Решение по делу № 3а-13/2022 (3а-177/2021;) от 17.03.2021

УИД 34OS0000-01-2021-000105-09

Дело № 3а-13/2022

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Камышниковой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровской Е.А., рассмотрев 27 апреля 2022 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гречишникова Виктора Юрьевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

установил:

17 марта 2021 года административный истец, являющийся общедолевым собственником земельного участка с кадастровым номером № <...> обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований указал, что кадастровая стоимость названного участка установлена по состоянию на 1 января 2020 года Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №78-н в размере 39439884 руб., существенно превышает рыночную стоимость земельного участка согласно представленному отчету оценщика, в связи с чем, по его мнению, необоснованно увеличен размер земельного налога.

С учетом уточненных требований административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> равной рыночной определенной судебным экспертом в сумме 9 952 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.

Определением суда от 22 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГБУ Волгоградской области «Центр кадастровой оценки».

В ходе судебного производства в качестве заинтересованных лиц привлечены сособственники земельного участка, указанные в выписке из ЕГРН от 6 апреля 2021 года.

Представители административных ответчиков: комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, УФРС по Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области в письменных отзывах возражений относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не заявили, полагались на усмотрение суда, просили рассмотреть дело без участия представителя.

Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены, объяснений по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, предусматривает право истца на определение кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, равной их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно ч.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог(ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, согласно выписке из ЕГРН от 6 апреля 2021 года административному истцу принадлежит 6/281 доли в праве общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 11333300+/-88371, категория земель –земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- земли сельскохозяйственного использования, расположенный <адрес>

Следовательно, истец является плательщиком земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости, а потому он вправе обратиться в суд с настоящим иском, поскольку его права налогоплательщика затрагиваются оспариваемыми результатами кадастровой оценки.

Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №78-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области по состоянию на 1 января 2020 года, согласно которому, а также данным кадастровой справки и сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> установлена указным выше приказом в результате государственной кадастровой оценки на 1 января 2020 года в размере 39439 884 руб.

В части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу статья 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

На территории Волгоградской области таким бюджетным учреждением является Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки».

Согласно статьи 7 названного закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются:

1)определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

2)определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации публично-правовой компанией бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки(часть 1 статьи 13 Федерального закона № 237-ФЗ).

Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена оспариваемая истцом кадастровая стоимость спорного земельного участка в сумме 39439 884 руб. – 1 января 2020 года –это дата формирования перечня земельных участков подлежащих государственной кадастровой оценки на основании Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №78-н, которым утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области

Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу требований части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого Федерального закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет, подготовленный оценщиком <.......>. № 210217-16 от 9 марта 2021 года, согласно которому по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 9247973 руб.

Определением суда от 20 апреля 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту <.......> ООО «Адепт Эксперт».

Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной экспертом <.......> ООО «Адепт Эксперт» №669-ЗЭ от 18 мая 2021 года представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года составляет 9098 000 рублей.

Ввиду наличия противоречий в выводах эксперта и возникших сомнений в обоснованности экспертного заключения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, а также в целях исключения неоднозначного толкования экспертного заключения, определением суда от 13 июля 2021 года была назначена повторная судебная оценочной экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «ДЭМС».

Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом <.......> ООО «ДЭМС», представленный административным истцом отчет, подготовленный оценщиком <.......> № 210217-16 от 9 марта 2021 года не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 11333300+/-88371, категория земель –земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- земли сельскохозяйственного использования, расположенный <адрес>, по состоянию на 1 января 2020 года определена экспертом в сумме 9517762 руб.

Ввиду неясности и неполноты данного заключения определением суда от 30 ноября 2021 года была назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза тому же эксперту.

Согласно выводов дополнительной судебной оценочной экспертизы №252/12-2021 эксперта <.......> ООО «ДЭМС» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 11333300+/-88371, категория земель –земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- земли сельскохозяйственного использования, расположенный <адрес>, по состоянию на 1 января 2020 года определена им в сумме 9952 000 руб.

Каких-либо конкретных данных о несоответствии названного экспертного заключения Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной по делу судебной экспертизы, участвующие в деле лица суду не представили.

Давая оценку заключению судебной экспертизы эксперта <.......> ООО «ДЭМС», суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения, в нем указана необходимая общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведены анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки.

Суд находит экспертное заключение, представленное по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, достоверным и допустимым доказательством.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в экспертном заключении выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость (более чем в два раза).

При таких обстоятельствах исковые требования к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Управлению Росреестра Волгоградской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка являются обоснованными. В удовлетворении требований к остальным ответчикам следует отказать.

Как следует из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 17 марта 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ

решил:

административное исковое заявление Гречишникова Виктора Юрьевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 11333300+/-88371, категория земель –земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- земли сельскохозяйственного использования, расположенный в <адрес>, равной рыночной по состоянию на 1 января 2020 года в сумме 9952 000 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 марта 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья подпись Камышникова Н.М.

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 29 апреля 2022 года.

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

3а-13/2022 (3а-177/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гречишников Виктор Юрьевич
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области
Другие
Администрация Серафимовичского района Волгоградской области
Кузнецов Юрий Геннадьевич
Администрация Буерак-Поповского сельского поселения Серафимовичского муниципального района
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Камышникова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
17.03.2021Регистрация административного искового заявления
18.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2021Судебное заседание
09.06.2021Производство по делу возобновлено
30.06.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
30.11.2021Производство по делу возобновлено
30.11.2021Судебное заседание
27.04.2022Производство по делу возобновлено
27.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.05.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.06.2022Судебное заседание
27.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее