Дело № 2-4389\15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2015 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Л.С. Варнавской
при секретаре Г.В. Поляковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора .... в интересах Сароз М.М. к Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства .... о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор .... обратился в суд с иском в интересах Сароз М.М. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно–коммунального хозяйства .... о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указано, что в прокуратуру обратился Сароз М.М. с заявлением о нарушении жилищных прав. По результатам проверки установлено, что решением Октябрьского районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ.установлен факт нахождения истца без попечения родителей. В решении указано, что мать истца ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО3 проживает на территории ...., находится в розыске. Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № над Сароз М.М. установлена опека, он передан попечителю ФИО6. Истец постоянно проживает в ..... Согласно информации управления .... по жилищно-коммунальному хозяйству Сароз М.М. внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под номером №. Ссылаясь на ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда ....», прокурор просил обязать ответчика предоставить Сароз М.М. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования .... общей площадью не менее .... кв. м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании Сароз М.М., помощник прокурора .... Ефимова О.Н. требования поддержали по доводам иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Ответчик представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, просил установить срок исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу в течении 6 месяцев.
Выслушав истца, прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Сароз М.М. родился ДД.ММ.ГГГГ В качестве родителей в свидетельстве о рождении указаны ФИО3, ФИО2.
Решением Октябрьского районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ.установлен факт нахождения истца без попечения родителей. В решении указано, что мать истца ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО3 проживает на территории ...., находится в розыске. Факт смерти матери подтверждается свидетельством о смерти.
Впервые опека над Сароз М.М. назначена постановлением администрации .... № от ДД.ММ.ГГГГ.. Опекуном назначена ФИО8.
Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 по состоянию здоровья освобождена об обязанностей опекуна, Сароз М.М. передан под опеку ФИО6. С этого времени Сароз М.М. проживает в .....
Таким образом, Сароз М.М. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный факт установлен и сторонами не оспаривается.
Приказом Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства .... сведения о Сароз М.М. внесены в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реестровая запись №
Согласно представленным в материалы дела сведениям Управления Росреестра по .... Сароз М.М. в настоящее время и за предшествующих .... лет, жилых помещений в собственности не имел и не имеет.
За истцом жилых помещений не закреплено, по договору социального найма в пользовании жилого помещения не имеется.
Нуждаемость Сароз М.М. в жилом помещении на момент рассмотрения судом гражданского дела подтверждается представленными в материалы дела документами об отсутствии в пользовании жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального (специального) найма.
В ДД.ММ.ГГГГ Сароз М.М. окончил ....
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Принципы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 4,5 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения были закреплены в ст. 57 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 17.12.2009 г. № 316-ФЗ, действовавшей до 01 января 2013 года, и ст. 5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года.
В соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01 января 2013 года утратил силу, а статья 8 Закона №159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Не оспаривая право Сароз М.М. на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, ответчик ссылается на то, что действующее законодательство не предусматривает внеочередного предоставления жилых помещений лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время жилые помещения предоставляются в порядке очередности согласно Списка исходя из даты принятия на учет органом местного самоуправления (для вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ) либо даты включения в Список Управлением (для обратившихся после ДД.ММ.ГГГГ). Предоставление жилого помещения материальному истцу нарушит права неопределенного круга лиц.
Данные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в иске.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).
При этом законодатель вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В Федеральном законе от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанные нормы не обуславливают реализацию права указанной категории лиц на льготное получение жилья наличием финансирования или специализированного жилищного фонда, постановкой на очередь и наступлением очередности.
Из анализа указанных норм права следует, что обеспечение жильем лиц указанной категории должно производиться непосредственно после возникновения указанных в законе обстоятельств в целях социализации указанной категории лиц.
Возложение на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности в предоставлении жилья нуждающимся, формирования в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не предполагает наделение этих органов правом установления очередности обеспечения жильем как условия предоставления жилья в порядке реализации указанного закона.
По смыслу указанного закона составление списков является средством для своевременного принятия органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мер по обеспечению жильем указанной категории лиц благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда в целях их социализации непосредственно по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из вышеизложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Определяя площадь подлежащего предоставлению Сароз М.М. жилого помещения, суд исходит из положений ст.8 Закона Алтайского края №136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования устанавливается в размере .... кв. м. общей площади.
В соответствии со ст.9 Закона Алтайского края №136-ЗС жилое помещение подлежит предоставлению Сароз М.М. в границах муниципального образования по месту жительства гражданина, в данном случае – ....
В соответствии со ст.204, ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая во внимание соблюдение административной процедуры предоставления жилого помещения (проведение аукциона по приобретению жилого помещения, выделение из жилищного фонда жилого помещения для предоставления истцу, заключение договора найма жилого помещения), полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – не позднее ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу, что не исключает возможности заключения договора найма и ранее указанного срока.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ .... ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ .... ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ .... ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░