Решение по делу № 2-218/2019 от 21.06.2019

УИД 66RS0058-01-2019-000272-39

Решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    п.г.т. Тугулым          16 сентября 2019 года

Тугулымский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Субботина В.Н.,

при секретаре Ибраевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-218/2019 года по иску прокурора Тугулымского района действующего в интересах неопределенного круга лиц – населения Тугулымского городского округа к Администрации Тугулымского городского округа, Ядрышниковской сельской управе администрации Тугулымского городского округа, ЕМУП «Специализированная автобаза» о ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных бытовых отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером с координатами центра места расположения несанкционированной свалки: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тугулымского района Свердловской области действующий в интересах неопределенного круга лиц – населения Тугулымского городского округа обратился в суд с иском к Администрации Тугулымского городского округа, Ядрышниковской сельской управе администрации Тугулымского городского округа, ЕМУП «Специализированная автобаза» о ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных бытовых отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером с координатами центра места расположения несанкционированной свалки: <адрес>

Свои доводы мотивирует тем, что прокуратурой Тугулымского района в рамках осуществления функций по осуществлению надзора за исполнением законов при выездной проверке в <адрес> на территории с местоположением: <адрес> была обнаружена свалка отходов коммунального происхождения, относящихся к единой группе с кодом 731000 00 00 0 (пищевые отходы, пустые пластиковые и стеклянные бутылки, бумага и так далее).

В связи с чем, просит возложить на администрацию Тугулымского городского округа, ЕМУП «Спецавтобаза» обязанность в течение 30 дней ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером с координатами центра места расположения несанкционированной свалки: <адрес>

Определением Тугулымского районного суда <адрес> 19.08.2019 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен ИП Низов И.Ф.

Процессуальный истец старший помощник прокурора <адрес> Абдулкаримов Н.К. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Тугулымского городского округа Испирян Ю.Ю., действующая на основании доверенности (л.д.24), заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером в настоящее время ликвидирована, остался мусор на соседнем земельном участке, принадлежащем Низову И.Ф.

Представитель ответчика Ядрышниковской сельской управы администрации Тугулымского городского округа Заверталюк Н.П., действующая на основании распоряжения о приеме на работу (л.д.25) в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что свалка находится на земельном участке, который находится не в их ведении.

Ответчик Низов И.Ф. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что свалку на принадлежащем ему земельном участке, он убрал.

Представитель соответчика ЕМУП «Спецавтобаза» Бычкова А.А., действующая на основании доверенности -С от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, поскольку у ЕМУП «Спецавтобаза» отсутствует обязанность ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО на земельных участках. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Заслушав доводы сторон, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 8 указанного федерального закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В силу положений статьи 24.6 вышеназванного закона (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пунктам 1, 5 которых настоящие Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".

Согласно подпункту 5 пункта 8 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, Утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 N 440-ПП, региональный оператор осуществляет следующие функции: выполняет мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, определенных соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО между уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере обращения с ТКО и региональным оператором (далее - соглашение). Ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, не включенных в соглашение, осуществляется региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с ТКО.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в результате проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства Российской Федерации при обращении с отходами производства и потребления была обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная слева от дороги ведущей от <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , о чем был составлен акт от 11.06.2019 года (л.д.56). Наличие данной свалки подтверждается также фото иллюстрационными таблицами (л.д. 28-29, 35-40).

Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данная норма права регламентирована и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 21 БК РФ, ч. 1 ст. 86 БК РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001", введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов должна быть возложена на Администрацию Тугулымского городского округа, поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, при отсутствии разграничения земельного участка, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

В материалах дела отсутствует соглашение, заключенное между органом местного самоуправления и ЕМУП «Спецавтобаза», позволяющее установить с какого времени на регионального оператора возложена обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.

В связи, с чем заявленные истцом требования к ЕМУП «Спецавтобаза» удовлетворению подлежать не могут.

Доводы представителя ответчика Администрации Тугулымского городского округа о том, что несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым номером 66:29:0601003:180 в настоящее время ликвидирована суд находит не состоятельными, поскольку надлежащими доказательствами данный факт своего подтверждения не нашел.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц – населения Тугулымского района Свердловской области к Администрации Тугулымского городского округа о возложении обязанности в течение 30 дней ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных бытовых отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером с координатами центра места расположения несанкционированной свалки: <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц – населения <адрес> к Администрации Тугулымского городского округа, ЕМУП «Спецавтобаза» - удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Тугулымского городского округа обязанность в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером , географические координаты центра свалки: <адрес>

Остальные исковые требования - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тугулымский районный суд.

Решение принято и его резолютивная часть изготовлена в совещательной комнате 16.09.2019 года.

    Председательствующий судья                                                                               Субботин В.Н.

2-218/2019

Категория:
Гражданские
Ответчики
Низов Игорь Федорович
Другие
администрация Тугулымского городского округа
Прокурор Тугулымского района
Ядрышниковская сельская управа администрации ТГО
ЕМУП "Специализированная автобаза"
Суд
Тугулымский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
tugulymsky.svd.sudrf.ru
21.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2019Передача материалов судье
26.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2019Судебное заседание
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2019Дело оформлено
10.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее