Дело № 12-299/19
УИД 29RS0008-01-2019-002630-32
Р Е Ш Е Н И Е
17 сентября 2019 года город Котлас
Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, рассмотрев административное дело по жалобе Сергеева Андрея Ивановича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Цакулова Ю.Г. № 029/04/14.9-270/2019 от 23 июля 2019 года,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Цакулова Ю.Г. № 029/04/14.9-270/2019 от 23 июля 2019 года должностное лицо - глава муниципального образования «Сольвычегодское» Сергеев А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и подвернут наказанию в виде административного штрафа в размере .....
В своей жалобе Сергеев А.И., считая постановление должностного лица незаконным, просит его отменить. Доводы жалобы мотивирует тем, что вступившим в законную силу решением Котласского городского суда по делу № 2а-1529/2018 срок передачи объектов водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению установлен до 01 октября 2019 года, в связи с чем состав вменённого административного правонарушения в его действиях отсутствует.
В судебное заседание Сергеев А.И., извещенный надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представил, поэтому жалоба рассмотрена без его участия.
Защитник Сергеева А.И. - по доверенности Севостьянов В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что передача объектов водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению требует подготовки огромного количества документов, на что необходимо длительное время, кроме того, необходимы значительные финансовые ресурсы, которые в достаточной степени в администрации МО «Сольвычегодское» отсутствуют. Администрацией МО «Сольвычегодское» работы по заключению концессионного соглашения ведутся на протяжении длительного времени и продолжаются по настоящее время.
Проверив дело, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав защитника Севостьянова В.В.,прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 27 марта 2019 года по делу № 29-18 установлено наличие нарушения требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Федеральный закон № 135-ФЗ), выразившегося в предоставлении без проведения торгов администрацией МО «Сольвычегодское» имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории МО «Сольвычегодское», в пользование АО «АрхоблЭнерго» по договору аренды от 21 сентября 2017 года, что привело к созданию преимуществ для АО «АрхоблЭнерго», которое получило доступ на рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению соответствующей территории муниципального образования в приоритетном порядке. При этом на момент вынесения комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области решения 27 марта 2019 года муниципальное имущество продолжает находиться в необоснованном пользовании АО «АрхоблЭнерго».
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества.
С момента официального опубликования (08 мая 2013 года) Федерального закона от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учётом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ).
Из материалов дела следует, что срок ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения МО «Сольвычегодское» превышает пять лет, поэтому в силу ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ передача права владения и (или) пользования данными объектами должна быть осуществлена по концессионному соглашению.
Фактические обстоятельства дела в жалобе Сергеевым А.И. не оспариваются и подтверждаются представленными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении от 08 июля 2019 года, предупреждением о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 20 ноября 2017 года, определением о продлении срока выполнения предупреждения от 02 апреля 2018 года, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 27 марта 2019 года, копией договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности МО «Сольвычегодское» от 21 сентября 2017 года, распоряжением главы МО «Сольвычегодское» от 29 сентября 2016 года № 198-р «О вступлении в должность главы МО «Сольвычегодское».
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательства невозможности соблюдения главой администрации МО «Сольвычегодское» Сергеевым А.И. антимонопольного законодательства путем принятия мер, направленных на прекращение неправомерного пользования АО «АрхоблЭнерго» предназначенным для водоснабжения и водоотведения имуществом, и обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к данному муниципальному имуществу с учетом требований ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Следует также отметить, что необходимость передачи объектов водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению возникла у администрации МО «Сольвычегодское» еще до вынесения антимонопольным органом предупреждения 20 ноября 2017 года. Вместе с тем, доказательства того, что с момента вынесения антимонопольным органом предупреждения Сергеевым А.И. принимались эффективные меры, направленные на передачу объектов водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению, отсутствуют.
Таким образом, глава администрации МО «Сольвычегодское» Сергеев А.И., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Ссылка Сергеева А.И. на решение Котласского городского суда Архангельской области, которым администрация МО «Сольвычегодское» обязана передать по концессионному соглашению объекты, предназначенные для услуг водоснабжения и водоотведения, в срок до 01 октября 2019 года, не влечет отмены обжалуемого постановления.
Приведённое судебное решение не является преюдициальным, как ошибочно полагает податель жалобы.
В данном случае должностное лицо Сергеев А.И. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ за действия (бездействие), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а не за неисполнение судебного решения.
Для вынесения законного и обоснованного постановления необходимо, чтобы совокупность имеющихся в материалах дела доказательств была достаточна для подтверждения юридически значимых обстоятельств. Нарушения указанного принципа должностным лицом не допущено.
Обстоятельства, на основании которых должностное лицо сделало свой вывод, и представленные по делу доказательства, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности Сергеева А.И. в совершении вмененного административного правонарушения.
Административное наказание назначено Сергееву А.И. в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах установленной законом санкции, с учётом его имущественного положения, характера совершённого административного правонарушения и иных обстоятельств, влияющих на административную ответственность, является минимальным.
Оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности совершённого правонарушения не имеется.
Постановление о привлечении Сергеева А.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюдён.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом при рассмотрении дела не допущено, и правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Цакулова Ю.Г. № 029/04/14.9-270/2019 от 23 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы муниципального образования «Сольвычегодское» Сергеева Андрея Ивановича оставить без изменения, а жалобу Сергеева А.И. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.С. Зобова