Судья Соседова М.В. Дело №2-942/2022
Докладчик Рябых Т.В. №33-2947/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ5 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Рябых Т.В., Степановой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем Шелеповой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №7 по Липецкой области на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 8 июня 2022 года, которым постановлено:
«Требования Шестаковой Елены Владимировны к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области о взыскании невыплаченных денежных средств при увольнении, компенсации морального вреда- удовлетворить частично.
Взыскать с межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области в пользу Шестаковой Елены Владимировны 158345 (сто пятьдесят восемь тысяч триста сорок пять) рублей 22 копейки, а именно доплаты компенсационных выплат в размере 4 размеров денежного содержания при увольнении составляет -47176( сорок семь тысяч сто семьдесят шесть) рублей 33 копейки; выплаты за использованный отпуск в июле 2017 сумма- 13689(тринадцать тысяч шестьсот восемьдесят девять) рублей 84 коп ( с НДФЛ);выплаты за использованный отпуск в июле 2018г. - 17063 (семнадцать тысяч шестьдесят три) рубля 29 копеек; выплаты за использованный отпуск в феврале–марте 2018г. - 6039 (шесть тысяч тридцать девять) рублей 27 копеек (с учетом НДФЛ); выплаты за использованный отпуск в июне- июле 2019- 10879 (десять тысяч восемьсот семьдесят девять) руб. 01 копейка. (с учетом НДФЛ); выплаты за использованный отпуск в апреле 2019г. - 5621 (пять тысяч шестьсот двадцать один) рубль 80 копеек ( с НДФЛ); выплаты за использованный отпуск в август 2020 -14755 (четырнадцать тысяч семьсот пятьдесят пять) рублей 46 копеек ( с НДФЛ);выплаты за использованный отпуск за март 2020 -6029 (шесть тысяч двадцать девять) рублей 51 копейка (с НДФЛ);компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск при увольнении, 24151 (двадцать четыре тысячи сто пятьдесят один) рубль 71 копейка; излишне удержанный подоходный налог в размере 2939 (две тысячи девятьсот тридцать девять) рублей; компенсацию морального вреда 10000 (десять тысяч) рублей, в остальной части отказать».
Заслушав доклад судьи Рябых Т.В., судебная коллегия
установила:
Шестакова Е.В. обратилась в суд с иском к МИФНС России №7 по Липецкой области о взыскании недополученных сумм денежной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного содержания, за неиспользованный отпуск, денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 2017г. по 2020г., излишне удержанного подоходного налога, компенсации морального вреда.
В обоснование требований ссылалась на то, что замещала должность ведущего специалиста-эксперта отдела работы в налогоплательщиком МИФНС Росси №7 по Липецкой области. Приказом от 19 апреля 2021 года №01-07/068 с ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должности гражданской службы в государственном органе). При увольнении произведена выплата компенсации за 60 дней неиспользованного отпуска, а также компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Расчет денежного содержания произведен без учета выплат материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, произведенных на основании Указа Президента РФ от 7 мая 2012г. № 601 и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014г. № 238-7. Кроме того, указанные выплаты не входили в расчет ежегодного оплачиваемого отпуска за предыдущие годы, что считает незаконным и нарушающим ее права. Полагала также необоснованным удержание подоходного налога с выплаченной суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Просила взыскать с ответчика недоплату компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 107508 рублей 21 копеек; излишне удержанный подоходный налог в размере 10101 рублей; недоплату денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске: за 2020 г. в размере 25876 рублей 74 копейки, за 2019 г. в размере 22036 рублей 14 копеек, за 2018 г. в размере 29971 рублей 40 копеек, за 2017 г. в размере 17845 рублей 50 копеек; недоплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 33323 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В судебное заседание истец Шестакова Е.В. не явилась. Ее представитель по доверенности и по ордеру адвокат Пашков А.В. заявленные требования поддержал в полно объёме.
Представитель ответчика МИФНС России №7 по Липецкой области по доверенности Вицько Н.Е. исковые требования не признала, заявила о пропуске срока исковой давности по требованиям о взыскании доплаты к отпускным выплатам. Указала, что в соответствии п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания, материальное стимулирование, осуществляемое сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС России, не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего. Средства материального стимулирования в качестве самостоятельных выплат п.6, 8 Правил не предусмотрено. Налоговым органом обоснованно удержан подоходный налог с выплат компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, которые являются, по сути, выходным пособием.
Представитель третьего лица УФНС России по Липецкой области Любимова В.М. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Межрайонная ИФНС России №7 по Липецкой области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих состав денежного содержания гражданских служащих, на пропуск срока исковой давности по требованиям о взыскании доплаты к отпускным выплатам, что привело к неправильному исчислению срока исковой давности и неверным выводам суда о включении средств материального стимулирования, выплаченных за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх ФОТ государственных гражданских служащих, в расчет среднего заработка для оплаты отпуска и иных компенсационных выплат.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Шестакова Е.В. полагает решение суда законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции истец Шестакова Е.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке. Исходя из положений части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя ответчика МИФНС России №7 по Липецкой области и третьего лица УФНС России по Липецкой области Любимову В.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Пашкова А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда правильным.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004г. N79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи14 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022) В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (часть 13 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. N562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"-"г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д"-"ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи51 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания (часть 2 статьи51 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи51 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи51 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления, которыми также предусматривались объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Шестакова Е.В. проходила службу в МИФНС России №7 по Липецкой области на различных должностях, последняя занимаемая должность ведущий специалист-эксперт отдела работы с налогоплательщиками.
Приказом начальника МИНФНС России №7 по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № с Шестаковой Е.В. расторгнут контракт по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
При увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.9 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 60 дней.
В период с 2016 года по 2021 год истице выплачивались суммы материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленных фондов оплаты труда, которые не вошли в расчет среднего заработка для оплаты отпусков, что нашло подробное отражение в оспариваемом решении суда с указанием приказов работодателя о выплате и размерах денежных средств. Суммы дополнительного материального стимулирования и факт их выплат Шестаковой Е.В. сторонами не оспаривались.
При исчислении денежного содержания на период нахождения Шестаковой Е.В. в ежегодных оплачиваемых отпусках с 2017 г. по 2020 год указанные выплаты не были учтены ответчиком со ссылкой на то, что они не предусмотрены пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562.
Данные выплаты не были учтены МИФНС России №7 по Липецкой области и при расчете денежного содержания для исчисления компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и четырехмесячного денежного содержания.
Установлено, что материальное стимулированное выплаченное истице, произведено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования систем оплаты труда гражданских служащих.
Правильно установив обстоятельства дела, на основании приведенных норм материального права, суд пришел к верному выводу, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. N601, и выплаченное истице в период с 2016-2020 г.г., относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и должно учитываться при расчете компенсационных выплат при увольнении в связи с сокращением штатной численности и компенсации за неиспользованный отпуск, а также для исчисления оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска.
В данном случае, к указанным выплатам не подлежат применению положения п.2 Порядка осуществления материального стимулирования, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 90н, поскольку они производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачиваются в зависимости от достижения определенных показателей.
Выводы суда соответствуют разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, согласно которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Доводы жалобы ответчика о том, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, не подлежат применению к спорным правоотношениям, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд правильно принял во внимание данные разъяснения.
В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.
Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Поскольку Шестаковой Е.В. <данные изъяты> дня увольнения выплачивались суммы материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, в приказах и письмах Управления ФНС России и ФНС России нет указания об ином назначении выплат, суд сделал обоснованный вывод о включении указанных денежных сумм в состав денежного содержания истца для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением, а также для исчисления оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска.
Из представленных в материалы дела приказов следует, что выплата указанных денежных сумм производилась на основании решения комиссии по оценке эффективности деятельности инспекции и с учетом вклада каждого подразделения и отдельных сотрудников в выполнение возложенных задач.
То обстоятельство, что в приказах о материальном стимулировании прямо не указано, что оно произведено за выполнение особо важных и сложных заданий, не может служить основанием для ущемления прав уволенных гражданских служащих, учитывая правовую природу спорных выплат.
Проверив представленный в решении суда расчет компенсационных выплат и отпускных, в соответствии с приведенными положения законодательства, судебная коллегия признает его правильным. Жалоба не содержит доводов относительно размера взысканных судом сумм.
Суд обосновано отклонил доводы жалобы ответчика о пропуске срока на обращение в суд по требованиям о взыскании доплаты за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 2017г. по 2020г.
В соответствии с ч.2 ст. 392 Трудового кодекса РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленногосрокавыплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 25 октября 2018 года N 38-П, положения части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, не лишают работника права на ее взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора.
Данное постановление Конституционного Суда Российской Федерации, а значит, и выраженные в нем правовые позиции и выводы сохраняют свою силу и применимы в отношении части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и имеющиеся задолженности, если ранее эти задолженности не были погашены, истец вправе была рассчитывать на получение данных выплат при окончательном расчете с работодателем после увольнения. Следовательно, срок на обращение Шестаковой Е.В. в суд с иском о взыскании компенсации за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске подлежит исчислению с момента окончательного расчета при увольнении.
Учитывая, что служебный контракт с истцом расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции правильно указал, что обращение истца в суд ДД.ММ.ГГГГ произведено в пределах годичного срока исковой давности.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда в части взыскания с ответчика излишне удержанного подоходного налога.
Как верно установлено судом, с Шестаковой Е.В. удержан подоходный налог в размере 2939 руб. с суммы компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По общим правилам ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает льготы в отношении выплат, определенных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
В силу части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
При таких обстоятельствах, довод ответчика, что указанная выплата по существу является выходным пособием и подлежит налогообложению, основан не неправильном толковании норм материального права.
Ссылку ответчика на необоснованность взыскания судом в пользу истицы компенсации морального вреда судебная коллегия признает несостоятельным.
Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В силу статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой в части, не урегулированной специальным законодательством, что отражено в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.
Установив факт нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Шестаковой Е.В. компенсации морального вреда.
С учетом конкретных обстоятельств дела, длительности нарушений прав истца, исходя из принципа разумности и справедливости, суд обосновано определил размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб., что отвечает балансу интересов сторон.
Поскольку факт нарушения трудовых прав работника свидетельствует о причинении последнему нравственных страданий, ссылка в жалобе на отсутствие доказательств несения истцом нравственных и физических страданий не может являться основанием для отмены решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в решении суда приведено правильное толкование норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию, выраженную ответчиком в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 8 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Межрайонной ИФНС России № 7 по Липецкой области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Дата изготовления мотивированного апелляционного определения 8 сентября 2022 года.
Копия верна
Судья:
Секретарь: