Дело № 2-1336/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Медведево 27 ноября 2018 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре Ветлужских Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якуниной К.А. к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Якунина К.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», Министерству образования и науки Республики Марий Эл, в котором просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл по предоставлению ей жилого помещения специализированного жилищного фонда, обязать данного ответчик предоставить истцу из специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в срок до <...> года, признать бездействие Министерства образования Республики Марий Эл по включению в бюджет необходимых денежных средств и направлению их администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» для предоставления истцу жилого помещения незаконным и обязать устранить допущенные нарушения, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В обоснование иска указано, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от
<...> года истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. В нарушение ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец до настоящего времени жильем не обеспечена.
Определением судьи от 17 сентября 2018 года отказано в принятии искового заявления Якуниной К.А. к Министерству образования и науки Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении в бюджет необходимых денежных средств, ненаправлении их администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» для предоставления истцу жилого помещения и обязании устранить данные нарушения.
В судебном заседании истец Якунина К.А., ее представитель Якунин С.Г., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, исковые требования к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» поддержали, пояснили, что исключение истца из списка после подачи иска по основанию изменения места жительства является незаконным, противоречит требованиям законодательства.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл по доверенности Абрамова В.В. исковые требования не признала, суду пояснила аналогично приведенному в возражениях на иск, дополнив, что истец постановлением администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от <...> года № ... исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями по Медведевскому району на основании подп. 3 п. 15 ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку изменила место жительства.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, личного дела Якуниной К.А., суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Якунина (до регистрации брака
<...> года Фридрих) К.А., <...> года года рождения, относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, поскольку решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 мая 2008 года ее родители лишены в отношении нее родительских прав.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от <...> года № ... истцу назначен опекун, за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ...
....
Согласно акту администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от <...> года № ... признано невозможным проживание истца в указанном жилом помещении, в связи с тем, что она не является собственником жилого помещения.
Решением администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от <...> года № ... истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Постановлением администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от <...> года № ... истец исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на основании подп. 3 п. 15 ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по причине выезда на новое место жительства за пределы территории муниципального образования, в котором она включена в список.
Действительно, имеющимися в материалах дела документами и паспортом истца подтверждается, что с <...> года по <...> года она была зарегистрирована по адресу: ...,
.... С <...> года истец зарегистрирована по адресу: ...
....
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 указанного закона).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 8).
В соответствии с п. 9 ст. 8 вышеназванного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 1, 4 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разработанного в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 3 указанного закона специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В случае невозможности предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл с согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте соответствующего муниципального образования, на территории которого находится их место жительства (абз. 1 ч. 2 ст. 3 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» Республика Марий Эл передает органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая, в том числе формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений. Отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных образований, в том числе Медведевский муниципальный район.
Из анализа вышеприведенного правового регулирования следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием органа местного самоуправления и возлагается на исполнительные органы местного самоуправления, предоставление жилья носит заявительный характер.
Абзацем 3 пункта 14 ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случая: их выезда на новое место жительства за пределы территории муниципального образования, в котором они включены в список.
В соответствии с п. 14 ст. 2 Закона Республики Марий Эл включение в список по новому месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со сменой места их жительства с одного муниципального образования в Республике Марий Эл на другое муниципальное образование в Республике Марий Эл и исключение из списка по предыдущему месту их жительства осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 ноября 2014 года № 581 утвержден Порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, по новому месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со сменой места их жительства с одного муниципального образования в Республике Марий Эл на другое муниципальное образование в Республике Марий Эл и исключения из списка по предыдущему месту их жительства, который определяет механизм включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - список), по новому месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со сменой места их жительства с одного муниципального образования в Республике Марий Эл на другое муниципальное образование в Республике Марий Эл и исключения из списка по предыдущему месту их жительства.
В силу п. 6 указанного Порядка орган местного самоуправления по новому месту жительства гражданина в течение пяти рабочих дней со дня получения всех документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего Порядка, направляет в орган местного самоуправления по предыдущему месту жительства гражданина письменный запрос об исключении гражданина из списка по предыдущему месту жительства и о передаче документов, связанных с включением гражданина по предыдущему месту его жительства в список, и заверенной в установленном порядке копии решения органа местного самоуправления по предыдущему месту жительства гражданина об исключении его из этого списка.
При наличии гражданина в списке по предыдущему месту жительства, указанному заявителем, орган местного самоуправления по предыдущему месту жительства гражданина, указанному заявителем в течение десяти рабочих дней со дня получения письменного запроса и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, принимает решение об исключении гражданина из списка (п. 7 Порядка).
Оценив указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исключение из списка лиц, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещение возможно только в указанном порядке, факт изменения места жительства не является безусловным основанием для исключения из списка, в связи с чем действия ответчика по исключению истца из списка не могут быть признаны соответствующими требованиям закона.
Доводы ответчика о том, что данное положение закона действует только при подаче лицом самостоятельно соответствующего заявления, судом не принимаются во внимание, поскольку буквальное содержание указанных положений закона не свидетельствует об этом.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о наличии прав истца на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости отсутствуют (уведомление от <...> года), из имеющейся в материалах личного дела справки Йошкар-Олинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что истец не значится собственником жилых помещений.
Таким образом, судом установлено, что истец относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, ее исключение из соответствующего списка осуществлено с нарушением положений закона. Необеспечение истца до настоящего времени жилой площадью нарушает ее права, предусмотренные действующим законодательством.
Отсутствие свободных специализированных жилых помещений, а также материальных и финансовых ресурсов на выполнение администрацией соответствующих государственных полномочий не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах, на основании вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл, учитывая, что в настоящее время истец не обеспечена жилым помещением, иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, истец не имеет, что подтверждается материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
Вместе с тем требования искового заявления о предоставлении жилого помещения к определенному сроку удовлетворены быть не могут, поскольку законом для данной категории лиц установлен внеочередной порядок предоставления жилья.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов.
При подаче иска истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая на основании ст.ст. 88, 98 ГПК РФ подлежит взысканию в ее пользу с ответчика.
Статьи 98 и 100 ГПК РФ устанавливают, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, а также расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что основании договора от <...> года Сидельников Д.Ю. оказал истцу услуги по анализу информации по вопросу предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда, составил исковое заявление. Стоимость услуг по договору - 10 000 рублей, которые оплачены, что следует из п. 4 акта оказанных услуг от <...> года.
Учитывая, что в принятии искового заявления в части требований судом отказано, принимая во внимание фактически выполненный представителем объем работы, суд полагает соответствующей требованиям разумности сумму компенсации в счет оплаты услуг представителя в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Якуниной К.А. к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл по непредоставлению Якуниной К.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения незаконным и обязать администрацию муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл предоставить Якуниной К.А. из специализированного жилого фонда благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Взыскать с администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл в пользу Якуниной К.А. уплаченную госпошлину в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.
В остальной части исковые требования Якуниной К.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Н. Смышляева
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2018 года.