Дело №2а-442/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«01» февраля 2019 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чегодаевой О.П.,
при секретаре судебного заседания Камалетдиновой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Крюкову А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Крюкову А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствам до получения им медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами; возложении обязанности сдать водительское удостоверение в МРЭОГИБДД МВД УР, где хранить до получения административным ответчиком медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.
Требование мотивировано тем, что согласно информации предоставленной УГИБДД МВД по УР Крюков А.В. имеет действующее водительское удостоверение сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Согласно информации, представленной БУЗ УР РНД МЗ УР, Крюков А.В. состоит в указанном учреждении под диспансерным наблюдением с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом, препятствующим ему управлению транспортным средством. Деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, может повлечь причинение в будущем вреда жизни, здоровью граждан, а также их имуществу, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. В связи с изложенным деятельность ответчика, связанная с управлением транспортными средствами, подлежит прекращению.
В судебном заседании старший помощник прокурора Устиновского района г.Ижевска Семёнова А.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель УГИБДД МВД УР в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Крюков А.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещался судом по месту жительства (регистрации). Судебная корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, возвратилась в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения корреспонденции.
Соблюдение органами почтовой связи порядка вручения предназначенного для ответчика почтового отправления, установленного п.36 Правил оказания услуг почтовой связи и п.3.4 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», свидетельствует о надлежащем извещении административного ответчика о принятии настоящего административного дела к производству судом.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 года № 4812-VIII), лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Таким образом, Крюков А.В., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в суд не явился, сведений о причинах неявки в судебные заседания и доказательства уважительности причин неявки не представил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, возражений в письменной форме по существу административного искового заявления не представил.
Неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в том числе права на предоставление суду возражений по иску и доказательств в их подтверждение, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Суд, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного ответчика и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный Закон № 196-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 того же Федерального закона одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.23 Федерального закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона № 196-ФЗ наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами являются одним из условий получения права на управление транспортными средствами.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик, являются основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья лица, управляющего транспортным средством.
Управление лицами, имеющими медицинские противопоказания, транспортными средствами, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В соответствии со ст. 23.1 данного Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Управление транспортным средством при указанных заболеваниях возможно лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. № 377 лица, страдающие заболеванием «наркомания, алкоголизм, токсикомания» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе быть водителями транспортных средств категории «А, В, С, Д, Е».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии. Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия – это выздоровление.
Согласно Порядку диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1034н) диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Диспансерное наблюдение проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии-наркологии", врачами-психиатрами-наркологами, при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии; не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1); если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Обязательным условием признания больного не нуждающимся в профилактическом наблюдении и снятии его с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией является соблюдение им правил нахождения на таком учете, а именно выполнение больным всех назначений лечащего врача, соблюдение сроков явок в наркологические учреждения (подразделения), систематичность осмотров больного врачом-наркологом.
Ограничение права управления транспортным средством вследствие наличия такого заболеваний как <данные изъяты>, предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», согласно которому <данные изъяты> (код заболевания №), являются противопоказаниями к управлению транспортными средствами.
Из материалов дела следует, что Крюков А.В. имеет право на управление транспортными средствами категории "В" на основании водительского удостоверения №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ выдано МРЭО ГИБДД МВД по УР (сообщение ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ.), с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом <данные изъяты>
Из сообщения БУР УР РНД МЗ УР № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Крюков А.В. состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты> Имеет медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, до снятия с диспансерного наблюдения в связи с ремиссией.
Крюков А.В. в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований и обстоятельств, положенных в основу административного искового заявления, не представил, доказательств в подтверждение прохождения специального лечения и полного выздоровления, а также принятия компетентным медицинским учреждением решения, свидетельствующего о допуске ответчика к осуществлению водительской деятельности, ответчиком суду не представлено.
Как было указано выше, согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. № 377, для водителей авто-, мототранспортных средств общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии).
Следовательно, наличие заболеваний, указанных в Перечне, при отсутствии стойкой ремиссии (выздоровления) служит основанием в соответствии со ст.28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что совокупность представленных в деле доказательств подтверждает факт наличия у Крюкова А.В. заболевания, отнесенного законом к категории препятствующих ему управлять транспортными средствами до наступления стойкой ремиссии.
При наличии имеющегося заболевания управление Крюковым А.В. транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В соответствии с действующим гражданским законодательством транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, а их использование - к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).
Согласно ст.24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При этом прекращение права Крюкова А.В. на управление транспортными средствами согласуется с положениями п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 8 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 г. № 1191, хранение водительского удостоверения лица, действие права на управление транспортными средствами которого прекращено в связи с выявленными медицинскими противопоказаниями осуществляется в подразделении Госавтоинспекции. В последующем водительское удостоверение может быть возвращено соответствующему лицу без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения об отсутствии у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Устиновского района г.Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Крюкову А.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования город Ижевск государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Устиновского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Крюкову А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Крюкова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес> на управление транспортными средствами, предоставленное ему на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД МВД по УР сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, до получения им медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.
Обязать Крюкова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения сдать водительское удостоверение №, выданное МРЭО ГИБДД МВД по УР ДД.ММ.ГГГГ, в отделение экзаменационной работы МРЭО ГИБДД МВД по УР по адресу: г.Ижевск, ул.Воткинское шоссе, 1А.
Взыскать с Крюкова А.В. в доход муниципального образования город Ижевск госпошлину в размере 300 руб. (Триста руб.).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики. В окончательной форме решение принято «05» февраля 2019г.
Судья О.П. Чегодаева