Дело № 12- 6/2021 р.п. Светлый Яр
РЕШЕНИЕ
и.о. судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области Верцимак Н.А.
с участием: представителя ООО «Управление отходами – Волгоград» - ФИО3, представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО4,
12 марта 2021 года, рассмотрев жалобу представителя ООО «Управление отходами – Волгоград» - ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО4 №-Э от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Управление отходами – Волгоград» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ООО «Управление отходами – Волгоград» по доверенности ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО4 №-Э от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ООО «Управление отходами – Волгоград» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считает постановление №-Э от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
В постановлении в качестве основания привлечения к административной ответственности указывается, в том числе, на несоблюдение требований Территориальной схемы (утв. Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ), выразившееся в использовании площадки временного накопления ТКО (далее - ПВН), расположенной на земельном участке на территории <адрес>. Между тем, надзорным органом неверно применена норма из указанного приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>: так, использование указанной ПВН со вводом ее в эксплуатацию предлагается [«Таблицей 44. Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой». То есть норма не носит императивный характер, не может быть основанием к понуждению их исполнения (в том числе потому что указанный нормативный акт является актом, регулирующим градостроительную деятельность ввиду (отсутствия полномочий у областного комитета на принятие нормативных правовых актов в сфере градостроительства). Особенно отмечаем, что постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" устанавливает, что территориальная схема - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов, т.е. территориальная схема не является документом, регулирующим отношения в сфере охраны окружающей среды или градостроительной деятельности.
При этом иных норм, обязывающих вводить в эксплуатацию участки земли, не являющиеся полигонами или объектами обработки, и вообще не являющиеся объектами капитального строительства надзорным органом в оспариваемом постановлении не указано.
Согласно градостроительному Кодексу РФ объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, данная норма права, определяя родовое понятие "объект капитального строительства", с одной стороны, называет четыре вида объектов, которые относятся к числу таковых: здания; строения; сооружения; объекты незавершенного строительства; а с другой - перечисляет объекты, которые таковыми не являются, например: временные постройки; киоски; навесы; заборы; другие подобные постройки.
Правовые характеристики указанных объектов капитального строительства даны в других нормативных правовых актах, в частности, в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и (далее - Технический регламент).
Объекты капитального строительства могут создаваться только в процессе строительства (п. 10, 13 ст. 1 ГрК РФ), что предполагает поэтапное выполнение проектных, монтажных, пусконаладочных работ.
В случае, если предполагается строительство объекта капитального строительства, относящегося к недвижимому имуществу, необходимо получать разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. После чего объект можно поставить на кадастровый учет, а также зарегистрировать на него право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
К основным признакам объектов капитального строительства можно отнести следующие: прочная связь объекта с землей и наличие заглубленного фундамента (вместе с тем некапитальный объект тоже может иметь фундамент); невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
К дополнительным признакам объектов капитального строительства можно отнести: наличие стационарных коммуникаций (водо-, газо-, электро- и теплоснабжения и т.д.); длительный срок эксплуатации объекта.
Таким образом, участок земли, где, как указано в приложении Б2 к Территориальной схеме «Приложение Б2. Информация об объектах инфраструктуры» в строках 105,106 нумерации файла Excel (они же строки 114 нумерации столбца 1 таблицы), осуществляется перегрузка ТКО, не является объектом капитального строительства, на нем не возводится фундамент, ничего не строится, не берется разрешение на строительство, не вводится в эксплуатацию.
Между тем, надзорный орган и сам указывает на не необходимость возведения капитального объекта, а только на нарушение, выраженное в отсутствии обваловки, сети ливнестоков и защиты от атмосферных осадков. При этом делается незаконный вывод о необходимости введения всего указанного в эксплуатацию.
И именно ввод в эксплуатацию указывается как нарушение природоохранного законодательства. Между тем ввод Росприроднадзор не является органом, уполномоченным на надзор за градостроительными нормами, в том числе за вводом объектов в эксплуатацию.
Также постановление указывает на использование ПВН в отсутствие правовых оснований, что полностью опровергается материалами дела (данные собственника земельного участка - органа местного самоуправления - также имеются в материалах и свидетельствуют о предоставлении данного земельного участка региональному оператору), а также указанием в Территориальной схеме на данный объект инфраструктуры.
Кроме того, диспозиция статьи КоАП РФ, указанная в качестве основания привлечения к ответственности, в качестве охраняемых отношений устанавливает несоблюдение требований в области именно охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Между тем, не смотря на указание в качестве нарушения, послужившего основанием привлечения к административной ответственности, «использование ПВН не введенной в эксплуатацию», постановлением также указано на нарушение санитарных норм и правил, гигиенических требований.
Между тем, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, органом, уполномоченным на разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также организацию и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Таким образом, надзорный орган, привлекая регионального оператора к ответственности, не только в качестве основания необоснованно указал «использование ПВН не введенной в эксплуатацию», но и указал на несоблюдение норм и правил, за соблюдением которых надзирает иной Федеральный орган, что свидетельствует о превышении им полномочий.
Просит отменить вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО4 постановление о назначении административного наказания №-Э, которым ООО «Управление отходами - Волгоград» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить.
В судебном заседания представитель ООО «Управление отходами – Волгоград» - ФИО3 на удовлетворении жалобы настаивает.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО4 считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
ООО «Управление отходами — Волгоград» осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной Управлением Росприроднадзора по <адрес> на деятельность по сбору, транспортированию, обработке отходов Ш, IV класса опасности (серии № СТО от ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, комитетом ЖКХ и ТЭК <адрес>, как уполномоченным органом, и ООО Управление отходами - Волгоград» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - Соглашение). С 2020 года уполномоченным органом по исполнению соглашения назначен комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор - ООО «Управление отходами - Волгоград» приступил к осуществлению обязанностей в сфере обращения с ТКО на территории <адрес>. На основании Соглашения, региональный оператор должен обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории <адрес> в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Приказом комитета природных ресурсов и экологии <адрес> от 30.05,2020 №-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами <адрес> (далее - Территориальная схема).
Территориальная схема, формирует систему обращения с отходами на территории <адрес> и является обязательной для исполнения региональным оператором по обращению с ТКО и другими операторами, осуществляющими обращение с ТКО на территории <адрес>.
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденная в установленном порядке исполнительным органом власти субъект Российской Федерации, является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению е твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Социальной значимостью территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами предопределены требования законодателя, установленные в соответствующих нормативных актах, к составу и содержанию этого документа, а также утверждения и корректировки территориальных схем.
Согласно пп. 1 п. I типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещенного на сайте ООО «Управление отходами - Волгоград» в свободном доступе, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, ООО «Управление отходами - Волгоград» осуществляет именно сбор отходов от контрагентов, с которыми заключены договора, с последующим накоплением (перегрузкой) ТКО для дальнейшей передачи на обработку (операторам) и размещение на специализированном полигоне.
В разделе 9.3 Территориальной схемы «Обоснование основных параметров предлагаемых к созданию объектов системы обращения с отходами», в таблице 44 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой», запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году, в том числе, площадки временного накопления (перегрузки): <адрес>, мощностью до 10 тыс. тонн/ год.
В свою очередь, согласно положениям раздела 8.2 Территориальной схемы, при обустройстве площадок временного накопления (перегрузок) в соответствии с требованиями действующего законодательства ранее срока, обозначенного в таблице 44 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой», региональный оператор вправе их использовать в распределении схемы потоков ТКО с момента их надлежащего обустройства.
ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом о проведении рейдового обследования, в порядке ст. 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании поручения Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № СР-10-00-31/16548, с целью оценки количества ТКО, размещенных на объектах временного накопления, которые не являются объектами конечного захоронения ТКО, должностным лицом Межрегионального управления проведено рейдовое обследование территории <адрес>, а именно земельного участка, на территории указанного района <адрес>, используемого ООО «Управление отходами - Волгоград» под площадку временною накопления ТКО.
По результатам рейдового обследования, проведенного на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена на окраине <адрес>, на земельном участке с географическими координатами 49.8903180, 42.6472430 на территории бывшего свинокомплекса. Площадка в момент рейдового обследования охранялась неустановленным лицом, предположительно сторожем (основания присутствия указанного лица в качестве сторожа на ПВН не установлены).
Площадка имеет обваловку, шлагбаум, обозначена аншлагами, информирующими, в том числе, о графике приёма ТКО. ТКО накапливаются в 2 картах бывшего навозохранилища 35x90 м. каждая. Карты имеют сплошное железобетонное покрытие и борта высотой около 2 м. На момент осмотра на площадке установлены 3 большегрузных контейнера для ТКО, автомобиль КАМАЗ гос. № Е698 ОН 34 производил выгрузку 1 контейнера. Контейнеры не наполнены. На территории площадки находились мешки полиэтиленовые «Биг-Бэг» с ПЭТ тарой в количестве 6 шт., ветки, обрезки деревьев, обломки мебели навалом 5x10 м. высотой 2 м. ТКО навалом 5x3 м. высотой 1 м. Территория площадки была зачищена, следов загрязнения прилегающей территории отходами не обнаружено. На момент осмотра деятельность по выгрузке, перегрузке ТКО не велась.
По данным, представленным ООО «Управление отходами - Волгоград», организована и используется, в том числе, ПВН в <адрес>, координаты 49.890498, 42.648147.
По представленной администрацией Кумылженского муниципального района <адрес> информации (от ДД.ММ.ГГГГ №), площадка временного накопления расположена по адресу: <адрес>, координаты 49.890639, 42.648020, кадастровый №. Вид разрешенного использования - специальная деятельность.
Согласно информации администрации Кумылженского муниципального района <адрес> указанная площадка временного накопления ТКО эксплуатируется ООО «Управление отходами - Волгоград», в отсутствие договора аренды.
В свою очередь, в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ в рамках административного расследования, осмотра территории (протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №-Э), расположенной в <адрес>, с координатами 49.890318, 42.647243, проведенного с привлечением экспертной организации - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, а также представителя ООО «Управление отходами - Волгоград» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №Д/2020 (о чем имеется запись в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №-Э, копия протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ № Л/67-20-Э представителем ООО «Управление отходами - Волгоград» ФИО5 получена), установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена на окраине <адрес>, на территории бывшего свинокомплекса. Площадка не охраняется, имеет обваловку высотой 2 м. и сплошное железобетонное покрытие. Площадь площадки временного накопления ТКО составляет 35 x 90 м.
На момент осмотра на площадке установлены 2 контейнера для сбора ТКО. Контейнеры заполнены. Территория площадки зачищена, следов загрязнения прилегающей территории отходами не обнаружено.
Открытые приемники-накопители (контейнеры для сбора ТКО) не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует укрытие брезентом, площадка не оборудована навесом и т.д.).
Обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями отсутствует.
В ходе указанного осмотра отобраны пробы почвы (протокол отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №), а также отходов (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ №), проведены лабораторные исследования указанных проб. Согласно заключению эксперта, по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ № установлено превышение по нефтепродуктам на глубине 0-5 см в 8,2 раза, на глубине 5-20 см в 2,0 раза на пробной площадке № (расчищенная площадка с координатами 49.89064, 42.64866), по сравнению с фоновыми значениями проб почвы, отобранными в 100 м севернее от пробной площадки № (согласно схемы отбора проб №).
Отход, отобранный на площадке временного накопления (перегрузки) отходов (в месте с координатами 49.89057, 42.64873), по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности.
Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
На основании п. 3.2, 3.4, 3.7 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», временное складирование отходов производства и потребления допускается: на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников - накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, несоблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет за собой нарушение экологического законодательства Российской Федерации.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Однако, в нарушение требований действующего законодательства ООО «Управление отходами - Волгоград» осуществляет деятельность по сбору и накоплении твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления (перегрузке) ТКО, расположенной в <адрес>, с координатами 49.890498, 42.648147, которая не введена в эксплуатацию, не защищена от атмосферных осадков и ветров, не имеет обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что приводит к нарушению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, и несет непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека, таких как, ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 1, ч.ч. 1,2 10 ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-Э законным представителем юридического лица - начальником отдела правового обеспечения юридического департамента ООО «Управление отходами - Волгоград» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №д/2020, представлены объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно представленным Объяснениям ООО «Управление отходами - Волгоград» считает, что в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-Э описано четыре разных земельных участка.
При этом, в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-Э однозначно указано, что имеется один земельный участок используемый ООО «Управление отходами - Волгоград» под ПВН (с координатами 49,8903180, 42,6472430; 49.890498, 42.648147 (представлены ООО «Управление отходами - Волгоград» письмом от ДД.ММ.ГГГГ №); 49.890318, 42.647243; 49.89064, 42.64866; 49.89057,42.64873, которые привязаны к одному земельному участку по адресу: <адрес>.
Просит в удовлетворении жалобы юридического лица - ООО «Управление отходами - Волгоград» отказать, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-Э - оставить без изменения.
Выслушав представителя ООО «Управление отходами - Волгоград» - ФИО3, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории <адрес> ФИО4, исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регламентировано, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно частям 1 - 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 N).
В силу пункта 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В судебном заседании установлено, что определением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и принято решение о проведении административного расследование (л.д.43-83).
Из протокола осмотра №-Э от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в присутствии представителя ООО «Управление отходами - Волгоград» была осмотрена площадка временного накопления твердых коммунальных отходов <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, координаты 49.890318, 42.647243, которая эксплуатируется ООО «Управление отходами - Волгоград» согласно договора аренды. В ходе осмотра изъяты пробы почвы и пробы многокомпонентной смеси отходов из контейнера ТКО, а также составлена фототаблица ПВН, и запись на диске. Составлен протокол взятия проб и образцов №-Э от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84-90).
По результатам проведения лабораторных исследований и измерений, обнаружено превышение ПДК нефтепродуктов, ртути (л.д.96-107).
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении №–20-Э от ДД.ММ.ГГГГ, который подписан представителем ООО «Управление отходами - Волгоград» по доверенности ФИО6. В протоколе об административном правонарушении отображены выявленные при проверке нарушения (л.д.118 - 123).
Постановлением №-Э от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управление отходами - Волгоград» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Постановление подписано представителем ООО по доверенности ФИО1 (л.д.142- 148).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что региональным оператором при осуществлении деятельности в сфере обращения с ТКО на территории <адрес> выявлены нарушения требований закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об отходах производства и потребления», что подтверждается материалами административного производства.
Доводы заявителя о том, что региональным оператором не нарушаются схемы потоков транспортирования ТКО, что площадка временного накопления (перегрузки), расположенная в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 34:24:180202:135 не эксплуатируется, опровергаются материалами дела.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из ч. 2 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твёрдые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учётом соглашения, заключённого между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Во исполнение приведенных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами », которыми в пункте 3 предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Статьёй 13.3 Федерального Закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования и включающей в себя схему потоков отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Однако в нарушение требований действующего законодательства ООО «Управление отходами-Волгоград» осуществляет деятельность по сбору и накоплению твёрдых коммунальных отходов на площадке временного накопления (перегрузке) ТКО, расположенной на окраине <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 34:24:180202:135, которая не включена в Территориальную схему, не введена в эксплуатацию, обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями отсутствует. Открытые приемники - накопители не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. Лабораторные исследования показали о превышении ПДК по нефтепродуктам.
Выявленные при проверке нарушения свидетельствуют о не соблюдении ООО «Управление отходами Волгоград» требований законодательства об окружающей среде.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7 -ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию. транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Данных о том, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Управление отходами - Волгоград» к административной ответственности, внесены изменения в состав и структуру Территориальной схемы в соответствии с требованиями Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 года № 1130, не представлено, равно и как сведений о признании Территориальной схемы недействующей полностью или частично, в связи с чем она подлежала применению региональным оператором, как субъектом отношений в сфере обращения с отходами, в утверждённом виде.
При рассмотрении дела должностным лицом все юридически значимые обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами. Таким образом, оценив все фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО4 пришла к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и доказанности вины Общества в совершении данного правонарушения.
Довод представителя ООО «Управление отходами - Волгоград» о необоснованном применении контролирующим органом требования СНИП, не может, служить основанием к отмене постановления, поскольку вина ООО доказана совокупностью вышеприведённых доказательств, признанных судом достоверными.
Ссылка представителя заявителя о нарушении требований Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверки и административного расследования, несостоятелен, поскольку к данным правоотношениям Закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применим, поскольку рейдовый осмотр производился в отношении использования площадок временного накопления (перегрузок) при организации транспортирования ТКО, а не конкретного юридического лица, либо индивидуального предпринимателя.
Выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению требований природоохранного законодательства со стороны юридического лица ООО «Управление отходами - Волгоград», и при таких обстоятельствах, доводы Заявления не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления, так как опровергаются установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.
При таких обстоятельствах доводы настоящей жалобы относительно отсутствия события в целом и состава административного правонарушения в действиях Общества опровергаются всей совокупностью установленных по делу обстоятельств, подтвержденных представленными в материалах дела доказательствами, следовательно, заявление ООО «Управление отходами - Волгоград», удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Представителю ООО «Управление отходами – Волгоград» - ФИО1 об отмене постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО4 №-Э от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Управление отходами – Волгоград» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд в течение 10 дней со дня вручения копии.
И.о. судьи Верцимак Н.А.