администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить Волошиной Д.В., ДД.ММ.ГГГГ, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа город Шарья изолированное жилое на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения прокурора Хрящевой Е.Ю., относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Межевского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Волошиной Д.В. к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении Волошиной Д.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, изолированного жилого помещения на территории городского округа город Шарья.
Требования мотивированы тем, что Волошина Д.В., ДД.ММ.ГГГГ, являющаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем. Ее мать Волошина И.В. решением Кологривского районного суда Костромской области от 30 июня 2012 года лишена родительских прав. Жилое помещение по адресу: Костромская область, <адрес>, в котором зарегистрирована мать Волошиной Д.В. ФИО1., принадлежало СПК «Заречье», на балансе Никольского сельского поселения Межевского муниципального района не состоит. Согласно акту обследования жилого помещения администрации Никольского сельского поселения Межевского муниципального района от 29 марта 2012 года квартира <адрес> Костромской области не пригодна для проживания.
Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №5 департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области №224-О от 23 августа 2012 года Волошина Д.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Волошина Д.В. проживала в ГОКУ «<адрес>», в настоящее время обучается в г. Пушкин Санкт-Петербург. В связи с отсутствием жилого помещения во время каникул проживает у ФИО2 с которой поддерживает близкие отношения.
Собственного жилья или предоставленного на основании договора социального найма Волошина Д.В. не имеет.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Костромской области №620-5-ЗКО от 29.12.2014 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», прокурор полагал, что на администрацию городского округа город Шарья следует возложить обязанность по обеспечению Волошиной Д.В. жилым помещением, отвечающим вышеприведенным требованиям.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрация Костромской области, департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области, межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства №5.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава городского округа город Шарья Костромской области Царицын И.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Указывает, что судом необоснованно отклонены доводы администрации городского округа город Шарья о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу. Не согласен с выводом суда о том, что местом жительства Волошиной Д.В. является г. Шарья, поскольку из пояснений самой Волошиной Д.В. следует, что она считает своим местом жительства место жительства ФИО2 - <адрес> которая зарегистрирована по адресу: <адрес>. Судом не исследован вопрос, какой характер носит проживание ФИО2 в п. Зебляки, доказательств того, что ее проживание в п. Зебляки носит временный характер, материалы дела не содержат. Судом не дана оценка тому, что согласно акту обследования жилого помещения по адресу: г. Шарья, <адрес>, ФИО4, проживающая в указанной квартире, пояснила, что не знает истицу, Волошина Д.В. в квартире не проживала и не проживает. А согласно пояснениям Волошиной Д.В. она часто приезжает к ФИО2 в г. Шарью. Факт того, что городской округ город Шарья является для Волошиной Д.В. местом жительства, не доказан, основания для возложения на администрацию городского округа город Шарья обязанности по обеспечению Волошиной Д.В. жилым помещением не имеется.
Обращает внимание, что переданных бюджету городского округа в 2017 году субвенций достаточно для приобретения лишь семи квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом на момент рассмотрения дела оставались неисполненными 37 судебных решений о предоставлении лицам указанной категории жилья, принятых в 2015-2016 годах. Таким образом, выделенных областным бюджетом на 2017 год денежных средств не хватит даже на исполнение судебных актов, вынесенных ещё в 2015-2016 годах.
В возражениях относительного апелляционной жалобы и.о. прокурора Межевского района Костромской области Мачильская А.О., директор департамента финансов Костромской области Замураев И.Н. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Волошина Д.В., представители администрации городского округа город Шарья Костромской области, администрации Костромской области, департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области, межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №5, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», пришел к выводу о том, что Волошина Д.В. должна быть обеспечена жильем по месту жительства на территории г. Шарьи, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на муниципальном образовании городской округ город Шарья в лице администрации городского округа город Шарья.
Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Волошиной Д.В. жилого помещения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Волошина Д.В., ДД.ММ.ГГГГ, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Мать Волошиной Д.В. ФИО1 решением Кологривского районного суда Костромской области от 20 июня 2011 года была ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери, а решением Кологривского районного суда Костромской области от 30 января 2012 года лишена родительских прав. Согласно актовой записи о рождении Волошиной Д.В. сведения об отце внесены со слов матери.
В связи с ограничением матери в родительских правах с последующим лишением данных прав Волошина Д.В. была направлена в <данные изъяты>, а с <данные изъяты> находилась в ГОКУ «<данные изъяты>» на полном государственном обеспечении.
С 01 сентября 2015 года Волошина Д.В. обучается в ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» по программе среднего профессионального образования специальность «43.02.10 Туризм» (очная форма обучения), предполагаемый срок окончания обучения 01.08.2018 г.
До лишения родительских прав матери Волошина Д.В. проживала по адресу: <адрес>
Согласно информации Никольского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области от 29.03.2012 г. №119 квартира по адресу: д<адрес>, в которой зарегистрирована и проживает мать Волошиной Д.В. ФИО1. до банкротства принадлежала СПК «Заречье», на балансе Никольского сельского поселения не состоит.
Согласно акту обследования жилого помещения от 29 марта 2012 года №2 комиссией Никольского сельского поселения по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО1 (мать истицы), ФИО3 (брат истицы), Волошина Д.В., ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение не пригодно для проживания, требуется капитальный ремонт.
Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №5 департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 23 августа 2012 года №224-О Волошина Д.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Судом также установлено, что жилых помещений на праве собственности или ином праве истица Волошина Д.В. не имеет.
Таким образом, объективная нуждаемость истицы в жилье ввиду отсутствия у нее в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, подтверждается материалами дела, и сведений, ее опровергающих, в апелляционной жалобе не приведено.
С доводами апелляционной жалобы о том, что город Шарья не является местом постоянного проживания Волошиной Д.В. и на администрацию городского округа город Шарья не может быть возложена обязанность по предоставлению Волошиной Д.В. жилого помещения, согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по месту жительства.
В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения лицам указанной категории, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В судебном заседании Волошина Д.В. пояснила, что проживала в г. Шарье с 2011 года и воспитывалась в <данные изъяты> в связи с его закрытием в 2013-2014 годах оканчивала обучение в г. Костроме. В настоящее время учится в аграрном университете в г. Санкт-Петербурге, проживает в общежитии, регистрации по месту пребывания не имеет. В период нахождения в г. Шарье проживает у ФИО2. по адресу: г. Шарья, <адрес>. После окончания обучения намерена вернуться в г. Шарью для постоянного проживания.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2. зарегистрирована по месту жительства с 19 января 2016 года по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит ФИО2. на праве общей долевой собственности на основании договора мены квартир от 06 декабря 2012 года, заключенного комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья, с одной стороны, и ФИО2. и ФИО3., с другой стороны.
Опрошенная судом в качестве свидетеля ФИО2 показала, что знает Волошину Д.В. более 6 лет, со времени нахождения ее в <данные изъяты> По адресу: г. Шарья, <адрес>, проживают она, ФИО4 В зимнее время она (ФИО2.) проживает в <адрес>, в доме, принадлежащем ей на праве долевой собственности. На момент обследования комиссией администрации г. Шарьи жилого помещения по ул. 50 лет Советской власти, д. 9а, кв. 39, в квартире находились ее <данные изъяты> ФИО4и5., которые фамилию истицы не знают и цели прихода комиссии не понимали. В периоды приезда в г. Шарью Волошина Д.В. проживает у нее, вещи Волошиной Д.В. также хранит она.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом не в полной мере был исследован вопрос о характере проживания ФИО2 в п. Зебляки (Шарьинский муниципальный район Костромской области), не может быть признана состоятельной, поскольку указываемое обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. ФИО2. не является лицом, обязанным предоставлять Волошиной Д.В. конкретное жилое помещение для проживания. Временное пребывание Волошиной Д.В. в том или ином жилом помещении, принадлежащем ФИО2., обусловлено волеизъявлением собственника этих помещений и не может влиять на реализацию права истицы на предоставление жилья органом местного самоуправления.
Учитывая, что невозможность проживания Волошиной Д.В. по месту регистрации по адресу: <адрес>, подтверждена, факт проживания истицы в ГОКУ «<данные изъяты>» и факт выезда из г. Шарьи в связи с обучением в г. Костроме, а в последующем в г. Санкт-Петербурге ответчиком не оспорены, возложение на администрацию городского округа город Шарья Костромской области обязанности по предоставлению Волошиной Д.В. жилого помещения на территории городского округа город Шарья Костромской области не противоречит требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Волошина Д.В. выразила согласие на предоставление ей жилья на территории г. Шарьи. Оснований для признания местом жительства Волошиной Д.В. иного населенного пункта в силу положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ судом не установлено.
Согласно п.п. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Согласно Приложению 18 к Закону Костромской области от 20.12.2016 г. №176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», содержащему таблицу 20 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2017 году на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», городскому округу г. Шарья переданы субвенции в размере 6 876,7 тыс. рублей.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию городского округ г. Шарья обязанности по предоставлению истице жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством.
Ссылка в жалобе на то, что переданных бюджету городского округа в 2017 году субвенций недостаточно для приобретения жилого помещения истице, основанием для отмены решения суда не является.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав указанной категории лиц на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного права на жилищное обеспечение.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в целом основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Между тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из абзаца первого на странице 7 решения суда слова «по социальным нормам по договору социального найма», как не согласующиеся с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующей редакции, а также дополнить абзац второй резолютивной части решения после слов «изолированное жилое» словом «помещение».
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. - без удовлетворения.
Исключить из абзаца первого на странице 7 решения суда слова «по социальным нормам по договору социального найма».
Дополнить абзац второй резолютивной части решения после слов «изолированное жилое» словом «помещение».
Председательствующий:
Судьи: