Дело № 2-819/2021 г.
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Лебедянь Липецкой области 16 ноября 2021 года
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Шабановой Е.А.,
при секретаре Крыловой С.А.,
с участием
истца Ельшаевой О.Н.,
представителя ответчиков Иваховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лебедянь гражданское дело по иску Ельшаевой Ольги Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 4 по Липецкой области, Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области о взыскании средств материального стимулирования,
установил:Ельшаева О.Н. обратилась в суд с уточненным иском к Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области о взыскании базовой суммы средств материального стимулирования за 1 квартал 2021 года, установленной в протоколе № 3 от 21.07.2020 г. для должности заместителя начальника инспекции, за фактически отработанное время в размере 31793 рубля, процентов в размере 890 рублей 20 копеек, компенсации морального вреда в размере 30000 рублей.
Заявленные требования мотивирует тем, что приказом № 36 от 06.07.2004 года она была назначена на должность старшего инспектора в отдел финансового и общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области. В октябре 2018 года назначена на должность исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции, с 28.07.2020 г. – на государственную гражданскую должность заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области. 05.04.2021 г. уволена с указанной должности по собственному желанию. С ней 28.07.2020 г. был заключен служебный контракт № 747, согласно которому ей, как гражданскому служащему было установлено денежное содержание, которое состояло, в том числе, из премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области, исполнения должностного регламента (материальное стимулирование). Сотрудникам Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области 26.07.2021 г. были выплачены средства материального стимулирования за 1 квартал 2021 года. Данную выплату она не получила, тогда как в первом квартале 2021 года она работала в инспекции, приказов о лишении премии в 100% размере за указанный период не имела. Ссылаясь на ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», указ Президента РФ № 763 от 25.07.2006 г. «О денежном содержании федеральных государственных гражданский служащих», указ Президента РФ № 601 от 07.05.2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ФЗ от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов», ст.ст.57, 129, 135 ТК РФ, просит в судебном порядке взыскать с ответчика базовую сумму средств материального стимулирования за 1 квартал 2021 года за фактически отработанное время в размере 31793 рубля, процентов в размере 890 рублей 20 копеек, компенсации морального вреда в размере 30000 рублей.
В судебном заседании истец Ельшаева О.Н. поддержала заявленные требования, ссылалась на доводы, изложенные в иске. Объяснила, что согласно пп. «б» п. 8 Служебного контракта обязанностью работодателя является обеспечить предоставление гражданскому служащему государственных гарантий, установленных ФЗ, иными нормативными правовыми актами и служебным контрактом. В связи с чем работодатель обязан обеспечить предоставление гражданскому служащему предусмотренных гарантий, в том числе предусмотренных ст. 37 Конституции РФ, пп. 4 ст. 14, ст. 52 ФЗ № 79-ФЗ. Согласно протоколу совещания комиссии по подведению итогов показателей эффективности деятельности инспекции за 1 квартал 2021г. от 21.07.2021 г. № 1,2,3 определено, что данное материальное стимулирование выплачено сотрудникам инспекции за эффективные результаты работы в 1 квартале 2021 г. Протоколом № 2 от 21.07.2021 г. на основании показателей работников инспекции члены комиссии применили коэффициенты для расчета базовой суммы заместителей начальника инспекции - 2,0. Следовательно базовый расчет суммы средств материального стимулирования для указанной должности составил 41405 рублей. Инспекция указывает, что причина увольнения по собственному желанию не является уважительной причиной для выплаты средств материального стимулирования и выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя. Однако работодатель при выплате и невыплате премий, в том числе лишения премий, обязан свое право обосновать на решение не выплаты премий. Так, инспекцией при распределении средств материального стимулирования не было учтено, что с 1.01.2021г. по 05.04.2021г. истец работала в инспекции и выполняла свои обязанности, предусмотренные должностным регламентом, добросовестно. Приказов о привлечении нее к дисциплинарной ответственности или проведении в отношении нее должностной проверки не назначались. Истцом с 01.01.2021г. по 05.04.2021г. выполнялись все должностные обязанности, также она вложила свой вклад в обеспечении деятельности инспекции. Согласно законодательству премии выплачиваются работникам за труд, то есть за исполнение ими своих трудовых обязанностей, связанных с результатами деятельности и выполнением установленных показателей. Сотрудник, отработавший весь период времени, в последствии был уволен, и не получил эту премию, то все это свидетельствует о дискриминации сотрудника. В п. 5.4 Методики оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, работодатель при распределении премии должен дополнительно взять объяснение бывшего работника по вопросу увольнения, и только на основании этого установить является ли данная причина увольнения уважительной или не уважительной. При распределении средств материального стимулирования бывший работодатель не взял с истца объяснений, не запросил, на каком основании было написано данное заявление. В методики данный пункт указывает, что это обязательное условие при распределении премий, чтобы признать данную причину неуважительной. Однако, работодатель самостоятельно признает данную причину неуважительной, не спрашивая истца о том, что явилось причиной увольнения. С учетом фактически отработанного времени, просит взыскать в свою пользу 31793 руб. и удовлетворить ее требования также в части взыскания неустойки. Невыплата указанной премии повлияла на финансовую составляющую семьи истца, так как выплата этой премии позволила бы ей несколько месяцев исполнять кредитные обязательства по кредитным договорам, но инспекция ее этого лишила, в связи с чем просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Представитель ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 4 по Липецкой области и Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области по доверенностям Ивахова Е.А. возражала против заявленных требований, объяснила, что ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень составляющих денежного содержания государственного гражданского служащего к которым такие выплаты как материальное стимулирование и единовременное поощрение, не относится. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №532 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих» утверждены правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» постановлено материальное стимулирование, осуществлять в ФНС по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов. Министерством Финансов Российской Федерации установлен специальный Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС, утвержденных Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 года №90н. Пунктами 2 и 3 данного порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. Пунктом 4 Порядка решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих установлено, что решения принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов. Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения. Следовательно, решение вопроса о выплате средств материального стимулирования относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, который определяет порядок выплаты и конкретные размеры суммы материального стимулирования. Ежеквартально до Межрайонных ИФНС Управлением ФНС доводятся протоколы заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Такой протокол от 09.06.2021г. №4дсп@ был направлен в адрес Межрайонной ИФНС России №4 с приложением №1 «Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России». Согласно пункту 6.2.5 указанного выше Механизма, конкретный размер суммы материального стимулирования, определенный исходя из базовой суммы материального стимулирования, может быть увеличен или уменьшен и по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа соответствующего уровня устанавливается для заместителя начальника ИФНС - начальником ИФНС. А так же, согласно пункту 3, раздела II Алгоритм выплаты материально стимулирования Механизма, решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает для заместителей начальников инспекции ИФНС - начальник ИФНС. Ельшаевой О.Н. 05.04.2021г. было подано заявление о выплате средств материального стимулирования. Комиссией по оценке эффективности деятельности налогового органа данное заявление было рассмотрено и принято решение, согласно представленному протоколу №2 совещания комиссии по подведению итогов показателей эффективности деятельности инспекции за 1 квартал 2021 года от 21.07.2021г., причину увольнения по собственной инициативе гражданских служащих, уволенных в расчетном периоде и после него до выплаты средств материального стимулирования за расчетный период, признать неуважительной и не выплачивать им СМС за 1 квартал 2021г. Просила отказать в удовлетворении требований Ельшаевой О.Н.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации основной обязанностью работника является добросовестное исполнение трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
С учетом приведенных выше положений закона выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Материальное стимулирование в данный перечень не входит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (с последующими дополнениями) предусмотрено осуществление с 1января 2007г. и в 2008-2012годах материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы, в 2013 году материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Материальное стимулирование, указанное в пункте1 настоящего постановления, осуществлять в Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Министерства финансов от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, в соответствии с которым материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего (пункт 2).
Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.
Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 09.06.2021 года утвержден Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы России (далее - Механизм).
Согласно Механизму, материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС в 2021 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Механизмом предусмотрено, что оценка эффективности деятельности налоговых органов производится за расчетный период.
Пунктом 3 раздела II «Алгоритм выплаты материального стимулирования» Механизма установлено, что решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает для заместителей начальников ИФНС, начальников отделов ИФНС - начальник (исполняющий обязанности начальника) ИФНС.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 06.07.2004 года Ельшаева О.Н. работала в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Липецкой области.
На основании приказа № 00—06/211@ от 28.07.2020 года Ельшаева О.Н. назначена на должность «заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области».
В соответствии с приказом № 00—06/097@ от 29.03.2021 года Ельшаева О.Н. уволена с занимаемой должности по собственной инициативе.
Принимая во внимание постановление Правительства РФ № 611 от 25 сентября 2007 года «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», разработанный во исполнение данного постановления Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы и Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы России, выплата материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени, в частности для Ельшаевой О.Н., принимает начальник ИФНС, кроме того, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Согласно условиям служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области от 28 июля 2020 года, Ельшаевой О.Н. установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС № 4 по Липецкой области, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Из содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что средства материального стимулирования не носят системный характер, данные выплаты не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с протоколом совещания Комиссии Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области по подведению итогов показателей эффективности деятельности инспекции за 1 квартал 2021 года № 2 от 21.07.2021 года комиссией принято решение причину увольнения по собственной инициативе гражданских служащих, уволенных в расчетном периоде и после него до выплаты средств материального стимулирования за расчетный период, признать неуважительной и не выплачивать средства материального стимулировании за 1 квартал 2021 г., в частности Ельшаевой О.Н.
Указанный протокол утвержден начальником МИФНС России № 4 по Липецкой области.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Суд приходит к выводу о том, что стимулирующие выплаты относятся к форме поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, премирование работников по результатам труда является правом, а не обязанностью работодателя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 31793 ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 890 ░░░░░░ 20 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30000 ░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 23.11.2021 ░.