Решение по делу № 2-3186/2020 от 31.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2020 года                                                  г. Домодедово

Домодедовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего                                                            М.А. Курочкиной

при секретаре                                                                        Т.Б. Анахатунян

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3186/2020 по исковому заявлению ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ к Леммер Антону Алексеевичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселении, суд

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, 1-й отдел ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обратились в суд с иском к ответчику Леммер Антону Алексеевичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселении.

В обоснование иска указано, что Леммер А.А. в связи с прохождением военной службы, на основании решения командира воинской части 41516 предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно приказа Командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ , Леммер А.А., уволенного приказом Командующего войсками <адрес> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ с военной службы в запас в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес> по городу Ступино и <адрес>. Общая продолжительность военной службы ответчика в календарном исчислении составляет менее 20 лет. Таким образом, служебное жилое помещение, расположенное по указанному адресу, подлежало сдаче в уполномоченный орган установленным порядком. Законных оснований для проживания он не имеет, поскольку ответчик связь с Министерством обороны РФ утратил, уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части, обеспечению постоянным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не подлежит. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

Представитель ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дело в его отсутствие (л.д. 6).

Ответчик Леммер А.А. в судебное заседание не явился. Ответчику согласно ст. 50 ГПК РФ был назначен адвокат Бушуева С.С. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ), которая в судебное заседание явилась, пояснила, что поскольку позиция его доверителя ей не известна, оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.

Помощник Домодедовского городского прокурора Московской области Степина А.В. в своем заключении сделала вывод о том, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, выслушав заключение помощника Домодедовского городского прокурора Московской области Степиной А.В., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Леммер А.А. в связи с прохождением военной службы, на основании решения командира воинской части 41516 предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно приказа Командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ , Леммер А.А., уволенного приказом Командующего войсками <адрес> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ с военной службы в запас в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес> по городу Ступино и <адрес>.

Общая продолжительность военной службы ответчика в календарном исчислении составляет менее 20 лет.

Таким образом, служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подлежало сдаче в уполномоченный орган в установленном порядке.

Порядок сдачи служебного жилого помещения регламентирован Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция) и фактическое освобождение служебного жилого помещения подтверждает справка о сдаче жилого помещения.

При этом, исходя из п. 3 Инструкции оформление справки жилого помещения осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в п. 5 Инструкции 2, а именно: акта приема-передачи и акта технического состояния служебного жилого помещения, выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета, сведений из органа регистрационного учета о снятии военнослужащего (а также членов семьи, в том числе бывших) с регистрационного учета по месту жительства.

В адрес 1-го отдела документы, подтверждающие фактическое освобождение жилого помещения по адресу: <адрес>, не поступали.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закона) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 14 статьи 15 Закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании п. 14 ст. 15 Закона, военнослужащие обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих определениях, положения пункта 14 ст. 15 Закона, закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости предоставления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (определения от 20.11.2014, № 2655-0, от 23.12.2014 № 2893-0, от 29.01.2015 № 117-0 и др.).

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Из изложенного следует, что служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

На основании ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо прерывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 настоящего кодекса случаях.

На основании ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещений, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1455 от 03.11.2010    в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011    № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», а также Инструкции о предоставлении военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30.09.2010, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1135 от 27.08.2010 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», за 1-м отделом Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1-й отдел) закреплена территория субъектов Российской Федерации – Московская область.

1-й отдел является территориально обособленным подразделением Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и относится к специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения.

Задачами и функциям 1-го отдела является, в том числе, и осуществление контроля за своевременным исполнением военнослужащими соглашений (обязательств) о сдаче жилых помещений и принятие всех необходимых мер для фактического освобождения жилых помещений, в том числе, в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.

Согласно пункта «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.

В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 214, 215 ГК РФ и п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 01.04.2016) «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ) образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 05.07.2010 № 756 в результате переименования федерального государственного учреждения «Московская центральная квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации и реорганизации путем присоединения к нему 65 федеральных учреждений согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871.

Таким образом, спорное жилое помещение, находится на праве хозяйственного ведения и оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.

Из представленного в обоснование иска акта установления фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, фактически проживает Леммер А.А. (л.д. 11).

При этом законных оснований для проживания в спорном жилом помещении ответчик не имеет, поскольку он связь с Министерством обороны Российской Федерации утратил, уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части, обеспечению постоянным жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации не подлежит.

Таким образом, ответчик Леммер А.А. до настоящего времени данное им обязательство об освобождении спорного жилого помещения не исполнил, соответствующие документы, свидетельствующие об освобождении указанного жилого помещения, в уполномоченный орган не представил.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Следовательно, действия ответчика, связанные с подписанием обязательства об освобождении спорного жилья, направлены на расторжение жилищных правоотношений, что в силу ч.1 ст. 35 ЖК РФ является основанием для освобождения спорного жилого помещения.

Отказ ответчика от исполнения обязательства об освобождении спорного жилого помещения препятствует реализации иными действующими военнослужащими права в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на обеспечение служебным жилым помещением.

Таким образом, имеются основания для признания ответчика утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселении из указанного жилого помещения.           Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ удовлетворить.

Признать Леммер Антона Алексеевича утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить Леммер Антона Алексеевича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.

Председательствующий судья                                         М.А. Курочкина

2-3186/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Домодедовский городской прокурор
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношении" Минобороны России
Ответчики
Леммер Антон Алексеевич
Суд
Домодедовский городской суд Московской области
Судья
Курочкина Марина Андреевна
Дело на странице суда
domodedovo.mo.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2020Передача материалов судье
01.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2020Подготовка дела (собеседование)
25.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее