Решение по делу № 2-439/2023 (2-7299/2022;) от 29.09.2022

Дело

УИД: 05RS0-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2023 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебного заседания Габибовой Ц.Р., с участием представителя ответчика Зулкиплиевой Ф.М., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Рабадановой П.М., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асельдеровой Саиды Наримановны к Администрации ГОсВД «<адрес>», третьему лицу – Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение и заключить договор найма,

УСТАНОВИЛ:

Асельдерова С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГОсВД «<адрес>», третьему лицу - Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение и заключить договор найма, в обоснование исковых требований, ссылаясь на то, что она являюсь сиротой. С ранних лет осталась без родительского попечения, так как ее мать Асельдерова Зульфия Тажутиновна, решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ней была назначена опека, опекуном назначена ее бабушка Асельдерова Зумият Ганипаевна. С 2005 года она состояла на учете в органах опеки и попечительства <адрес>. Ее опекун обращалась с заявлением в органы опеки и попечительства о необходимости включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади.

В 2022 году ей стало известно, что ее нет в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади. Ею было направлено заявление в Администрацию ГОсВД «<адрес>» о том, чтобы включили в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент обращения ей было 23 года. Но Администрацией ГОсВД «<адрес>» ей было отказано в связи с тем, что ей исполнилось 23 года. С данным отказом она категорически не согласна и считает данный отказ не законным и нарушающим ее права, предусмотренные законом.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснениям Министерства просвещения РФ, содержащимся в письме от ДД.ММ.ГГГГ лица, которым исполнилось 23 года включаются в список нуждающихся в жилой площади.

На основании изложенного в иске просит суд обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» включить Асельдерову Саиду Наримановну ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала.

В ходе рассмотрения дела к производству приняты дополнительные исковые требования Асельдеровой С.Н. об обязании Администрацию ГОсВД «<адрес>» предоставить Асельдеровой Саиде Наримановне жилую площадь по договору специализированного найма во внеочередном порядке и заключить договор специализированного найма на срок на 5 лет.

В судебное заседание истец Асельдерова С.Н., ее представитель Гаджиев Д.М., будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела, не явились, сведений об уважительности их неявки не сообщили, в связи, с чем определено рассмотреть дело в отсутствие стороны истца на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика - Администрации ГОсВД «<адрес>» Зулкиплиева Ф.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> Рабаданова П.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения явившихся представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно ч. 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

В силу п.1 ст.109.1 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного выше закона (согласно абз.3, п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

По смыслу положений ч.2 ст. 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Судом установлено, что истец Асельдерова С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать-одиночка истца – Асельдерова З.Т. лишена родительских прав.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , опекуном над Асельдеровой С.Н. назначена ее бабушка – Асельдерова З.Г.

Как следует из иска и не оспорено ответчиком, истец с 2005 года состояла на учете в органе опеки и попечительства <адрес>. Ее опекун обращался с заявлением в органы опеки и попечительства о необходимости включения истца в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади. В 2022 году ей стало известно, что ее нет в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади

На заявление истца, за подписью начальника МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» М.М. Джаватханова от ДД.ММ.ГГГГ выдан ответ – отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, в силу пропущенного срока подачи заявления.

С учетом наличия у истца права на предоставление жилого помещения, а также исходя из того, истец в силу объективных причин своевременно не был поставлен на учет, его нарушенное право подлежит восстановлению исходя из следующего.

Как уже было указано, в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди является отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

Пропуск срока сам по себе не может являться основанием для лишения гражданина из числа лиц вышеуказанной категории гарантированного государством и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилое помещение.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Суд считает, что отсутствие постановки истца на жилищный учет в органе местного самоуправления по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ею возраста 23 лет, по вышеуказанным основаниям, явилось следствием халатности опекуна и органов опеки и попечительства, которые не приняли мер по постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Исходя из содержания положений указанного выше Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Поскольку истец Асельдерова С.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, суд находит ее требования в части обязания включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала и обязании предоставить жилую площадь по договору специализированного найма во внеочередном порядке и заключить договор специализированного найма на срок на 5 лет законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Асельдеровой Саиды Наримановны к Администрации ГОсВД «<адрес>», третьему лицу – Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение и заключить договор найма удовлетворить.

Обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» () включить Асельдерову Саиду Наримановну ДД.ММ.ГГГГ г.р., (паспорт серии ) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала.

Обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» () предоставить Асельдеровой Саиде Наримановне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (паспорт серии ) жилую площадь по договору специализированного найма во внеочередном порядке и заключить договор специализированного найма на срок на 5 лет.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Э.М. Атаев

2-439/2023 (2-7299/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Асельдерова Саида Наримановна
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" Администрации ГОсВД г.Махачкалы
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Атаев Эльдар Мавлетгереевич
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2022Передача материалов судье
06.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2022Подготовка дела (собеседование)
20.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2023Судебное заседание
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее