33-2960/2018 судья Жаворонкова О.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
21 ноября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Костиной Ольги Владимировны на решение Советского районного суда г.Рязани от 4 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Костиной Ольги Владимировны к Министерству образования и молодежной политики Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, – отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения Костиной О.В., представителя Министерства образования и молодежной политики Рязанской области по доверенности – Ситниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Костина О.В. обратилась в суд с иском к Министерству образования Рязанской области о признании права на включение список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ее мать ФИО25 на основании решении суда была лишена родительских прав в отношении пятерых детей, включая истца.
Тем же решением несовершеннолетние дети были отобраны у отца.
При направлении в детский дом за ними была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, общей площадью 60,3 кв.м.
В указанной квартире зарегистрировано девять человек, что составляет по 6,7 кв.м на каждого проживающего в данной квартире человека, при учетной норме 12 кв.м общей площади на одного человека.
Другого недвижимого имущества истец не имеет.
Приказом от 26.03.2018г. № ответчик отказал ей во включении в указанный список, с чем она не согласна, в связи с этим просила суд признать за ней право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и обязать ответчика включить ее в указанный список.
В дальнейшем истец Костина О.В. уточнила заявленные исковые требования и просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области № от 06.09.2017г. (в ред. от 02.10.2017) «Об организации центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области» с 01.01.2018г. Министерство образования Рязанской области переименовано в Министерство образования и молодежной политики Рязанской области.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Костина О.В. просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность, поскольку судом не учтено, что пп.3 п.4 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено право на обеспечение специализированным жильем сирот, если общая площадь занимаемого ими жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения; закрепленное за истцом жилое помещение имеет общую площадь 60,3 кв.м, в том числе жилую – 37,4 кв.м, в нем зарегистрировано девять человек, в связи с чем на каждого проживающего в данной квартире приходится 6,7 кв.м; вывод суда об утрате права лицами, предусмотренными Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на обеспечение жильем по достижении 23-летнего возраста, противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2011г. № 746-О.
В письменных возражениях Министерство образования и молодежной политики Рязанской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица- администрации муниципального образования – Ряжского муниципального района Рязанской области, о слушании дела извещен, о причинах неявки не сообщил. На основании ч.3 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В суде апелляционной инстанции истец Костина О.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика – Министерства образования и молодежной политики Рязанской области – Ситникова Н.А. – возражала по доводам апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что истец Костина О.В.(девичья фамилия – ФИО9) ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Её мать - ФИО6 была лишена родительских прав в отношении истца решением Ряжского районного народного суда Рязанской области от 03.09.1993г., тем же решением суда она отобрана от отца - ФИО13 и передана на воспитание органам опеки и попечительства, после чего помещена в Рыбновский детский дом Рязанской области.
Постановлением главы администрации г.Ряжска Рязанской области от 13.09.1993г. № за ФИО9 в числе других детей Шашковых закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, где они проживали с родителями.
17 ноября 2017г. Костина О.В. обратилась с заявлением в Министерство образования Рязанской области о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Письмом Министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 12.01.2018г. № ей разъяснен порядок обращения с такими заявлениями и рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по адресу: <адрес>.
24 февраля 2018г. она обратилась в администрацию муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Рязанской области № от 06.03.2018г. Костиной О.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку представленные документы не подтверждают права на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и непредставлением документов, перечень которых установлен Правительством Рязанской области, о чем заявителю сообщено письмом от 28.03.2018г. № ЕВ/12-2539.
Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (ред. от 29.02.2012г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ (ред. от 25.12.2012г.).
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд, признав Костину О.В. относящейся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, пришел к выводу о том, что прав на обеспечение специализированным жилым помещением она не имеет, поскольку имеет закрепленное за ней жилое помещение, которое не признано непригодным, и не установлен факт невозможности проживания в нем истца, кроме того, возраст истца на момент обращения с заявлением о предоставлении ей жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, превысил 23 года, в связи с чем Костина О.В. утратила право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для признания решения районного суда незаконным в силу следующего.
В период, когда Костина О.В. достигла возраста совершеннолетия, действовал Жилищный кодекса РСФСР, положения ст.28 которого предусматривали, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР; жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Положения п.2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР устанавливали, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей в 2004г., предусматривалось, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 1 марта 2005г. стал действовать Жилищный кодекс РФ, частью 2 статьи 49 которого предусматривается, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 3 той же статьи установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующей в редакции 2004г., было установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29.02.2012г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 1 января 2013г. в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми п.2 ч.2 ст.57 утратил силу, была введена ст.109.1, предусматривающая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1).
Тем же законом изменена редакция ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу п.1 указанной статьи, в редакции, действующей с 1 января 2013г., предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ предусматривалось, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
С того же времени изменился порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и вид жилищного фонда, из которого предоставляются жилые помещения указанной категории граждан.
Вместе с тем, как по ранее действовавшему законодательству, так и в настоящее время (абзац 4 статьи 1 и пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривались и предусматриваются для указанных лиц, не достигших возраста 23 лет; предоставление жилых помещений производилось и производится при условии письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении и при условии нуждаемости в жилом помещении.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из представленных истцом документов усматривается, что Костина О.В. (девичья фамилия – ФИО9) с 22.07.2006г. по 13.08.2013г. находилась в браке с ФИО10, от которого имеет сына ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с 09.10.2015г. состоит в браке с ФИО12, от которого имеет сына ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 30.05.2005г. Костина О.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, то есть в жилом помещении, закрепленном за ней органом местного самоуправления. Указанная квартира имеет общую площадь 60,3 кв.м.
В настоящее время помимо истца в квартире зарегистрированы еще 9 человек:
отец ФИО13 – с 26.11.1993г.,
сестра ФИО14 – с 04.04.1997г.,
брат ФИО16 – с 20.10.2004г.,
сестра ФИО16 – с 18.07.2007г.,
брат ФИО17 – с 25.11.2008г.,
племянница ФИО18 – с 28.11.2008г.,
племянник ФИО19 – с 31.07.2015г.,
сын ФИО20 – с 09.04.2016г.,
племянник ФИО21 – с 21.07.2016г.
На момент регистрации истца в закрепленном жилом помещении и до достижения возраста 23 лет в соответствии действующим на тот момент законодательством у Костиной О.В. отсутствовали правовые основания для обеспечения её жилым помещением в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, в действующей на тот момент времени редакции.
Кроме того, на момент регистрации согласно представленной Костиной О.В. справке, в квартире были зарегистрированы 4 человека, на каждого из которых приходилось 15,07 кв.м общей площади, то есть нуждающейся она не являлась.
Нуждающейся в улучшении жилищных условий Костина О.В. стала после регистрации в квартире брата ФИО17, то есть с 25.11.2008г.
Однако, как установлено судом, она до 17.11.2017г. не обращалась с заявлением и не была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, в том числе как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Новая редакция Федерального закона № 159-ФЗ, действующая в настоящее время, позволяющая признать невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп.3 п.4 ст.8), не может быть применена к истцу Костиной О.В., поскольку с 2009г. она перестала относится к категории граждан, установленных данным законом, на которых распространяется социальная гарантия, установленная данным законом.
По указанным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы Костиной О.В. о необоснованном применении по данному делу пп.3 п.4 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2011г. № 746-О-О, согласно которой закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8), не является основанием к отмене обжалуемого судебного решения, поскольку истец, достигший возраста 31 года на момент обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не обращавшийся до указанного времени за реализацией гарантии, установленной Федеральным законом № 159-ФЗ, утратил условие получения такой социальной поддержки на момент этого обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 4 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Костиной Ольги Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи