Дело № 2а-2329/2020
75RS0002-01-2020-003405-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор.Чита 28 октября 2020 года
Ингодинский районный суд г.Читы в составе
председательствующего судьи Шишкаревой С.А.,
при секретаре Петровой В.А., с участием прокурора – старшего помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Ленченко Н.М., административного ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите с применением видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю об установлении административного надзора в отношении Мунгалова О.В.,
УСТАНОВИЛ:
обратившись в суд с настоящим административным иском, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю просило установить в отношении Мунгалова О.В. административный надзор на срок 8 лет и административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) 4 раза в месяц; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 до 06.00, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время; выезда за пределы муниципального образования без уведомления органов внутренних дел; запрещения посещения мест проведения культурно-массовых мероприятий и участия в них; запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков, мотивируя свои требования тем, что осужденный подлежит освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве, за время отбывания наказания поощрений не имеет, подвергался дисциплинарным взысканиям 2 раза, намерен проживать по адресу: <адрес>.
В судебное заседание ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю представителя не направило, его участие обязательным не признано, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Мунгалов О.В. в судебном заседании с административным иском не согласился по доводам письменных возражений, т.к. ранее в отношении него установлен административный надзор, указал, что является <данные изъяты>.
Прокурор Ленченко Н.М. требования административного иска поддержала, полагая необходимым установление административного надзора на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, личное дело осужденного, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) и Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – Федеральный закон).
В соответствии с ч.1 ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух или более преступлений, предусмотренных ч.1 ст.228, ст.228.3, ч.1 ст.231, ч.1 ст.234.1 Уголовного кодекса РФ.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (п.2 и п.4 ч. 2 ст.3 Федерального закона соответственно).
Как установлено из дела, приговором Краснокаменского городского суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Мунгалов О.В. осужден по ч.4 ст.111 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в его действиях признан опасный рецидив преступлений.
ДД.ММ.ГГГГ Мунгалов О.В. освобожден от отбывания наказания.
При освобождении решением Нерчинского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мунгалова О.В. установлен административный надзор на срок 8 лет и перечисленные в решении ограничения.
В период административного надзора Мунгалов О.В. совершил новое преступление, предусмотренное п. "в" ч.2 ст.158 УК РФ, за которое ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором Краснокаменского городского суда Забайкальского края к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года.
Также Мунгалов О.В. совершил преступление, предусмотренное ч.2 ст.318 УК РФ, за которое приговором того же суда от ДД.ММ.ГГГГ осужден к реальному лишению свободы, условное осуждение по приговору от ДД.ММ.ГГГГ отменено, окончательное наказание назначено по правилам ст.70 УК РФ в виде 4 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По данному приговору отбывает наказание в настоящее время, подлежит освобождению ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из анализа перечисленных судебных актов усматриваются основания для установления в отношении Мунгалова О.В. административного надзора как совершеннолетнего лица, освобождающегося из мест лишения свободы, имеющего непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое Мунгалов О.В. осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания (п.2 и п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона).
Данные основания являются безусловными для установления административного надзора.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», при наличии непогашенной судимости за совершение преступлений различных категорий срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор. При наличии нескольких оснований административный надзор устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст.3, ч.1 ст.5 Федерального закона).
В рассматриваемом случае в качестве основания для определения наибольшего срока административного надзора во внимание принимается судимость за совершение при опасном рецидиве особо тяжкого преступления, как имеющая наибольший срок ее погашения.
Срок для погашения судимости за совершение тяжкого преступления, за которое в данном случае устанавливается административный надзор, в соответствии с п. «д» ч.3 ст.86 УК РФ (в ред. ФЗ на дату совершения преступления) составляет 8 лет после отбытия наказания.
Следовательно, административный надзор подлежит установлению на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия лишения свободы по приговору Краснокаменского городского суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ включительно, который подлежит исчислению на основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться такие административные ограничения, как: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Применение административных ограничений определяется судом с учетом характерных особенностей совершенного лицом деяния, данных о его личности, а также для решения задач административного надзора, предусмотренных ст.2 Федерального закона.
Согласно представленной характеристике Мунгалов О.В. за период отбывания наказания 2 раза подвергался дисциплинарным взысканиям в виде выговора, не поощрялся, не трудоустроен, участия в благоустройстве территории учреждения принимает, отношение к труду удовлетворительное, состоит на профилактическом учете, вину признал, принимает эпизодическое участие в воспитательных мероприятиях, принимает участие в общественной жизни учреждения, но редко.
До осуждения Мунгалов О.В. проживал по адресу: <адрес>, в своем заявлении на имя начальника исправительного учреждения указал этот же адрес в качестве избранного после освобождения места жительства.
С учетом изложенного, характера, степени общественной опасности и категории преступления, совершенного Мунгаловым О.В. при опасном рецидиве, направленного против личности, обстоятельств его совершения, данных о личности осужденного, факта совершения нового преступления в период административного надзора, особенностей поведения во время отбывания наказания, суд считает необходимым установить в отношении осужденного по окончании срока лишения свободы административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения выезда без уведомления органа внутренних дел по месту жительства (пребывания) за пределы муниципального образования, в котором будет избрано им место жительства (пребывания); запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время; запрещения посещения мест проведения культурно-массовых мероприятий и участия в них; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков. Последние два ограничения устанавливаются, т.к., как следует из обоих приговоров, Мунгалов О.В. совершил преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Снижая количество обязательных ежемесячных явок в орган внутренних дел до трех, суд учитывает в целом удовлетворительную характеристику личности Мунгалова О.В., данную администрацией учреждения, состояние здоровья Мунгалова О.В., имеющего тяжкое и хроническое заболевание, требующее лечения, наличие инвалидности.
Все перечисленные ограничения, по мнению суда, направлены на предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений, отвечают требованиям справедливости, необходимы для защиты государственных и общественных интересов, в том числе прав и законных интересов других лиц.
В дальнейшем Мунгалов О.В. не лишен возможности при наличии предусмотренных законом условий обратиться в суд с заявлением о частичной отмене установленных судом ограничений (ч.1 ст.10 Федерального закона).
Такое же право имеется у органа внутренних дел (ч.2 ст.9 Федерального закона).
В случае изменения в дальнейшем места жительства данный вопрос может быть разрешен органом внутренних дел в соответствии с ч.3 ст. 12 Федерального Закона.
Обязанность поднадзорного лица по уведомлению органа внутренних дел по месту жительства или пребывания о перемене места жительства или пребывания предусмотрена п.5 ч.1 ст. 11 Федерального закона и подлежит исполнению независимо от установленных судом видов административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Мунгалова О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Республики Бурятия, проживающего по адресу: <адрес>, на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Краснокаменского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ включительно, путем установления административных ограничений в виде:
обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запрещения выезда без уведомления органа внутренних дел по месту жительства (пребывания) за пределы муниципального образования – «<адрес> и <адрес>» <адрес>;
запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время;
запрещения посещения мест проведения культурно-массовых мероприятий и участия в них;
запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы.
Судья С.А. Шишкарева
Решение суда в окончательной форме принято 28.10.2020