УИД - 78RS0002-01-2021-014178-15
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88 –20178/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 23 ноября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Птоховой З.Ю., Черлановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2022 г. по гражданскому делу № 2-2867/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о возложении обязанности установить размер пенсии в соответствии со страховыми взносами.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее также–ОПФР по Санкт- Петербургу и Ленинградской области) о возложении обязанности установить размер пенсии в соответствии со страховыми взносами.
В обоснование требований указано, что истец является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчиком при исчислении размера пенсии не был учтен страховой стаж до 26 декабря 2013 г., учтенный при назначении военной пенсии, а также не учтены страховые взносы за указанный период, что противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2022 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также–ГПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в поданных возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений в оспариваемой заявителем жалобы части не усматривает.
Судами нижестоящих инстанций установлено и из материалов дела следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также–Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Истец также является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 26 декабря 2013 г.
При этом при определении истцу по делу размера пенсии за выслугу лет были учтены периоды с 1 августа 1974 г. по 25 декабря 2013 г., в том числе периоды с 19 января по 16 мая 2010 г., с 18 по 31 мая 2010 г., с 1 октября по 25 декабря 2013 г.
Ответчиком со ссылкой на ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» не учтены периоды работы с 19 января по 16 мая 2010 г., с 18 по 31 мая 2010 г., с 1 октября по 25 декабря 2013 г.
8 октября 2021 г. ФИО1 обратился в ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о перерасчете пенсии, решением ОПФР от 14 октября 2021 г. в перерасчете пенсии отказано.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался Федеральным законом «О страховых пенсиях», оценив представленные в материалы дела доказательства, признал установленным, что ответчиком при назначении истцу страховой пенсии по старости учтены все периоды трудовой деятельности по документам, имеющимся в материалах пенсионного дела, оснований для перерасчета пенсии не имеется, так как периоды работы не включенные в подсчет стажа учтены при назначении пенсии за выслугу лет по линии Минобороны Российской Федерации.
С вышеприведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановленных по делу судебных актов по доводам жалобы заявителя.
В соответствии с пунктом 6 ст. 3 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначаемой на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях»).
Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. за № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» часть 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. за №4468-1 изложена в новой редакции.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Часть 4 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж.
Так, согласно части 4 статьи 13 «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Таким образом, пенсионеры, получающие пенсию по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 и работающие по трудовому договору, приобрели возможность получать страховую часть страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения страховой пенсии, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Поскольку законодатель не предусмотрел возможность одновременного включения в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих хронологически (по времени) периодов, является правомерным вывод судов нижестоящих инстанций, согласившихся с решением ответчика, которым при назначении истцу страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» не учтены периоды работы с 19 января по 16 мая 2010 г., с 18 по 31 мая 2010 г., с 1 октября по 25 декабря 2013 г., учтенные при назначении пенсии за выслугу лет и, соответственно, отказано в перерасчете размера пенсии истца с учетом перечисленных страховых взносов за эти периоды.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы заявителя, как основанные на неправильном применении положений пенсионного законодательства, незаконность оспариваемых судебных постановлений не подтверждают.
Каких –либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 3797 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи