Решение по делу № 33-19018/2022 от 26.10.2022

Судья Гречко Е.С. дело № 33-19018/2022

61RS0003-01-2022-001608-89

                

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 ноября 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниенко Г.Ф.

судей Тактаровой Н.П., Глебкина П.С.

при секретаре Поповой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №21850/2022 по иску Каменевой Светланы Юрьевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об установлении факта проживания на территории Житомирской области, признании права на назначение государственной пенсии по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста, обязании назначить государственную пенсию по старости, взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 июня 2022 года. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

Каменева С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее – ГУ ОПФ РФ по РО) о признании права на назначение государственной пенсии по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на 1 год, обязании ответчика назначить Каменевой С.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, государственную пенсию по старости с 26.04.2021г., взыскании с ответчика расходов по оплате юридических услуг в размере 42 000 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходов по оформлению доверенности в размере 1 800 руб.

В обоснование требований указала, что в период с 01.07.1987г. по 01.04.1991г. она проживала в пгт. Новые Белокоровичи Житомирской области совместно со своим супругом ФИО4, который проходил военную службу в войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, дислоцирующейся в местности, подвергшейся радиоактивному заражению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

28.03.2019г. она обратилась в УПФР в Аксайском районе Ростовской области с заявлением о назначении пенсии по старости согласно Закону РФ от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Территориальным органом Пенсионного фонда России было принято решение об отказе истцу в установлении пенсии, поскольку право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста наступит у истца не ранее 25.04.2021 г., то есть после 54 лет.

Истец обжаловала данное решение в Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ростовской области.

В своем ответе ГУ ОПФ РФ по РО рекомендовало истцу обратиться за назначением пенсии по достижении возраста 54 лет, то есть с 25.04.2021 г.

06.04.2021 г. истец обратилась в территориальный орган ПФР по месту жительства с заявлением об установлении государственной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (55 лет).

ГУ ОПФ РФ по РО принято решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в связи с отсутствием факта постоянного проживания в зонах радиоактивных загрязнений вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В своем ответе от 03.11.2021 г. ГУ ОПФ РФ по РО указало, что поскольку документы, подтверждающие постоянное проживание в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не поступили, ОУП НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в г.Новочеркасске ОПФ РФ по РО вынесено решение об отказе в назначении пенсии по старости.

Однако ОПФ РФ в Аксайском районе направило истцу письмо от 12.10.2021 г., в котором сообщило, что в их адрес поступили документы, подтверждающие факт проживания в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец просила суд установить факт проживания на территории Житомирской области в период с 01.07.1987 г. по 01.04.1991 г., признать право на назначение государственной пенсии по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на 1 год, обязать ответчика назначить Каменевой Светлане Юрьевне, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения государственную пенсию по старости с 26.04.2021 г., взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате юридических услуг в размере 42 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 1 800 рублей.

Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 июня 2022 года исковые требования Каменевой С.В. удовлетворены частично. Суд установил факт проживания Каменевой С.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, на территории зоны проживания с правом на отселение – Житомирская область, Олевский район, пгт. Новые Белокоровичи с 01.07.1987 г. по 01.04.1991 г. Признал право Каменевой С.Ю. на назначение пенсии по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на один год. Обязал Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области назначить Каменевой С.Ю. пенсию по старости в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 26.04.2021 г. Взыскал с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в пользу Каменевой С.Ю. расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе ГУ ОПФ РФ по РО просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы считает, что имеет место нарушение норм материального права, ссылаясь на положения ст. 37 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, пенсия по возрасту назначается в соответствии со ст. 33 указанного закона, предусматривающей уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые три года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности, то есть пенсионный возраст уменьшается на первоначальную и дополнительную величину. По смыслу приведенной правовой позиции эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986г. по 30.06.1986г., и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации её статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

06.04.2021г. Камененва С.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась с заявлением об установлении государственной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (55 лет) в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона №166-ФЗ, предоставив удостоверение выехавшей из зоны проживания с правом на отселение серии АЖ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с указанием периода проживания в г.Новые Белокоровичи Житомирской области с 01.07.1987г. по 01.04.1991г., выданного Администрацией Ростовской области 23.03.1995г.

В связи с отсутствием документа, подтверждающего период постоянного проживания Каменевой С.Ю. с 01.07.1987г. по 01.04.1991г. в пгт. Новые Белокоровичи Олевского района, специалистами Клиентской службы на правах отдела в Аксайском районе был направлен запрос от 06.05.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, повторный 23.06.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в ГУ Пенсионного фонда Украины в Житомирской области о подтверждении факта проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако, ответы на направленные запросы на дату принятия ОПФР по Ростовской области решения об отказе в установлении пенсии не поступил.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона. Факт проживания на территории зоны проживания с правом на отселение установлен только в судебном заседании.

Каменевой С.Ю. поданы возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ ОПФ РФ по РО – Хамидова АК.А., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить.

Каменева С.Ю. просила оставить решение суда без изменения.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Каменева Светлана Юрьевна, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения является супругой ФИО4, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.

В период с 05.08.1982 г по 28.03.1991 г. старший лейтенант запаса ФИО4 проходил военную службу по контракту в ВС ФИО9, вместе с ним проживала супруга Каменева С.Ю. в период с 20.07.1985 г. по 28.03.1991г. в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства, что подтверждено справкой Военного комиссариата Аксайского района Ростовской области от 25.03.2019 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.33).

Справкой войсковой части 19989 от 22.09.1987г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН подтверждено, что лейтенант ФИО4 в период с 09.10.1987г. по 03.12.1990г. был прописан по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в период с 04.12.1990г. по 02.04.1991г. – по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.116).

Согласно справке войсковой части 19989 от 24.12.1990г., старший лейтенант ФИО4 в период с 1987г. по 1991г. проходил действительную военную службу в войсковой части 19989, дислоцирующейся в местности, подвергшейся радиоактивному заражению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и подпадающей под действие Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.10.1989 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНб и Постановления Совета Министров УССР от 12.12.1989 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.43).

В период с 01.07.1987 г. по 01.04.1991г. она проживала в пгт. Новые Белокоровичи Житомирской области, что подтверждено удостоверением серии АЖ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.03.1995г., выданным Каменевой С.Ю. Администрацией Ростовской области (л.д.32, 94).

Из справки Белокоровичского сельского совета Олевского района Житомирской области от 01.07.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (с учетом письменного перевода на русский язык) следует, что Каменева С.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения действительно постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН период с 09.10.1987 г. по 01.04.1991 г. Данный населенный пункт по степени загрязненности радионуклидами вследствие аварии на ЧАЭС относится к третьей зоне – зоне гарантированного добровольного отселения (Постановление Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г. пгт. Новые Белокоровичи отнесен к зоне проживания с правом на отселение). Основанием для составления указанной справки послужили записи похозяйственной книги НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, лицевой счет за 1984-1988 годы и поквартирная карточка по лицевому счету НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.102-103, 136).

Согласно заявлению ФИО8 от 24.05.2022 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, удостоверенному нотариусом Феодосийского городского нотариального округа Республики Крым, он совместно с ФИО4 учился в военном училище в г.Челябинске с августа 1982 г. по июнь 1987 г. и проходил службу вместе с ним на Украине в пгт. Новые Белокоровичи Олевского района Житомирской области с июля 1987г. по апрель 1991 г. ФИО8 знаком с Каменевой С.Ю. после их с ФИО4 свадьбы, состоявшейся в 1985 г. На Украине в пгт. Новые Белокоровичи Олевского района Житомирской области Каменева С.Ю. проживала с июля 1987 г. по апрель 1991 г. В указанный период она отъезжала каждый год на время отпуска, составляющего 45 суток (л.д.135).

В ходе рассмотрения дела в качестве свидетелей допрошены ФИО4 и ФИО16, представивший суду документы, подтверждающие проживание ФИО16 в период с апреля 1986г. по 25 марта 1991г. в закрытом военном городке пгт. Новые Белокоровичи Житомирской области (л.д.124, 125), подтвердившие обстоятельства проживания истца в период с 01.07.1987 г. по 01.04.1991 г. в пгт. Новые Белокоровичи Олевского района Житомирской области (протокол судебного заседания от 17 мая 2022г. л.д.119-120, протокол судебного заседания от 09 июня 2022г. л.д. 140-141).

Из материалов дела следует, что Каменева С.Ю. обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 28.02.2019 г., но решением УПФР в Аксайском районе Ростовской области от 16.04.2019г. ей отказано в установлении пенсии по ст. 28.1, ст. 37 Закона №1244-1, указано что право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста согласно ст. 37 Закона №1244-1 у Каменевой С.Ю. наступит не ранее 25.04.2021г. (л.д.41).

По результатам рассмотрения её обращения в порядке обжалования указанного выше решения ГУ ОПФ РФ по Ростовской области письмом от 12.09.2019г. №К-49925-19/3199 заявителю разъяснено, что право на назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона №166-ФЗ или в соответствии со статьей 28.1 Закона №1244-1 с применением Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникнет по достижении возраста 54 лет, т.е. с 25.04.2021г. (л.д.20-22).

05.04.2021г. истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости на основании Закона РФ от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (л.д.67-73).

В соответствии с предварительным расчетом стажа Каменевой С.Ю., содержащимся в материалах дела, её страховой стаж составляет 26 лет 03 месяца 19 дней, суммарный стаж с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П составляет 29 лет 09 месяцев 17 дней (л.д.64), что превышает минимальный уровень необходимого трудового стажа, установленного абзацем четвертым пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ.

Решением ГУ ОПФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в связи с отсутствием факта постоянного проживания в зонах радиоактивных загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.56-58).

При этом письмом от 12.10.2021г. №КС-02/1579 клиентская служба (на правах отдела) в Аксайском районе ГУ ОПФ РФ по РО ей направила уведомление о необходимости подачи заявления на установление пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом №166-ФЗ в связи с поступлением в адрес Клиентской службы (на правах отдела) в Аксайском районе документов, подтверждающих факт проживания в зоне радиоактивного загрязнения вследствие ЧАЭС (л.д.27-28, 109-110).

03.11.2021г. ответчиком по результатам рассмотрения обращений Каменевой С.Ю. дано разъяснение о том, что поскольку документы, подтверждающие её постоянное проживание в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не поступили, вынесено решение об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (л.д.29-31).

Не согласившись с данным отказом, Каменева С.В. за защитой нарушенного права обратилась в суд.

Оценив все представленные суду доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 264. 265 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования об установлении факта проживания Каменевой Светланы Юрьевны в период с 01.07.1987 г. по 01.04.1991 г. на территории зоны проживания с правом на отселение – Житомирская область, Олевский район, пгт. Новые Белокоровичи.

С учетом установленного факта постоянного проживания истца с 01.07.1987 г. по 01.04.1991 г. на территории с правом на отселение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на назначение пенсии в соответствии со статьей 33 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на один год.

С учетом права на уменьшение возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд пришел к выводу о том, что право истца на назначение пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» возникло по достижении ею 54-летнего возраста, то есть с 26.04.2021г., в связи с чем удовлетворил исковые требования о назначении пенсии.

В соответствии с положениями ст. ст. 88, 98, 100 ГПК РФ суд взыскал в пользу истца с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области судебные расходы, понесенные на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, уменьшив их с учетом принципов разумности и справедливости, количества судебных заседаний, и отказал в удовлетворении требований о взыскании расходов на составление доверенности, поскольку доверенность выдана представителю для представления интересов истца на длительный срок (1 год) в различных учреждениях и государственных органах, а не для ведения данного конкретного дела.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В разделе IV Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет (часть 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33). В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7). Пенсионное обеспечение указанной категорий граждан регулируется разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Статья 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путем назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью - в определенной степени носит компенсационный характер. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

В соответствии с разъяснениями от 19 апреля 2000 года № 4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Министерства труда и социального развития Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 года № 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1).

Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991г. № 106 г. пгт. Новые Белокоровичи отнесен к зоне проживания с правом на отселение.

Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории после катастрофы (26 апреля 1986 года) в течение не менее 3 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).

Из содержания Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 403-О следует, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2006 года № 403-О, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Таким образом, по данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Каменевой С.В. и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись факт и продолжительность проживания истца в соответствующих зонах радиоактивного загрязнения.

Суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что истец с 01.07.1987 г. по 01.04.1991 г. проживала на территории зоны проживания с правом на отселение, что является основанием с учетом положений абзаца 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 7 части 1 статьи 13, статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для назначения Каменевой С.В. пенсии по старости досрочно, с уменьшением возраста на один год (абсолютная величина), т.е. с 26.04.2021г.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив доказательства, в том числе, показания свидетелей, исходил из наличия доказательств, подтверждающих факт проживания Каменевой С.Ю. на территории зоны проживания с правом на отселение с льготным социально-экономическим статусом в период с 01.07.1987 г. по 01.04.1991 г.

При этом ряд документов, подтверждающих указанные обстоятельства имелся у ответчика на момент принятия решения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (без указания в нем даты л.д.23, 56) об отказе Каменевой С.Ю. в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в связи с отсутствием факта постоянного проживания в зонах радиоактивных загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по результатам рассмотрения её заявления от 06.04.2021г.

Установив факт проживания Каменевой С.Ю. на территории зоны проживания с правом на отселение с льготным социально-экономическим статусом в период с 01.07.1987 г. по 01.04.1991 г., суд пришел к правильному выводу о праве истца на назначение страховой пенсии по старости со снижением возраста по государственному социальному обеспечению (снижением общеустановленного возраста (55 лет) на 1 год), с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ возложив обязанность на пенсионный орган назначить истцу пенсию с 26.04.2021г., со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были определены и установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, включая обстоятельства, касающиеся периода проживания истца в зоне с правом на отселение с учетом заявленных Каменевой С.Ю. исковых требований и подлежащих применению приведенных выше норм материального права.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что страховая пенсия не может быть назначена истице с 26.04.2021г., поскольку факт проживания на территории зоны проживания с правом на отселение установлен только в судебном заседании, судебная коллегия исходит из следующего.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

При этом, как следует из материалов дела, принимая заявление Каменевой С.Ю. от 05 апреля 2021 года о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренную Законом РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ГУ – УПФРФ в г.Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) в уведомлении от 06 апреля 2021 г. в нарушение части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ не разъяснил заявителю, какие именно документы необходимо представить дополнительно, не указал перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (л.д.74-75), в нарушение части 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ не истребовал своевременно необходимые документы.

Из материалов дела следует, что руководителем клиентской службы (на правах отдела) в Аксайском районе только 06.05.2021г. и 23.06.2021г. (повторно) были направлены запросы в ГУ Пенсионного фонда Украины в Житомирской области (л.д.99-100), на который 27.08.2021г. поступила соответствующая справка Белокоровичского сельского совета Олевского района Житомирской области от 01.07.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, подтверждающая постоянное проживание и регистрацию истца в период с 09.10.1987г. по 01.04.1991г. в пгт. Новые Белокоровичи Житомирской обл.(л.д.102-103, 136).

Поскольку орган пенсионного обеспечения не выполнил своевременно возложенной на него обязанности, при этом на момент принятия решения об отказе в назначении страховой пенсии у пенсионного фонда имелись необходимые документы, подтверждающие проживание истца в зоне с правом отселения, однако было принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости и Каменева С.Ю. была вынуждена в судебном порядке защищать свои права. С учетом поступивших документов, у истца имелось право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 26.04.2021г., что также подтверждено письмом от 12.10.2021г. №КС-02/1579 (л.д.109-110), реализовать которое она фактически была лишена возможности.

При таком положении, несмотря на то, что решение ГУ - ОПФР по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (без даты) не признано незаконным, учитывая нарушение ответчиком части 8 статьи 21, части 3 статьи 22 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА №400-ФЗ, принимая во внимание, что неправильное решение пенсионного органа повлекло нарушение прав истца на надлежащее определение даты возникновения права на пенсию и, соответственно, своевременную реализацию указанного права, с целью своевременной реализации права истца на пенсию и надлежащего определения даты возникновения права на пенсию, судебная коллегия приходит к выводу, что суд при разрешении спора вправе был произвести оценку пенсионных прав на момент первоначального обращения в органы пенсионного обеспечения и, установив наличие оснований, признать за истцом право на назначение пенсии с указанной в решении даты – с 26.04.2021г.

Данный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14.06.2006г. (вопрос 29), согласно которым суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006г., также содержится указание на то, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Поскольку на момент первоначального обращения за страховой пенсией в орган пенсионного обеспечения 05.04.2021г. Каменева С.Ю. имела право на назначение пенсии по старости в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 26.04.2021 г., однако не располагала всеми необходимыми документами, подтверждающими право на пенсию, и не смогла представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от неё причинам, оснований для отказа в удовлетворении требования истца о возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности назначить ей пенсию с 26.04.2021г. у суда не имелось.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе не приведено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

    

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.11.2022г.

33-19018/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Каменева Светлана Юрьевна
Ответчики
ГУ ОПФР России по РО
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
10.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2022Передано в экспедицию
10.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее