Решение от 13.01.2022 по делу № 3а-4/2022 (3а-253/2021;) от 20.05.2021

УИД OS0-70

Дело а-4/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Ижевск

Верховный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре Степановой А.Н.,

с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» - Узловой О.В., представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Небогатиковой Н.Ю., представителя Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» Холмагоровой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее – административный истец, ООО «Чистый город») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики (далее – Правительство УР), Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» (далее – БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества»), в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , расположенного <адрес>», в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Требование мотивировано тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого рассчитана на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и не соответствует его рыночной стоимости, определенной Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «имущество Плюс» в Отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ . Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости.

В ходе судебного разбирательства, представитель административного истца Узлова О.В. административные исковые требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым в соответствии с заключением эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Кром» от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Небогатикова Н. Ю., представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» Холмогорова О.Л. не возражали против удовлетворения административного искового заявления, полагали возможным установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости определённой заключением эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Кром» от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание заинтересованные лица Управление Росреестра по УР, ФГБУ «ФКП Росреестра по УР», Администрация МО «Завьяловский район» не явились, в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее– Федеральный закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Чистый город» на основании договора аренды земельного участка -ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка, площадью ., с кадастровым , категория земель: земли промышленности, вид разрешенного использования: для размещения полигона твердых отходов, имеющего местоположение: <данные изъяты> для размещения полигона твердых отходов.

Договор в установленном законом порядке зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере <данные изъяты> определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ», является актуальной как на момент обращения административного истца в суд, так и при рассмотрении в суде настоящего административного дела, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Абзацем 1 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после ДД.ММ.ГГГГ на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Пунктом 1 Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -р «О создании бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» установлено, что на территории Удмуртской Республики государственная кадастровая оценка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ определено, что полномочиями бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, является в том числе определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.

В соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -р «О создании бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренными частью 1 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ.

Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества», являющиеся органом, определившим кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости является надлежащим ответчиком по делу наряду с Правительством Удмуртской Республики, утвердившим в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения государственной кадастровой стоимости (Постановление ).

Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета ООО «Оценочная компания «имущество Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки с кадастровым на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с оспариванием представленного административным истцом доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству представителя административного ответчика Правительства УР, назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включающая проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-Инвестиционная Компания «МИНИНСКАЯ».

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Обществом с ограниченной ответственностью Производственно-Инвестиционная Компания «МИНИНСКАЯ»: рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>; отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки пунктам 5 ФСО , пунктам 22в ФСО .

Подробно выводы эксперта отражены в соответствующем разделе экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца ООО «Чистый город» – Узлова О.В. с заключением судебной экспертизы не согласилась, заявила ходатайство о вызове и допросе эксперта, выполнившего экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом был вызван на судебное заседание эксперт ООО ПИК «МИНИНСКАЯ» Анисимова Н.А., однако в суд не явился, представил письменные ответы на вопросы поставленные ООО «Чистый город».

Исследовав заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая позицию стороны административного истца, не согласного с заключением эксперта, ответы эксперта Анисимовой Н.А. на вопросы, поставленные перед экспертом ООО «Чистый город», суд пришел к выводу о том, что имеются сомнения в обоснованности заключения судебной экспертизы.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для назначения по делу повторной судебной экспертизы.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначена повторная экспертиза. Проведение судебной оценочной экспертизы поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью «Кром».

На разрешение эксперта поставлены аналогичные вопросы, которые были поставлены перед экспертом, проводившим первоначальную судебную экспертизу.

По заключению повторной судебной оценочной экспертизы Н-12 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Кром» Городиловой Е.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> расположенного по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Суд находит, что по своему содержанию заключение повторной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ) и статье 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, занимаемая должность), которому поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт Городилова Е.В. имеет квалификационные аттестаты в области оценочной деятельности. Ответственность эксперта застрахована в Альфа страхование, эксперт имеет стаж работы в области оценочной деятельности с 2004 года.

Установленное свидетельствует о том, что эксперт Городилова Е.В., проводившая повторную судебную экспертизу, обладает достаточными знаниями в области оценочной деятельности.

Эксперт Городилова Е.В., предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В рамках проведенных расчетов, экспертом был использован сравнительный подход и метод сравнения продаж. Выбор подхода подробно мотивирован.

В заключение эксперта приведены все необходимые сведения об объекте оценке, его качественные и количественные характеристики, его площадь, местоположение, представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, приведены другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость, содержится обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов.

В заключение эксперта описан подбор аналогов для проведения экспертизы. В качестве объектов аналогов были взяты четыре максимально сопоставимые объекта по категории, назначению, местоположению, площади и другим ценообразующим факторам. Вся информация об объектах аналогах приведена в описании объектов аналогов, получена из достоверных источников (копии приведены в заключении).

По тем критериям, по которым объекты - аналоги отличаются от оцениваемого, эксперт применил выравнивающие корректировки.

Нарушений в подборе аналогов судом не установлено. Все корректировки, применённые в расчёте, обоснованы в применении. Расчёт не содержит математических, методологических и арифметических ошибок, является правильным.

Нормами статьи 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.

Цель проведения экспертизы – проверка отчета об оценке на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Таким образом, предметом оценки эксперта при установлении кадастровой стоимости является проверка отчета специалиста на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

Согласно заключению эксперта, выводы сделанные в отчете от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Оценочная компания «Имущество плюс» о величине рыночной стоимости объекта оценки, следует признать необоснованными:

- в отчете об оценке приведен ограниченный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (сегмент объекта оценки). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, нарушены требования пункта 5 и пункта 8з ФСО , пунктов 11 и 22в ФСО ;

- в связи с ограниченным анализом рынка, часть используемых объектов-аналогов имеют иную категорию и существенное отличие в разрешенном использовании. Принимая во внимание наличие информации по продаже земельных участков из сегмента объекта оценки, применение объектов-аналогов с иной категорией не целесообразно. Нарушены требования пункта 1 ФСО , пункта 226 ФСО .

Подробное обоснование выводов приведено в части 1 Заключения Эксперта. Данные нарушения влияют на определение итоговой величины рыночной стоимости

При применении сравнительного подхода к оценке выявлены нарушения требований: имеется нарушение при применении корректировки на фактор местоположения; не анализируется разница в категории земель и в виде использования земельных участков; не проанализировано расположение земельных участков относительно дорог с повышенными транспортными потоками и обеспеченность объектов-аналогов подъездной железнодорожной веткой, соответствующие корректировки отсутствуют. Нарушены требования пункта 22 д,е ФСО .

Подробное обоснование выводов приведено в части 2 заключения Эксперта.

Таким образом, представленный административным истцом отчет от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО «Оценочная компания «Имущество плюс» не может быть признан судом надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим установленную оценщиком итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку данный отчёт вызывает сомнения в правильности выводов оценщика. В связи с чем, данный отчет не может быть положен в основу решения, поскольку опровергается заключением эксперта.

Оценивая приведенные выводы повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключения эксперта ООО «Кром» Городиловой Е.В., поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом не допущено нарушений требований статьи 8 Федерального закона № 73-ФЗ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что экспертом при проведении экспертизы не были нарушены принципы однозначности, обоснованности и проверяемости.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об определении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной в представленном им отчёте об оценке, удовлетворению не подлежит.

С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие возражений сторон по повторной судебной экспертизой, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает, что рыночной стоимостью объекта недвижимости является рыночная стоимость, установленная заключением повторной судебной экспертизы.

Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости (<данные изъяты>) по отношению к его рыночной стоимости установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> влечёт увеличение размера налоговых платежей, поэтому размер кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.

Часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона № 237-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

3а-4/2022 (3а-253/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Чистый город"
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра по УР"
БУ УР "ЦКО БТИ"
Управление Росреестра по УР
Правительство УР
Другие
Узлова Оксана Владиславовна
Администрация МО "Завьяловский район"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация административного искового заявления
21.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2021Судебное заседание
29.07.2021Производство по делу возобновлено
20.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
30.12.2021Производство по делу возобновлено
13.01.2022Судебное заседание
13.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее