№ 5-21/2023
УИД 21RS0014-01-2023-000233-88
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 июля 2023 года п. Урмары
Судья Урмарского районного суда Чувашской Республики Калинина Л.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
МН, (дата) года рождения, уроженца (адрес изъят) Республики Молдова, гражданина Республики Молдова, зарегистрированного по адресу: Республика Молдова, (адрес изъят), фактически проживающего по адресу: Российская Федерация, (адрес изъят),
УСТАНОВИЛ:
Начальником МП МО МВД России «Урмарский» АЕА составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении МН.
Из указанного протокола следует, что при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации (дата) около 12 часов 55 мин по адресу: Чувашская Республика, (адрес изъят), выявлен гражданин Республики МН, (дата) года рождения, уроженец Республики Молдова (адрес изъят), находящийся в Российской Федерации незаконно. При проверке документов МН установлено, что он въехал в Российскую Федерацию в (дата) в порядке, не требующем получения визы, и уклонился от выезда за пределы России по истечении определенного срока возможного пребывания на территории РФ. Срок его возможного пребывания истек (дата)
В настоящее время МН не имеет документов на право законного нахождения в Российской Федерации, чем нарушил часть 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 25.10 Федерального закона от (дата) N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", въехав на территорию Российской Федерации (дата) и по истечении срока временного пребывания приостановленного на основании Указа президента РФ от (дата) № «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в период преодоления последствий распространения КОВИД 19», распоряжения Правительства РФ от (дата) №-р, Постановления Правительства РФ от (дата) № до (дата) не выехал из Российской Федерации, нарушив тем самым правила пребывания на территории Российской Федерации.
В судебном заседании М Н. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении, признал полностью, пояснив, что не имеет документов, предоставляющих право на пребывание в Российской Федерации. На территорию России въехал в 2020 году. Покинуть территорию РФ в установленный законом срок он не мог по причине рождения у него на территории России ребенка и наличия финансовых трудностей. Он обращался в течении срока пребывания на территории РФ в миграционную службу с заявлением о предоставлении ему вида на жительство, однако ему было отказано по причине вынесения в отношении него (дата) решения о не разрешении ему въезда на территорию РФ Отделом ОВМ ОМВД России по (адрес изъят). Об этом решении ему стало известно (дата) Ранее это решение им обжаловано не было. Решение о не разрешении ему въезда в РФ было принято по причине того что он неоднократно в течении 3 лет на территории РФ привлекался к административной ответственности. Просил не выдворять его за пределы РФ и ограничиться штрафом, так как на его иждивении находится пятеро несовершеннолетних детей: троих детей супруги от первого брака и двоих совместных детей. Полагал наличие детей уважительной причиной чтобы не назначать ему наказания в виде выдворения. Полагал, что дети должны воспитываться отцом. Обязался самостоятельно выехать с территории РФ и въехать обратно в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство, изучив протокол и иные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от (дата) № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи. В силу ст. 25.10 Федерального закона от (дата) № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от (дата) № на период с 15 марта по (дата) включительно приостановлено течение сроков временного пребывания иностранных граждан.
Также подпунктом «г» пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации от (дата) № (в редакции от (дата)) на период с 15 марта по (дата) включительно до (дата) приостановлено течение сроков действия документов, у которых в указанный период истекает срок действия.
В дальнейшем период приостановления срока пребывания иностранных граждан на территории России продлевался Указом Президента РФ от (дата) N 791 до (дата).
Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от (дата) № «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено с (дата) до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от (дата) № «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата) №-р «О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение» утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение.
Республика Молдова в этом перечне не указана.
Пунктом 3 названного распоряжения Правительства Российской Федерации от (дата) №-р установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, не включенным в перечень, утвержденный настоящим распоряжением, является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) № «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» приведенное выше распоряжение Правительства Российской Федерации от (дата) №-р признано утратившим силу с (дата).
Таким образом, течение сроков временного пребывания иностранного гражданина с момента въезда приостановилось ввиду вышеизложенных положений Указов до момента истечения данных сроков (по истечении 90 суток вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения).
Из чего следует, что срок временного пребывания гражданина Республики Молдова МН. на территории Российской Федерации продлевался до (дата).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, что (дата) т. в 12 часов 55 минут М Н., являясь гражданином Республики Молдова, въехавшим на территорию РФ (дата) и обязанным покинуть территорию РФ до (дата), находился по адресу: Чувашская Республика, (адрес изъят), т.е. находился на территории Российской Федерации по истечении срока возможного пребывания в РФ.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от (дата), докладной запиской начальника МП МО МВД России «Урмарский», объяснениями самого М Н., копией миграционной карты, содержащей данные о дате въезда на территорию Российской Федерации – (дата).
Поскольку по истечении указанного срока (дата) М Н. не выехал за пределы Российской Федерации, его бездействие следует квалифицировать по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Таким образом, действия М Н. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана" следует, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как правовом государстве, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 2; статья 62, часть 3). Такие случаи, по смыслу статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина", касаются лишь тех прав и обязанностей, которые возникают и осуществляются в силу особой связи между Российской Федерацией и ее гражданами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1244-О-О, от 4 июня 2013 года N 902-О, от 5 марта 2014 года N 628-О и др.).
Соответственно, на территории Российской Федерации лицам, не состоящим в гражданстве Российской Федерации, должна быть обеспечена возможность реализации прав и свобод, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, а также государственная, включая судебную, защита от дискриминации на основе уважения достоинства личности (статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2) с учетом того, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, признает право на беспрепятственный в нее въезд только за российскими гражданами (статья 27, часть 2), а право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - лишь за теми, кто законно находится на территории России (статья 27, часть 1). Эти конституционные требования подлежат обязательному соблюдению и при определении и применении правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также норм об ответственности за их нарушение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года N 628-О).
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Так по делу установлено, что М Н. имеет двоих малолетних детей МИН, (дата) года рождения, МДН, (дата) года рождения, являющихся гражданами Российской Федерации.
Таким образом, смягчающим наказание по делу обстоятельством суд признает признание вины М Н., наличие у него двоих малолетних детей.
Отягчающим наказание М Н. обстоятельством по делу суд признает наличие в отношении М Н. решения Отдела по вопросам миграции ОМВД по (адрес изъят) от (дата) о не разрешении иностранному гражданину въезда в Российскую Федерации принятого в соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона № 114-ФЗ от (дата) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» за привлечение М Н. на территории РФ к административной ответственности два и более раза в течении трех лет. Указанное решение по состоянию на (дата) т.е на дату до которой М Н. должен был покинуть территорию России после снятия ограничений на пересечение границ М Н. не обжаловано, не отменено, но вопреки этому М Н. и не исполнено. При этом наличие такого решения уже само по себе в соответствие со ст. 25.10 Федерального закона от (дата) N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" влечет для иностранного гражданина М Н., не покинувшего территорию Российской Федерации в установленный срок депортацию с территории РФ.
Постановлением Зеленодольского городского суда РТ № от (дата), вступившим в законную силу (дата) М Н., привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и подвернут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 руб. Штраф не уплачен. Указанное обстоятельство суд так же признает обстоятельством отягчающим наказание М Н.
Кроме того М Н. (дата) постановлениями инспектора ДПС группы ДПС ГИБДД МО МВД РФ "Урмарский" МАА привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ к административному штрафу в размере 500 руб. (постановление №), по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ к административному штрафу в размере 800 руб. (постановление №), по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ к административному штрафу в размере 3000 руб. (постановление №), по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ к административному штрафу в размере 500 руб. (постановление №). Указанные постановления М Н. не обжалованы, вступили в законную силу, административные штрафы при этом М Н. уплачены.
Постановлением мирового судьи Судебного участка № 1 Урмарского района № от (дата), вступившим в законную силу (дата) М Н. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Штраф в полном размере уплачен (дата)
(дата) мировой судья Судебного участка № 1 Урмарского района ЧР постановлением № привлекает М Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ к обязательным работам на срок 32 часа. Постановление вступило в законную силу (дата). Административное наказание исполнено (дата).
Постановлением мирового судьи Судебного участка № 1 Урмарского района № от (дата), вступившим в законную силу (дата) М Н., за нанесение побоев своей сожительнице СОА, привлечен к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 руб. Штраф уплачен (дата).
Однако на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении М Н. по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ сроки давности его привлечения к административной ответственности истекли.
Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
При таких обстоятельствах довод М Н. о том, что назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на семейную жизнь, так как на его иждивении находятся пять несовершеннолетних детей, в том числе и двое детей, отцом которых он является, является необоснованным и судом отклоняются, ввиду того что в материалы дела им не представлены доказательства того, что он на территории РФ осуществлял трудовую деятельность, имел какой-либо доход и обеспечивал свою семью.
Ссылки М Н. на то, что он обращался с заявлением о выдаче ему вида на жительство в Российской Федерации, не свидетельствуют об отсутствии в действиях М Н. состава вменяемого правонарушения.
Таким образом, учитывая семейное положение М Н., что трудовую деятельность на территории Российской Федерации он не осуществляет, доходов не имеет, российских налогов не платит, жильем на территории Российской Федерации не обеспечен, что за 2021 года он восемь раз привлекался к административной ответственности, что решением ОВМ ОМВД по (адрес изъят) от (дата) в отношении него принято решение о неразрешении ему въезда в Российскую Федерации, суд полагает необходимым назначить М Н. наказание в виде штрафа в минимальном размере с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, так как материалами дела подтверждается необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность, предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Суд полагает необходимым назначить М Н. дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения по причине невозможности М Н. самостоятельно покинуть территорию РФ путем контролируемого выезда, вопреки просьбе М Н. по причине отсутствия у М Н. документов необходимых для пересечения Государственной границы, в силу того что его паспорт гражданина Республики ММН испорчен и непригоден к использованию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1 ч. 3, 29.10, 29.11, 32.2 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
Признать МН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (Две тысячи) руб. 00 коп. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Штраф подлежит уплате не позднее следующего дня после вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности: Получатель: (данные изъяты)
В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок постановление будет направлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Исполнение наказания в части административного выдворения за пределы Российской Федерации возложить на УФССП России по Чувашской Республике- Чувашии.
Содержание МН до административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения производить в специальном учреждении - в центре временного содержания иностранных граждан МВД по Чувашской Республике по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Новое Атлашево, ул. 70 лет Октября, д. 1 пом. 2.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Л.А. Калинина.