Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2018 года г.Рязань
Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Эктова А.С., при секретаре Заверуха Т.С., с участием помощника прокурора Советского района г.Рязани Табаковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Прокурора Советского района г.Рязани в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Осипову Александру Александровичу о прекращении действия права на управление транспортным средством
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г.Рязани обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Осипову А.А., в котором просил прекратить действие его права на управление транспортным средством на основании водительского удостоверения серии № от 02 ноября 2004 года, ссылаясь на наличие у последнего заболевания «наркомания» с диагнозом «Синдром зависимости вызванный употреблением психостимуляторов», который является противопоказанием к управлению источника повышенной опасности.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям и просил их удовлетворить.
Суд, выслушав объяснения прокурора, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просившего, доказательств уважительности причин неявки не представлявшего, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу прямого предписания ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
По смыслу положений ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в контексте правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в случае реализации такого способа защиты гражданских прав прокурором, исполняющим публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица, судебный контроль за соблюдением прав гражданина, осуществляется в порядке административного судопроизводства.
Так, реализация участником дорожного движения, своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон о безопасности дорожного движения)).
Как следует из положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о безопасности дорожного движения, право гражданина на управление транспортным средством не является имущественным (гражданским) правом, обладающим оборотоспособностью в рамках гражданско-правовых сделок, поскольку его выдача связана с обеспечением безопасности дорожного движения, не основанном на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности его участников.
В ст. 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, указано, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ст. ст. 5, 23, 23.1 Закона о безопасности дорожного движения, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств на предмет определения у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности, то есть заболеваний (состояний), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, относится к мероприятиям медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Статьей 45 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, установлены, в том числе для лиц, больных наркоманией.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 утвержден «Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности» (далее по тексту – Перечень), которым наркомания (в том числе психическое расстройство и расстройство поведения, связанное с употреблением психоактивных веществ - F15.2)) (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) отнесена к противопоказаниям на осуществление деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в то числе быть водителем авто-мототранспортных средств категорий А, В, С, D, E.
В соответствии с Перечнем и приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР № 704 от 12 сентября 1988 года «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» для больных наркоманией срок стойкой ремиссии устанавливается в случае выполнения всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, по истечению 5 лет. Срок профилактического наблюдения лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, составляет 1 год.
Снятие лица с диспансерного учета в случае стойкой ремиссии (выздоровления) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной, а прекращение профилактического наблюдения - в аналогичном порядке, при длительном (в течение года) прекращении употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
В силу положений абз. 3 п. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, существенное значение имеет наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии (выздоровления).
Из материалов дела усматривается, в том числе подтверждается копией письма УГИБДД УМВД России по Рязанской области №<данные изъяты>от 22 августа 2018 года, что Осипову А.А., дд.мм.гггг. года рождения, выдавалось водительское удостоверение серии <данные изъяты> от 02 ноября 2004 года.
Согласно сведениям ГБУ РО «Областной клинический наркологический диспансер» от 22 августа 2018 года Осипов А.А., <данные изъяты> года рождения, состоит на учете в ГБУ РО «Областной клинический наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости вызванный употреблением психостимуляторов» по настоящее время, а также данное заболевание является противопоказанием к управлению автотранспортным средством.
Доказательств обратного, а именно снятия с диспансерного учета по основаниям выздоровления, а тем более соответствия состояния здоровья предъявляемым законом требованиям, административным ответчиком Осиповым А.А. в суд представлено не было.
При таком положении дела, то есть при наличии у административного ответчика относящегося к противопоказаниям к управлению источником повышенной опасности заболевания F15.2, то есть психического расстройства и расстройства поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ (наркомания), при отсутствии стойкой ремиссии (выздоровления), действие ранее выданного ему права на управление транспортным средством (водительского удостоверения) подлежит прекращению.
По смыслу положений ст. ст. 180, 182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом того, что государственный надзор в области безопасности дорожного движения относится к исключительной компетенции органов Госавтоинспекции, копия решения подлежит направлению для сведения в соответствующий территориальный орган, указание на что, должно содержаться в резолютивной части судебного акта,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Прокурора Советского района г.Рязани в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Осипову Александру Александровичу о прекращении действия права на управление транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортным средством у Осипова Александра Александровича, <данные изъяты>года рождения, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.
Решение суда направить в УГИБДД УМВД России по Рязанской области для сведения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья