Решение по делу № 2-5168/2015 от 10.06.2015

Дело № 2-5168/2015

Решение

Именем Российской Федерации

09 декабря 2015 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.

при секретаре Савостиной Ю.М.,

с участием представителя истца Жиляева Б.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моценко А.Ф. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

Установил:

Моценко А.Ф. обратилась в суд с иском к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ссылаясь, что является собственником квартиры в индивидуальном жилом доме общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Решением комиссии Правительства Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в предоставлении компенсации истцу было отказано по причине завышения оценки имущества, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Брянской области. По изложенным основаниям, истец просила суд признать за ней право на получение компенсации за квартиру расположенную по адресу: <адрес>; признать квартиру, принадлежащую ей на праве собственности и расположенную по адресу: <адрес>, утраченным имуществом; обязать ответчика Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...>.

В судебном заседании представитель истца Жиляев Б.О. уменьшил исковые требования, просил признать за Моценко А.Ф. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...> на основании экспертного заключения ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки».

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителей ответчиков Департамента строительства и архитектуры Брянской области, Правительства Брянской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года

Гражданам, имевшим по состоянию на 01.01.1994 г. жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> серии №... квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., принадлежит на праве собственности Моценко А.Ф., основанием возникновения права собственности является договор на передачу квартиры в собственность граждан от <дата>№...

Согласно домовой книге Моценко А.Ф. в период с <дата> по <дата> проживала в квартире по адресу: <адрес>, площадь квартиры составляла <...> кв.м., то есть она имелась по состоянию на 1 января 1994 года

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, территория с. Денисковичи Злынковского района Брянской области была отнесена к зоне отселения.

Судом установлено, что Моценко А.Ф. с <дата> по <дата> была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>; с <дата> по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается удостоверением лица, добровольно выехавшего из зоны отселения от <дата> серии №..., справкой Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области от 15 октября 2014 года № 2112, справкой администрации Суражского района Брянской области от 28 октября 2014 года, сведениями о регистрации, содержащимися в паспорте истца, рапортом сотрудника МО МВД «Новозыбковский» от 03.07.2015г.; рапортом сотрудника ОП «Суражский» от 01.07.2015г.

Согласно справкам Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области № 2110 и № 2111 в квартире по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован, на баланс Денисковичского сельского поселения квартира не передавалась.

Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество.

Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС принято решение об отказе истцу в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с завышенной оценкой объекта, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Брянской области, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией (выписка из протокола заседания комиссии Департамента строительства и архитектуры Брянской области №108 от 27.03.2015 года).

Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). В ходе рассмотрения настоящего дела назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно экспертному заключению ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 31815 ОЦ от 09.11.2015 г. рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес> составляет <...>. Согласно проведенным исследованиям физический износ жилого дома составляет 34,22 %, что не превышает 65%, т.е. часть жилого дома (квартира) не является ветхой согласно постановлению Госстроя России от 20.02.2004 г. № 10. По данному параметру указанная квартира пригодна для проживания.

Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.

Допрошенный в судебном заседании эксперт В. показал, что выезжал на место, осматривал дом, подтвердил изложенные в заключении выводы.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.

На основании Приказа Минстроя России от 14.01.2015 № 5/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2015 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по Брянской области по состоянию на I квартал 2015 года составляла 26 975 рублей.

Согласно имеющимся в материалах дела документам общая площадь жилого дома по адресу: <адрес> составляет <...> кв.м., экспертным заключением ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 31815 ОЦ от 18.06.2015г. определена рыночная стоимость квартиры в размере <...>.

Стоимость 1 кв.м. дома, которую просит компенсировать истец, составляет 23 437 рублей (<...> рублей /<...> кв.м.).

Следовательно, судом установлено, что определенная экспертом стоимость за 1 кв.м. жилого помещения не превышает среднерыночной стоимости жилого помещения в Брянской области, установленной Приказом Минстроя России от 14.01.2015 № 5/пр.

При таких обстоятельствах, истец имеет право на получение компенсации в размере <...>.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п. 2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п. 6 и п. 11 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.

В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области № 689-п от 29.12.2014 года «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

Исходя из содержания вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Моценко А.Ф. удовлетворить.

Признать за Моценко А.Ф. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Моценко А.Ф. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...>.

После получения Моценко А.Ф. компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...>, ее право собственности на указанное имущество прекращается.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ильюхина О.Г.

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 декабря 2015 года.

2-5168/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Моценко А.Ф.
Ответчики
Департамент строительства и архитектуры Брянской области
Правительство Брянской области
Другие
Денисковичская сельская администрация
Управление Федерального казначейства по Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
10.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2015Передача материалов судье
15.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2015Судебное заседание
13.11.2015Производство по делу возобновлено
09.12.2015Судебное заседание
11.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2016Дело оформлено
02.02.2016Дело передано в архив
09.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее