Решение по делу № 2-6/2023 (2-150/2022; 2-1622/2021;) от 17.05.2021

дело № 2-6/2023

24RS0004-01-2021-001074-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2023 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Есиной С.В.,

с участием представителя ответчика - АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» Пасканной О.Е.,

при секретаре Антипенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края, Кузнецов В.А., Меленберг Ю.В., Зиновьев А.Л., Кривов П.Г., Халтурина С.В., ФИО3, АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных и строительных отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском, в котором с учетом уточнений, просит:

- обязать администрацию поселка Березовка Березовского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных и строительных отходов на территории земельного участка в границах кадастрового квартала , с координатами поворотных точек в соответствии с таблицей № 16 на странице 59, таблицей № 9 на странице 52 экспертного заключения № 104-11/2022 от 16 ноября 2022 года;

- обязать Кузнецова В.А., Меленберг Ю.В. в солидарном порядке в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище «Шумковское плато», с координатами поворотных точек в соответствии с таблицей 8 на странице 51 экспертного заключения № 104-11/2022 от 16 ноября 2022 года;

- обязать Зиновьева А.Л. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище «Шумковское плато», с координатами поворотных точек в соответствии с таблицей 10 на странице 53 экспертного заключения № 104-11/2022 от 16 ноября 2022 года;

- обязать Зиновьева А.Л. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище «Шумковское плато», с координатами поворотных точек соответствии с таблицей 11 экспертного заключения № 104-11/2022 от 16 ноября 2022 года;

- обязать Зиновьева А.Л. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище «Шумковское плато», с координатами поворотных точек в соответствии с таблицей 12 на странице 55 экспертного заключения № 104-11/2022 от 16 ноября 2022 года;

- обязать Кривова П.Г. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером , по адресу Красноярский край, Березовский район, с координатами поворотных точек в соответствии с таблицей 13 на странице 56 экспертного заключения № 104-11/2022 от 16 ноября 2022 года;

- обязать Халтурину С.В. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, СПК «Березовский», юго-восточнее п. Березовка, контур пашни № 395, с координатами поворотных точек в соответствии с таблицей 14 на странице 57 экспертного заключения № 104-11/2022 от 16 ноября 2022 года;

- обязать Хасиева Х.Ш. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Красноярский край, Березовский район, СПК «Березовский», юго-восточнее п. Березовка, контур пашни № 395, с координатами поворотных точек в соответствии с таблицей 15 на странице 58 экспертного заключения № 104- 11/2022 от 16 ноября 2022 года;

- обязать АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с таблицей 17 на странице 60 экспертного заключения № 104-11/2022 от 16 ноября 2022 года.

Требования мотивированны тем, что 02.10.2020 года в рамках обращения министерством проведено плановое (рейдовое) обследование территории Березовского района Красноярского края, в ходе которого установлено несанкционированное размещение отходов производства (отходов картона, древесные отходы от сноса и разборки зданий, грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов, мешки полиэтиленовые, деревянные рамы со стеклом, куски гипсокартона, куски затвердевшей строительной пены и пр.) в виде свалок, навалов, захламлений, расположенных локально (кучами) на почве земельных участков, расположенных в границах неразграниченных земель кадастрового квартала в Березовском районе Красноярского края. Дополнительно министерством 01.06.2022 года проведено выездное обследование вышеуказанной территории, на которой расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных и строительных отходов. В Березовском районе Красноярского края к югу от Шинного кладбища находится два не размеченных земельных участка, согласно данным полученным из публичной кадастровой карты в пределах кадастрового квартала ходе выездного обследования установлено размещение несанкционированной свалки в кадастровом квартале с точками координат . Через указанные участки не проходит грунтовая дорога, автомобильные дороги, большая часть ранее размещенных отходов покрыта песчано-земляным слоем. В тоже время, в пределах участка обнаружены располагающиеся на поверхности отходы, древесина в полуразвалившемся состоянии, предметы мебели, текстиль и изделия текстильные, утратившие потребительские свойства в полуразвалившемся состоянии, тара стеклянная, пластиковая. На территории участка обнаружены крупные насыпи, высотой более 2 метров, состоящие из отходов, которые имеют признаки бывшего горения, земляной смеси и золы. Рельеф участка неоднородный, представлен, как возвышенностями, так и понижениями рельефа. При обследовании границ распространения следов отходов (располагающихся на поверхности участка и залегающих под слоем дерна) при помощи навигатора GPSMAP 64 навигатора GARMIN установлены, следующие точки координат GPS на основании которых произведен подсчет площади участка в кадастровом квартале , занятого несанкционированным размещением отходов: N 55,997131° Е93,069799°; N 55,997065° Е93,069804°; N 55,997130° °. Несанкционированное накопление отходов обнаружено на всей части участка , площадь несанкционированной свалки составляет примерно 923 м2. Примерный объем накопленных отходов на обследуемом земельном участке составляет 900 м3. Обследуемый участок не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). На территории участка обнаружены крупные насыпи, высотой более 1,5 метров, состоящие из отходов, которые имеют признаки бывшего горения, земляной смеси и золы. Рельеф участка однородный, возвышенности и понижения рельефа отсутствуют. Согласно заключению эксперта от <дата> определены кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных, бытовых и строительных отходов, с установлением площади пересечений, координат точек пересечений (X и У), правообладатели земельных участков, в границах которых расположены несанкционированные свалки ТКО и ТБО. В ходе проведения сравнительного исследования экспертом выявлены пересечения (наложения) установленных (определенных) границ (частей границ) места размещения несанкционированной свалки отходов производства и потребления свалка , состоящей из трех контуров: контур 1, площадью 1410 кв. м, контур 2, площадью 196 кв.м, контур 3 общей площадью 1118 кв.м. Таким образом, в деятельности администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края и вышеуказанных собственников земельных участков выявлено нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации. Несанкционированные свалки отходов являются объектами, подверженными разрастанию, а также возгоранию. Периметр несанкционированной свалки в случае ее не ликвидации увеличивается в связи с ее заполняемостью. Истец просил возложить на ответчиков обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и строительных отходов на указанных земельных участках.

Представитель истца Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика - АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала. Факт нахождения в собственности у Общества земельного участка с кадастровым номером не отрицала. Дополнительно пояснила, что уборка указанного участка производится регулярно. На данный момент, в связи с наличием снежного покрова, определить геодезические координаты и площадь несанкционированных свалок твердых коммунальных и строительных отходов на почве земельного участка с кадастровым номером представляется возможным.

Представитель ответчика - администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края, ответчики Кузнецов В.А., Меленберг Ю.В., Зиновьев А.Л., Кривов П.Г., Халтурина С.В., ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Выслушав представителя ответчика - АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» ФИО9, исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В силу ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (в редакции от 08.06.2015 года), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками осуществляется органом местного самоуправления.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам. Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке, установленном Федеральным Законом.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», установлено, что за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании части 2 ст. 2 вышеуказанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 77-1628-од от 25.09.2020 года проведено плановое (рейдовое) обследование территории <адрес> Красноярского края, в ходе которого установлено несанкционированное размещение отходов производства (отходов картона, древесные отходы от сноса и разборки зданий, грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов, мешки полиэтиленовые, деревянные рамы со стеклом, куски гипсокартона, куски затвердевшей строительной пены и пр.) в виде свалок, навалов, захламлений, расположенных локально (кучами) на почве земельных участков, расположенных в границах неразграниченных земель кадастрового квартала в <адрес> Красноярского края. Проведены замеры географических координат точек несанкционированного размещения отходов, что подтверждается актом проведения планового (рейдового) осмотра, обследования от <дата>, а также фотоматериалом к акту осмотра (т. 1 л.д. 13-18).

В соответствии с заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от <дата> Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в рамках регионального государственного экологического надзора проведено выездное обследование земельного участка в кадастром квартале на территории <адрес> Красноярского края, в ходе которого установлено несанкционированное размещение отходов. Проведены замеры географических координат точек несанкционированного размещения отходов, что подтверждается актом выездного обследования от <дата>, протоколом осмотра от <дата>, а также фотоматериалом к акту осмотра (т. 1 л.д. 129-134).

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от <дата>, в результате анализа актуальной информации, содержащейся в ЕГРН, установлено, что место несанкционированной свалки ТКО и ТБО участок (контур 1, контур 2, контур 3) расположено на четырех земельных участках, сведения о границах, которых, внесены в единый государственный кадастр недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , адрес: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато», площадь 33580 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства правообладатели: Кузнецов В.А. (1/2 долевая собственность) с <дата>, Меленберг Ю.В. (1/2 долевая собственность) с <дата>;

- земельный участок с кадастровым номером , адрес: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато», участок ; площадь - 44002 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства; правообладатель: Зиновьев А.Л. с <дата>;

- земельный участок с кадастровым номером , адрес: Красноярский край, <адрес>, ориентир урочище «Шумковское плато», уч. 2, площадь - 44000 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства; правообладатель: Кривов П.Г. с <дата>;

- земельный участок с кадастровым номером адрес: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато» на территории СПК «Березовский», уч. ; площадь - 48167 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства; правообладатель Зиновьев А.Л. с <дата>.

В результате анализа актуальной информации, содержащейся в ЕГРН, установлено, что определенное месторасположение свалки ТКО и ТБО участок расположено на двух земельных участках, сведения о границах, которых внесены в единый государственный кадастр недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , адрес: Красноярский край, <адрес>, СПК «Березовский», юго-восточнее п. Березовка, контур пашни ; площадь - 52500 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства; правообладатель Халтурина С.В. с <дата>;

- земельный участок с кадастровым номером , адрес: Красноярский край, <адрес>, СПК «Березовский», юго-восточнее п. Березовка, контур пашни ; площадь - 52500 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства; правообладатель ФИО3 с <дата>.

Также отдельным локальным контуром, не входящим в кадастровый квартал , и расположенном в границах смежного кадастрового квартала , расположены бетонные плиты, остатки конструкций ЖБИ на земельном участке с кадастровым номером , адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 3-й км автодороги «Березовка - Маганск», справа в сторону движения в <адрес>, в 1-2,4 км, часть контура сенокосов , 125, 126, 127, 128, 129, часть контура пастбищ , 147, 145, 150, 149. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, <адрес>; площадь 369291 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства; правообладатель открытое акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК -13)» с <дата> года

При проведении визуального обследования на местности установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами - не имеют выраженных границ и закрепления на местности объектами искусственного происхождения, освоение и ведение деятельности в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков: для ведения личного подсобного хозяйства и сельскохозяйственного производства - не осуществляется.

В ходе проведения инструментального (геодезического) координирования фактических характерных поворотных точек границ места размещения несанкционированных свалок ТКО, расположенных: Красноярский край, <адрес>, к югу от Шинного кладбища и визуальном обследовании местности с фотофиксацией фактических границ свалок ТКО, выраженных на местности ТКО и ТБО, определено фактическое местоположение, по состоянию на дату экспертного осмотра и инструментального (геодезического) обследования: <дата> материалы фотофиксации материалы фотофиксации, Схема 1.

При проведении анализа результатов натурного выезда на объект исследования с установлением границ на местности места захламления территории бытовыми и промышленными отходами, выполненного способом инструментального (геодезического) координирования и последующей камеральной обработки полученных измерений, установлено: объект исследования: место размещения несанкционированной свалки ТКО на момент проведения экспертного исследования <дата> расположен на равнинной поверхности земли, представляет собой площадку без ограждения, конфигурация территории определяется складированными бытовыми и промышленными отходами, имеет непосредственное примыкание к полевой (грунтовой) дороге. Вещественный состав существующей свалки: картон, бумага, ветошь, деревянная мебель, доски, черный металл, кости, стекло, жестяные и алюминиевые банки, различные полимерные изделия от пищевой продукции (пластик, полиэтилен, пропилен), пищевые отходы, арматура, различный строительный мусор (осколки бетона и железобетона, остатки штукатурки и т.д.). В ходе проведенного экспертного исследования, выполненного способом инструментального обследования на местности, с проведением геодезического координирования характерных поворотных точек, определены координаты (X и У) в местной системе координат - МСК 167 (Таблица 2, Таблица, 3,Таблица 4, Таблица, 5, Таблица 6, Таблица 7) места размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления в границах кадастрового квартала графическим изображением на Схеме 1 «Графическое изображение местоположения размещения несанкционированной свалки ТКО в кадастровом квартале Согласно данным программе Google Earth, с помощью которой можно просматривать трехмерную модель Земли, аэро- и космоснимки высокого разрешения и различные слои данных в разный период времени, проанализированы весенние, летние и осенние периоды с июля 2011 по август 2022 года, установлено, в границах места размещения несанкционированных свалок ТКО, в указанные периоды времени визуализируется постоянное местоположение на местности места захламления территории бытовыми и промышленными отходами, которое, в том числе, установлено и при экспертном исследовании на местности <дата>. Местоположение несанкционированных свалок ТКО, в том числе относительно земельных участков, расположенных в кадастровом квартале идентифицированных на аэро- и космоснимках высокого разрешения и при экспертном исследовании на местности <дата> - идентично и подтверждает конфигурацию и местоположение на местности места захламления территории бытовыми и промышленными отходами в разные периоды времени (2011-2022 годы).

Также экспертами определено, что кадастровый квартал полностью расположен в границах муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района Красноярского края, границы которого содержатся в сведениях ЕГР. Границы муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района Красноярского края установлены законом Красноярского края от <дата> «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и находящихся в его границах иных муниципальных образований».

В ходе проведения сравнительного исследования выявлены пересечения (наложения) установленных (определенных) границ (частей границ) места размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления:

1. свалка (контур 1 общей площадью 1410 кв.м, контур 2, общей площадью 196 кв.м, контур 3 общей площадью 1118 кв.м) (таблица 8, таблица 9, таблица 10, таблица 11, таблица 12, таблица 13, схема 2):

- Участок контур 1 (1148.0 кв.м) - с границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато» (правообладатели Кузнецов В.А. и Меленберг Ю.В.) (таблица 8):

- Участок контур 1 (257 кв.м) - с землями неразграниченной государственной (муниципальной) собственности кадастрового квартала , расположенного в границах муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района Красноярского края (таблица 9);

- Участок контур 1 (5 кв.м) - с границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато», участок (правообладатель 3иновьев А.Л.) (таблица 10);

- Участок контур 2 (114.0 кв.м) - с границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато», участок (правообладатель Зиновьев А.Л.) (таблица 11);

- Участок контур 2 (82 кв.м) - с границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато», участок (правообладатель Зиновьев А.Л.) (Таблица 12);

- Участок контур 3 (1118.0 кв.м) - полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу Красноярский край, <адрес> (правообладатель Кривов П.Г.) (таблица 13);

2. свалка участок , общей площадью 2188 кв.м (таблица 14, таблица 15, таблица 16, схема 2):

- Участок (458.0 кв.м) - с границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес>, СПК «Березовский», юго-восточнее п. Березовка, контур пашни (правообладатель Халтурина С.В.) (таблица 14);

- Участок (1579.0 кв.м.) - с границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес>, СПК «Березовский», юго-восточнее п. Березовка, контур пашни (правообладатель ФИО3) (таблица 15);

- Участок (151 кв.м) - с землями неразграниченной государственной (муниципальной) собственности кадастрового квартала , расположенного в границах муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района Красноярского края (таблица 16).

Локальный контур (295 кв.м) - с границами земельного участка с кадастровым номером , находящимся в смежном кадастровом квартале (правообладатель ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (1ГК-13)» (таблица 17).

Суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта, заключение от 16 ноября 2022 года отвечает требованиям ст. 67, ч. 2 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, является полным, объективным, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате их выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Эксперт имеет соответствующую квалификацию, длительный стаж работы, был предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, сторонами суду не представлено. Из текста экспертного заключения следует, что экспертом учитывались все имеющие значение для дела обстоятельства.

При этом, доводы представителя ответчика - АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» Пасканной О.Е., изложенные в отзыве на исковое заявление о том, что уведомление о дате и времени проведения экспертизы было направлено участникам гражданского дела с указанием адресов электронных почт, вместе с тем, уведомление о проведении землеустроительной экспертизы АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» не поступало, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с положениями ст. 85 ГПК РФ эксперт не обязан извещать стороны о времени и месте проведения экспертного исследования. Факт не извещения экспертом ответчика о возможности участия в проведении экспертизы, сам по себе не ставит под сомнение выводы судебной экспертизы и основанием для признания заключения экспертизы недопустимым доказательством по делу не является.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что, если иное не предусмотрено законом или договором, ответственность за надлежащее и безопасное содержание имущества несет собственник, а соответственно, ущерб, причиненный вследствие ненадлежащего содержания имущества, подлежит возмещению собственником, если он не докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

На основании изложенного, поскольку представленными истцом доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях, расположенных в границах муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района Красноярского края, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией п. Березовка <адрес> Красноярского края (согласно экспертизе - участок контур 1 (257 кв.м) - с землями неразграниченной государственной (муниципальной) собственности кадастрового квартала , расположенного в границах муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района Красноярского края и участок (151 кв.м) - с землями неразграниченной государственной (муниципальной) собственности кадастрового квартала , расположенного в границах муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района Красноярского края), собственник твердых коммунальных и строительных отходов не установлен, при этом осуществление мероприятий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов фактически является обязанностью органа местного самоуправления, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края и возложении на администрацию п. Березовка <адрес> Красноярского края обязанности ликвидировать свалку твердых коммунальных и строительных отходов, расположенных в границах участков , в кадастровом квартале , по следующим координатам поворотных точек:

Свалка твердых коммунальных отходов, расположенная в границах земельных участков с кадастровым номером , принадлежащих на праве собственности ответчику Зиновьев А.Л., также подлежит ликвидации собственником земельного участка, поскольку земельные участки кому-либо в аренду либо в пользование на ином основании не переданы, собственник объекта размещения отходов на указанном земельном участке, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, не установлены, обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственника земельного участка, с учетом места расположения свалки и характера, находящихся на ней отходов, по следующим координатам поворотных точек:

Свалка твердых коммунальных отходов, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером принадлежащем на праве собственности ответчику Кривов П.Г., подлежит ликвидации собственником земельного участка, по следующим координатам поворотных точек:

природопользования Красноярского края к администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края, Кузнецов В.А., Меленберг Ю.В., Зиновьев А.Л., Кривов П.Г., Халтурина С.В., ФИО3, АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика - АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» ФИО9, что уборка земельного участка, находящегося в собственности Общества производится регулярно, до проведения судебной экспертизы, в период с <дата> по <дата> производились работы по уборке земельного участка с кадастровым о чем свидетельствует отчет и фотоматериал, не опровергают выводы суда о наличии на указанном земельном участке несанкционированной свалки, что подтверждается материалами дела, а также заключением судебной землеустроительной экспертизы от <дата>,.

Между тем, поскольку на момент рассмотрения спора несанкционированная свалка не ликвидирована, то защита прав неопределенного круга лиц осуществляется путем возложения на ответчиков обязанности исполнить нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, то есть обеспечивается судебным решением.

Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений, суд приходит к выводу об установлении ответчикам срока для устранения нарушений законодательства не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, который является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 Гражданского процессуального кодекса, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края, Кузнецов В.А., Меленберг Ю.В., Зиновьев А.Л., Кривов П.Г., Халтурина С.В., ФИО3, АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных и строительных отходов, удовлетворить.

Возложить на администрацию поселка Березовка Березовского района Красноярского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных и строительных отходов на территории земельного участка в границах кадастрового квартала , по следующим координатам поворотных точек:

Возложить на Кузнецов В.А., Меленберг Ю.В. обязанность в солидарном порядке в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато», по следующим координатам поворотных точек:

Возложить на Зиновьев А.Л. обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато», на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес>, урочище «Шумковское плато» по следующим координатам поворотных точек:

Возложить на Кривов П.Г. обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу Красноярский край, <адрес> по следующим координатам поворотных точек:

Возложить Халтурина С.В. обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, Березовский район, СПК «Березовский», юго-восточнее п. Березовка, контур пашни по следующим координатам поворотных точек:

Возложить на Хасиев Х.Ш. обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Красноярский край, <адрес>, СПК «Березовский», юго-восточнее п. Березовка, контур пашни , по следующим координатам поворотных точек:

Возложить на АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером следующим координатам поворотных точек:

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                      С.В. Есина

2-6/2023 (2-150/2022; 2-1622/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
ОАО "Енисейская территорияаьная генерирующая компания (ТГК-13)
Зиновьев Александр Львович
Кузнецов Вадим Анатольевич
Халтурина Светлана Вениаминовна
Кривов Павел Георгиевич
Хасиев Харон Шапаевич
Меленберг Юлия Валериевна
Администрация п. Березовка Березовского района Красноярского края
Администрация Березовского района Красноярского края
Другие
ООО "РостТех"
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Есина С.В.
Дело на странице суда
berez.krk.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.08.2021Предварительное судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
25.11.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
03.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Судебное заседание
16.09.2022Судебное заседание
29.11.2022Производство по делу возобновлено
12.12.2022Судебное заседание
09.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее