2-276/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2022 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Жарниковой О.В.
при секретаре Таракановской А.С.,
с участием прокурора – помощника прокурора Кяхтинского района РБ Г.Я.Б.., представителя ответчика администрации МО СП «Усть-Кяхтинское», третьего лица МО «Кяхтинский район» И.Д.Г.., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело № 2-276/2022 по иску прокурора Кяхтинского района Республики Бурятия к администрации МО СП «Усть-Кяхтинское» об обязании осуществить мероприятия по постановке объектов культурного наследия «Братская могила партизан, павших в боях с белогвардейцами в годы гражданской войны», «Памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны» на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кяхтинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации МО СП «Усть-Кяхтинское» с вышеназванным иском. В обоснование требований прокурор указал, что при проверке исполнения администрацией муниципального образования сельского поселения «Усть-Кяхтинское» Кяхтинского района РБ соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности установлено, что на территории МО СП «Усть-Кяхтинское» имеется объект культурного наследия – «Братская могила партизан, павших в боях с белогвардейцами в годы гражданской войны», расположенного по адресу <адрес>, и «Памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны», расположенного по адресу: <адрес>, которые в соответствии с постановлением Совета министров Бурятской АССР от 26.05.1983 № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР» признаны объектами культурного наследия. Вместе с тем, права собственности на указанные объекты культурного наследия не оформлены, каких-либо сведений о государственной регистрации также не имеется.
Прокурор отмечает, что в силу положений ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан осуществлять в силу закона данные полномочия.
В целях понуждения органа местного самоуправления принять меры по постановке данного объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного, главе МО СП «Усть-Кяхтинское» ДД.ММ.ГГГГ внесено представления об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого, а также до настоящего времени, фактически нарушения не устранены, обязанность по постановке памятников на учет не исполнена. Указанные нарушения законодательства являются недопустимыми, так как ставят под угрозу причинение вреда объектам культурного наследия.
На основании изложенного, прокурор просит возложить на администрацию МО СП «Усть-Кяхтинское» Кяхтинского района Республики Бурятия обязанность осуществить мероприятия по постановке объектов культурного наследия «Братская могила партизан, павших в боях с белогвардейцами в годы гражданской войны», расположенного по адресу <адрес>, и «Памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны», расположенного по адресу: <адрес> на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в срок до 31.12.2022 года.
В судебном заседании прокурор Г.Я.Б. действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении иска, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО СП «Усть-Кяхтинское», третьего лица МО «Кяхтинский район» И.Д.Г. действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем подала письменное заявление о признании иска, подтвердив, что со стороны муниципального образования не проводилась работа по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в виду отсутствия финансирования. Просила учесть, что в настоящее время администрацией ведется работа по устранению выявленных нарушений, из бюджета района в рамках муниципальной программы «Развитие имущественных и земельных отношений в МО Кяхтинский район» в 2022 году выделены денежные средства для проведения кадастровых работ по изготовлению технических планов в отношении бесхозяйных объектов (памятников). После чего, МО СП «Усть-Кяхтинское» будут проведены мероприятия по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Обязуются устранить выявленные нарушения в установленные сроки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Б.Д.В.., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие. Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2.3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу преамбулы Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ в целях Закона № 73-ФЗ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. 1 ст. 48 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).
Как указано в статье 6 Федерального закона № 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
В силу пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 (далее - Порядка), на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В ходе судебного заседания было достоверно установлено, что признание представителем ответчика администрацией МО СП «Усть-Кяхтинское» исковых требований было произведено добровольно, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку у суда нет оснований полагать, что признание представителем ответчика совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд принимает во внимание заявление представителя ответчика о признании требований прокурора в полном объеме.
Соответственно, суд считает установленным в судебном заседании факт, что со стороны ответчика не выполнены требования ст. 225 ГК РФ, Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного. Поскольку в данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - объекта культурного наследия, решением данного вопроса должен заниматься орган местного самоуправления, на территории которого расположен такой объект, с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.
Анализируя признание иска представителем ответчика, суд считает подтверждённым факт, что со стороны администрации МО СП «Усть-Кяхтинское» допущены нарушения требований законодательства, выразившееся в не принятии мер по осуществлению мероприятий по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие сведений о правообладателе может негативно сказаться на сохранении объектов культурного наследия, расположенного на территории муниципального образования. Указанные обстоятельства могут повлечь его разрушение, либо изменение облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, ненадлежащее содержание данного объекта культурного наследия, нарушение установленного порядка проведения реставрационных, ремонтных работ по их сохранению, не обеспечивает его сохранность, является нарушением принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу закона орган местного самоуправления, на территории которого расположен бесхозяйный объект культурного наследия, обязан инициировать его постановку на учет с целью определения его дальнейшего собственника, однако мер, направленных на постановку данного объекта культурного наследия на учет регистрирующим органом, ответчик не предпринимает, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, возложив обязанность на ответчика по совершению действий по постановке объекта культурного наследия на соответствующий учет в регистрирующем органе.
Оснований не принимать признание иска ответчиком у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования – удовлетворить.
Возложить на администрацию МО СП «Усть-Кяхтинское» Кяхтинского района Республики Бурятия обязанность осуществить мероприятия по постановке объектов культурного наследия «Братская могила партизан, павших в боях с белогвардейцами в годы гражданской войны», расположенного по адресу <адрес>, и «Памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны», расположенного по адресу: <адрес> на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в срок до 31.12.2022 года.
Решение может быть обжаловано в Верховый Суд РБ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд Республики Бурятии.
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 24.05.2022 года.
Судья Жарникова О.В.