Дело № 2-1-103/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2017 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием истца Громляка А.В., представителя ответчика отдела по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района Орловской области Денисова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Громляка А.В. к отделу по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района Орловской области о восстановлении на очереди в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения, обязании заключения договора социального найма жилого помещения и признании незаконным решения комиссии по служебному жилью,
установил:
Громляк А.В. обратился в суд с иском к отделу по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района Орловской области об обязании заключения договора социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании Постановления главы администрации Мценского района Орловской области от Дата № он был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения. Постановлением главы администрации Мценского района Орловской области от Дата № ему была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также заключен договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу от Дата №, где он зарегистрирован до настоящего времени. В период с Дата по Дата он осуществлял трудовую деятельность в должности директора МУП «Служба заказчика Мценского района», а с Дата по Дата - в должности директора МУП «Теплогаз Мценского района», откуда был уволен в связи с истечением срока трудового договора. Не смотря на увольнение с должности руководителя муниципального унитарного предприятия, требование о выселении его из служебного жилого помещения со стороны ответчика не предъявлялось. На основании устного распоряжения главы администрации Мценского района он неоднократно обращался к уполномоченным должностным лицам по вопросу приватизации квартиры, однако в результате рассмотрения данных обращений ему было предложено освободить занимаемое жилое помещение. На обращение в адрес ответчика с просьбой о заключении договора социального найма служебной квартиры, ему также было отказано.
Поскольку на момент увольнения он уже достиг пенсионного возраста, ссылаясь на п. 2 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит обязать отдел по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района Орловской области заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.
В ходе судебного разбирательства по данному гражданскому делу истец Громляк А.В. в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял исковые требования. Просит восстановить его в очереди на получение служебного жилья с момента снятия с учета в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения, а именно с Дата, обязать ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также признать незаконным и отменить решение комиссии по служебному жилью при администрации Мценского района Орловской области о расторжении договора найма служебного жилого помещения, принятое на основании протокола от Дата №.
Истец Громляк А.В. заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме. В судебном заседании пояснил, что Постановлением администрации Мценского района от Дата № за ним закреплено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также данным Постановлением он был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения. Однако указанное Постановление не было доведено до его сведения, в связи с чем он полагал, что продолжает состоять в очереди на получение служебного жилья. Поскольку он не уведомлялся о том, что снят с учета, то не смог реализовать свое право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решение комиссии по служебному жилью при администрации Мценского района Орловской области от Дата о расторжении с ним договора найма служебного жилого помещения считает незаконным, так как оно принято в нарушение требований жилищного законодательства, без учета положений ст. 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок расторжения договора найма специализированного жилого помещения. В связи с тем, что он не является собственником жилья, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, не участвовал в приватизации, является ветераном военной службы, считает, что ответчик обязан заключить с ним договор социального найма указанной выше квартиры.
Представитель ответчика - отдела по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района Орловской области Денисов И.Н. исковые требования не признал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 утверждены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно п. 12, п. 14, п. 15 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом; информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения; решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения; использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
На основании п. 1.3 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 16 ноября 2007 года № 117 (в редакции от 16 ноября 2007 года) «О служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Мценского района» включение жилого помещения в служебный жилищный фонд с отнесением такого помещения к служебным жилым помещениям и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании постановления главы администрации Мценского района.
Из материалов дела следует, что Дата Г.Г.В. и П.Ю.С., с одной стороны, и Управление по муниципальному имуществу Мценского района, с другой стороны, заключили муниципальный контракт о передаче в собственность муниципальному образованию Мценский район квартиры общей площадью <информация скрыта> кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 66-68).
На основании указанного муниципального контракта Дата за муниципальным образованием Мценский район зарегистрировано право собственности на данное жилое помещение (л.д. 69).
Постановлением администрации Мценского района Орловской области от 6 мая 2011 года № 294 «О присвоении статуса служебного жилья» квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, включена в состав муниципальной казны Мценского района, а также включена в специализированный жилищный фонд с присвоением статуса служебного жилого помещения, и Управлению по муниципальному имуществу Мценского района поручено внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества Мценского района (л.д. 116).
Согласно выписке из Реестра муниципального имущества Мценского района Орловской области, сведения об объекте недвижимости - квартире по указанному выше адресу, внесены в раздел 3.1 «Служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда» (л.д. 70).
Во исполнение абз. 3 п. 14 Правил отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, администрацией Мценского района 6 мая 2011 года в адрес Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области была направлена копия Постановлением администрации Мценского района Орловской области от 6 мая 2011 года № 294 «О присвоении статуса служебного жилья» (л.д. 147).
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что квартира по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, отнесена к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на июль 2008 года) служебные жилые помещения, в частности, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, либо в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.
Как следует из трудовой книжки истца, Дата Громляк А.В. был принят на работу в должности директора муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика Мценского района», Дата уволен по соглашению сторон, а Дата назначен на должность директора муниципального унитарного предприятия «Теплогаз Мценского района» (л.д. 25-28).
В соответствии с п. 2.1 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 16 ноября 2007 года № 117 (в редакции от 16 ноября 2007 года) «О служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Мценского района» служебные жилые помещения для временного проживания по договору найма служебного жилого помещения могут быть предоставлены, в том числе, гражданам, находящимся в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями Мценского района.
Постановлением главы администрации Мценского района от 31 июля 2008 года № 386 на основании решения комиссии по служебному жилью (протокол заседания № от Дата), на учет в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения принят директор МУП «Служба заказчика» Громляк А.В., обратившийся Дата с соответствующим заявлением (л.д. 10).
Решением комиссии по служебному жилью администрации Мценского района (протокол заседания от Дата №) за Громляком А.В., на тот момент работавшим в должности директора МУП «Теплогаз Мценского района», закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. На основании данного решения принято Постановление администрации Мценского района от 18 июля 2011 года № 589 «О закреплении жилой площади». Договор найма служебного жилого помещения по указанному выше адресу заключен между администрацией Мценского района в лице начальника Управления по муниципальному имуществу и Громляком А.В. Дата (л.д. 11-14, 42-43, 44, 117).
Из материалов дела также следует, что Постановлением администрации Мценского района от 18 июля 2011 года № 589 «О закреплении жилой площади» Громляк А.В. снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения в связи с закреплением за ним служебной квартиры (л.д. 44, 117).
Истец указывает, что решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения является незаконным, считает, что отсутствовали какие-либо правовые основания для снятия его с учета.
Основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого служебного помещения предусмотрены п. 3.7 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 16 ноября 2007 года № 117 «О служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Мценского района». Граждане снимаются с учета в случаях: обеспечения жилым помещением по договорам социального найма, приобретения жилого помещения по договорам купли-продажи, дарения и в порядке наследования; увольнения с муниципальной службы, прекращения трудовых отношений или перевода с должности, дающей право на предоставление служебного жилого помещения; подачи заявления о снятии с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения; отказа гражданина от предоставляемого служебного жилого помещения, отвечающего техническим и санитарным нормам.
Однако, не смотря на то, что снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения по основанию закрепления за ними такого помещения указанным выше правовым актом органа местного самоуправления не предусмотрено, при предоставлении истцу спорного жилого помещения фактически было реализовано его право на обеспечение служебным жильем. По данным основаниям суд приходит к выводу, что решение о снятии Громляка А.В. с учета в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения является законным, поскольку было принято в связи с закреплением за ним служебной квартиры, и никаким образом не нарушало жилищных прав истца.
Кроме того, истец просит признать незаконным и отменить решение комиссии по служебному жилью при администрации Мценского района Орловской области о расторжении договора найма служебного жилого помещения, поскольку оно принято в нарушение требований жилищного законодательства, без учета положений ст. 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок расторжения договора найма специализированного жилого помещения.
Статьей 101 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 настоящего Кодекса случаях.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Пунктами 1.5 и 4.4 договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, заключенного Дата между администрацией Мценского района в лице начальника Управления по муниципальному имуществу и Громляком А.В., предусмотрено, что данный договор заключен на время трудовых отношений с нанимателем. Действие договора найма служебного жилого помещения прекращается в связи с истечением срока трудового договора, а также в связи окончанием срока службы (л.д. 11-14, 42-43).
В соответствии с п. 3.13 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 16 ноября 2007 года № 117 «О служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Мценского района» прекращение трудовых отношений либо пребывания на выборной муниципальной должности, увольнение с муниципальной службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения и освобождения жилого помещения в 15-дневный срок со дня направления отделом по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района нанимателю служебного жилого помещения соответствующего уведомления о расторжении договора найма.
Согласно п. 4 ч. 2.1, п. 3.13, п. 3.14 Положения о жилищной комиссии при администрации Мценского района, утвержденного Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 30 марта 2017 года № 51, и определяющего статус, цели, порядок организации деятельности жилищной комиссии при администрации Мценского района, комиссия в подведомственной сфере деятельности осуществляет полномочия, в частности, по рассмотрению вопросов о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также граждан, нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Решение комиссии носит рекомендательный характер для принятия последующего решения начальником отдела по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района.
Решение комиссии оформляется протоколом, подписывается председателем и секретарем, направляется в отдел по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района для принятия соответствующего решения.
Решением комиссии по служебному жилью при администрации Мценского района, принятым на основании протокола от Дата №, по вопросу выселения Громляка А.В. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, отделу по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района рекомендовано направить Громляку А.В. уведомление о расторжении договора найма служебного жилого помещения и об освобождении данного помещения в 15-дневный срок (л.д. 46-47).
Таким образом, решение комиссии по служебному жилью при администрации Мценского района Орловской области о расторжении договора найма служебного жилого помещения, принятое на основании протокола от Дата №, вынесено уполномоченным органом, носит рекомендательный характер для руководителя отдела по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района, предполагает дальнейшие действия со стороны должностного лица в рамках действующего законодательства, не содержит никаких предписаний, адресованных непосредственно нанимателю спорного жилого помещения, и, следовательно, не противоречит положениям ст. 101 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Громляк А.В. также просит обязать ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно положениям ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2, ст. 3 Закона Орловской области от 6 февраля 2006 года № 573-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Орловской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Орловской области, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством, а также иные категории граждан, определенные федеральным законодательством.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Однако, из материалов дела следует, что истец в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на учете не состоял, малоимущим не признавался, решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, органом местного самоуправления не принималось.
Согласно представленному в материалах дела заявлению от Дата, Громляк А.В., являясь директором МУП «Служба заказчика Мценского района», просит принять его на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении (л.д. 118).
Сопроводительным письмом от Дата № истец представляет в адрес начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Мценского района документы (л.д. 120-130). Список документов, указанных в сопроводительном письме и приложенных к нему, соответствует перечню, предусмотренному п. 3.1 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 16 ноября 2007 года № 117 «О служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Мценского района», в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений.
Таким образом, судом установлено, что возникшие между сторонами правоотношения, связаны исключительно с обеспечением истца служебным жилым помещением.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, данная квартира предоставлена истцу во временное пользование на период трудовых отношений на основании договора найма служебного помещения, она отнесена к служебной жилой площади в соответствии с требованиями действующего на тот период законодательства, и до настоящего времени продолжает сохранять статус специализированного жилья.
Договор найма служебного жилого помещения истцом не оспорен, и в установленном законом порядке недействительным не признан.
В обоснование своих требований истец ссылается на п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений пенсионеры по старости, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, при этом состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, на момент увольнения с должности директора муниципального унитарного предприятия «Теплогаз Мценского района» Громляк А.В. уже достиг пенсионного возраста, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения не является, жилого помещения на правах собственности также не имеет (л.д. 25-28, 29, 78-80, 113, 121, 122).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 23 Постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъясняет, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и ч. 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит.
Принимая во внимание перечисленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что основания возникновения у истца права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма отсутствуют, данное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду (является служебной квартирой), и не подлежит предоставлению по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Громляка А.В. к отделу по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района Орловской области о восстановлении на очереди в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения, обязании заключения договора социального найма жилого помещения и признании незаконным решения комиссии по служебному жилью отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2017 года.
Председательствующий Е.В. Журавлева