судья Засыпкина В.А. |
№ 33а-3490-2021 № 2а-3053-2021 УИД 51RS0003-01-2021-004647-33 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
15 декабря 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Федоровой И.А. |
судей |
Науменко Н.А. |
Камерзана А.Н. |
|
при секретаре |
Сапетной В.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к Хмельницкому О. В. о взыскании задолженности по обязательным платежам
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 08 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи председательствующего Федоровой И.А., административного ответчика Хмельницкого О.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
у с т а н о в и л а:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Хмельницкому О.В. о взыскании страховых взносов, пени.
В обоснование заявленных требований указано, что Хмельницкий О.В. в период с 09 августа 2006 года по 21 декабря 2020 года был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем, состоял на налоговом учете в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
За расчетные периоды 2017-2019 года Хмельницкий О.В. обязан был уплатить страховые взносы в общем размере 96 613 рублей, а также пени в общем размере 2 574 рубля 77 копеек.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок в адрес административного ответчика направлены требования № 1472 от 19 января 2018 года, № 42237 от 24 января 2019 и № 5027 от 16 января 2020 года, которые до настоящего времени не исполнены.
По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Мурманска 26 мая 2021 года вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Административный истец просил суд взыскать с Хмельницкого О.В. задолженность по страховым взносам за расчетные периоды 2017-2019 года: на обязательное пенсионное страхование в размере 79 299 рублей и пени в размере 2 149 рублей 59 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 17 314 рублей и пени в размере 425 рублей 18 копеек.
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 08 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 9 по Мурманской области отказано.
В апелляционной жалобе и.о. начальника МИФНС России № 9 по Мурманской области Буторова Я.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение.
В обосновании жалобы указывает, что в случае утраты статуса индивидуального предпринимателя взыскание задолженности с физического лица осуществляется в порядке, установленном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем считает, что судом первой инстанции при рассмотрении административного дела необоснованно не применены положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полагает, что утрата статуса индивидуального предпринимателя имеет правовое значение для определения момента, с которого необходимо исчислять срок для обращения в суд. Таким образом, поскольку административный ответчик Хмельницкий О.В. был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем до 21 декабря 2020 года, то шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании задолженности с физического лица необходимо исчислять с даты утраты им статуса индивидуального предпринимателя. Следовательно, срок для обращения в судебные органы истекал 21 июня 2021 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного истца МИФНС России № 9 по Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 150 – 152, частью 2 статьи 289, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, поскольку его неявка не препятствует судебному разбирательству.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащим образом применил нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 и абзаца 1 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Пунктом 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за отчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 2 названной статьи).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Хмельницкий О.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 09 августа 2006 года по 21 декабря 2020 года.
В установленный срок Хмельницкий О.В. не оплатил страховые взносы за 2017-2019 года, что послужило основанием для начисления пеней и направления в его адрес требований об уплате налога, взноса, пени:
- № 1472 по состоянию на 19 января 2018 года со сроком исполнения до 15 февраля 2018 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 4 590 рублей, пени – 10 рублей 67 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 23 400 рублей, пени – 54 рубля 41 копейка;
- № 42237 по состоянию на 24 января 2019 года со сроком исполнения до 26 февраля 2019 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 5 840 рублей, пени – 441 рубль 39 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 26 545 рублей, пени – 2 238 рублей 49 копеек;
- № 5027 по состоянию на 16 января 2020 года со сроком исполнения до 14 февраля 2020 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 6 884 рубля, пени – 21 рубль 51 копейка, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 29 354 рубля, пени – 91 рубль 73 копейки.
Поскольку данная задолженность не была уплачена в сроки, указанные в требованиях, уполномоченным должностным лицом МИФНС России № 9 по Мурманской области были вынесены постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика:
- № 1979 от 26 марта 2018 года (по требованию № 1472 по состоянию на 19 января 2018 года), на основании которого 19 апреля 2018 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №34004/18/51002-ИП, оконченное 12 ноября 2018 года;
- № 3893 от 01 августа 2019 года (по требованию № 42237 по состоянию на 24 января 2019 года), на основании которого 12 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №108077/19/51002-ИП, на данный момент не оконченное;
- № 1236 от 10 марта 2020 года (по требованию № 5027 по состоянию на 16 января 2020 года), на основании которого 30 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №25890/20/51002-ИП, на данный момент не оконченное.
Мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Мурманска 26 мая 2021 года вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Разрешая настоящий административный спор, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, постановленными при правильном применении норм материального права и соответствующими установленным фактическим обстоятельствам административного дела.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с данной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств не дает оснований суду апелляционной инстанции считать решение неправильным и не ставит под сомнение законность выводов суда.
Положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена возможность взыскания недоимок с организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном и судебном порядке.
Как следует из материалов административного дела, неисполнение административным ответчиком требований об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017-2019 годы в установленный срок послужило основанием для вынесения МИФНС России № 9 по Мурманской области постановлений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка).
В соответствии с указанными постановлениями налоговым органом произведено взыскание налогов, сборов и пеней за счет имущества административного ответчика в пределах сумм, указанных в требованиях № 1472 от 19 января 2018 года, № 42237 от 24 января 2019 года и № 5027 от 16 января 2020 года, срок исполнения которых истек.
Данные постановления были предъявлены в территориальное отделение УФССП по Мурманской области и на их основании возбуждены исполнительные производства, одно из которых окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Сведений о повторном предъявлении указанного выше постановления к принудительному исполнению Инспекцией в материалах дела не представлено. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным истцом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Исполнительные производства от 01 августа 2019 года и от 30 марта 2020 года, возбужденные на основании постановлений № 3893 от 01 августа 2019 года и № 1236 от 10 марта 2020 года (по требованиям № 42237 по состоянию на 24 января 2019 года и № 5027 по состоянию на 16 января 2020 года), находятся на исполнении, не окончены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что взыскание задолженности с административного ответчика как с физического лица создает возможность повторно инициировать процедуру взыскания налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика, что является недопустимым.
Материалами дела подтверждено, что налоговый орган воспользовался правом на взыскание с административного ответчика в период его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя спорной недоимки в соответствии с положениями статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации путем вынесения постановлений о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества налогоплательщика и его предъявления для исполнения в службу судебных приставов.
Таким образом, административным истцом реализован способ принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика. Иное толкование норм материального права и взыскание с административного ответчика существующей задолженности в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации приведет к повторному взысканию страховых взносов за счет имущества налогоплательщика, что противоречит положениям налогового законодательства.
При этом отсутствие доказательств предъявления, в том числе повторного, к принудительному исполнению постановлений налогового органа, по которым исполнительные производства были окончены без фактического исполнения, свидетельствует о пропуске со стороны Инспекции срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановлений о взыскании спорных обязательных платежей за счет имущества должника до прекращения деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем административный истец утратил возможность принудительного взыскания недоимки.
Не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости исчисления шестимесячного срока для обращения в судебные органы с момента утраты статуса индивидуального предпринимателя как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения.
Суд обоснованно исходил из того, что налоговое законодательство не рассматривает утрату статуса индивидуального предпринимателя как основание начала исчисления срока обращения в суд или даты нового течения срока для предъявления требований о взыскании недоимки по налогам и пени, образовавшийся в период действия статуса индивидуального предпринимателя.
Указание в жалобе на то, что наличие исполнительного производства, возбужденного на основании решения налогового органа, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, также не может быть признано обоснованным, поскольку налоговый орган воспользовался правом взыскания задолженности в досудебном порядке и утратил возможность принудительного исполнения постановления о взыскании страховых взносов и пени.
При таком положении выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, указанные доводы получили надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований для повторений которой не имеется, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 177, 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 декабря 2021 г.
Председательствующий:
Судьи: