Решение по делу № 3а-79/2020 от 27.12.2019

Дело № 3а-79/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 февраля2020 года г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Галашевой И.Н.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотревв открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Ладожский лесопильный завод»об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Закрытое акционерное общество «Ладожский лесопильный завод» (далее – ЗАО «Ладожский лесопильный завод») обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: здания конторы ЦРП с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, равной 335000 рублей, и здания трансформаторного цеха с кадастровым номером (...) в размере рыночной стоимости, равной 2753000 рублей, по состоянию на 22 ноября 2011 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных объектов недвижимости. Кадастровая стоимость здания конторы ЦРП в размере 2726 416 руб. 62 коп. и кадастровая стоимость здания трансформаторного цеха в размере 5656936 руб. 33 коп. по состоянию на 22 ноября 2011 года существенно превышает размер рыночной стоимости объектов недвижимости, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы, тем самым затрагивает права административного истца.

Кроме того, истец просил обязать Управление Росреестра по Республике Карелия внести запись в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечена администрация Питкярантского муниципального района.

В судебном заседании представитель административного истца Столярова О.И. поддержала административный иск.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик Правительство Республики Карелия,заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия оставили разрешение спора на усмотрение суда, просили рассмотреть дело без участия представителей.

Управление Росреестра по Республике Карелия считает себя ненадлежащим ответчиком, оставляет рассмотрение заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на усмотрение суда; в удовлетворении требований о возложении обязанности на Управление внести сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН просит отказать; также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ЗАО «Ладожский лесопильный завод»является собственником здания конторы ЦРП и здания трансформаторного цеха, расположенных по адресу: (...).

Массовые работы по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства Республики Карелия проводились в 2011-2012гг.Результаты данных работ были утверждены Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 года № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия.

В Единый государственный реестр недвижимости 18 октября 2012 года были внесены сведения о кадастровой стоимости здания конторы ЦРП с кадастровым номером (...) в размере 2726 416 руб. 62 коп. и кадастровой стоимости здания трансформаторного цеха с кадастровым номером (...) в размере 5656936 руб. 33 коп. по состоянию на 22 ноября 2011 года.

В силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по налогу на имущество организаций.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца третьего части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05 ноября 2019 года № 191 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия.

Согласно выпискамиз Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06 февраля 2020 года кадастровая стоимость здания конторы ЦРП с кадастровым номером (...) по состоянию на 01 января 2019 года составляет 784 730 руб. 45 коп.; кадастровая стоимость здания трансформаторного цеха с кадастровым номером (...) по состоянию на 01 января 2019 года составляет 11779401 руб. 87 коп. Следовательно, оспариваемая кадастровая стоимость в размере 2726416 руб. 62 коп. и кадастровая стоимость в размере 5656936 руб. 33 коп в настоящее время являются архивными.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть пересмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Поскольку у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

ЗАО «Ладожский лесопильный завод» 25 декабря 2019 года обратилось с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия. Указанные заявления не приняты к рассмотрению в связи с пропуском срока для обращения.

Таким образом, административным истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Согласно абзацу 1 статьи 24.12Федерального закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного производства Российской Федерации).

Сведения об оспариваемой кадастровой оценке вышеуказанныхобъектовнедвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 октября 2012 года, с настоящим административным иском административный истец обратился в суд 27 декабря 2019 года, то есть с пропуском установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.

В соответствии с разъяснениями в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск пятилетнего срока оспаривания не является основанием для отказа в принятии заявления судом. Срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен, если по истечении установленного периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта.

Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным искомо пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости подлежит восстановлению.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 12 названногоФедерального закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № (...) от (...) года и отчет № (...) от (...) года, выполненные оценщиками Э., согласно которым по состоянию на 22 ноября 2011 года рыночная стоимость здания конторы ЦРП составляет 335000 рублей, рыночная стоимость здания трансформаторного цеха составляет 2754000 рублей.

В данных отчета оценщики привели объективные данные, мотивировали применение методов исследований, принятые за основу стандарты оценки. В отчетах содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объектов оценки. Источники информации указаны.

Представленные отчеты соответствуют требованиям законодательства, нарушений, которые бы ставили под сомнение выводы отчетов, оценщиками не допущено.

Анализ отчетов позволяет прийти к выводу о достоверности изложенных в них сведений.

Со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц возражений в отношении отчетов не представлено, ходатайств о проведении по делу экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах административный иск в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Поскольку согласно абзацу 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, а также части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, требования административного истца о возложении обязанности на Управление Росреестра по Республике Карелия внести такую запись в Единый государственный реестр недвижимости удовлетворению не подлежат.

В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной оценки.

С учетом изложенного установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до 31 января 2020 года (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Ладожский лесопильный завод» удовлетворить частично.

Установить по состоянию на 22 ноября 2011 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания конторы ЦРП с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м., назначение – нежилое, расположенного по адресу: (...), в размере его рыночной стоимости, равной 335 000 (триста тридцать пять тысяч) рублей на период, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 января 2020 года.

Установить по состоянию на 22 ноября 2011 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания трансформаторного цеха с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м., назначение – нежилое, расположенного по адресу: (...), в размере его рыночной стоимости, равной 2753 000 (два миллиона семьсот пятьдесят три тысячи) рублей на период, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 января 2020 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 сентября 2019 года.

В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Н. Галашева

Мотивированное решение

составлено14 февраля 2020 года

3а-79/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ЗАО "Ладожский лесопильный завод"
Ответчики
Прокуратура Республики Карелия
Управление Росреестра по РК
Другие
администрация Ляскельского сельского поселения
Столярова ОЛьга Игоревна
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК"
Администрация Питкяранского муниципального района
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Галашева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация административного искового заявления
27.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2020Судебное заседание
14.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Дело оформлено
13.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее