Дело № 2-5168/2015
Решение
Именем Российской Федерации
09 декабря 2015 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.
при секретаре Савостиной Ю.М.,
с участием представителя истца Жиляева Б.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моценко А.Ф. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
Установил:
Моценко А.Ф. обратилась в суд с иском к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ссылаясь, что является собственником квартиры в индивидуальном жилом доме общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Решением комиссии Правительства Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в предоставлении компенсации истцу было отказано по причине завышения оценки имущества, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Брянской области. По изложенным основаниям, истец просила суд признать за ней право на получение компенсации за квартиру расположенную по адресу: <адрес>; признать квартиру, принадлежащую ей на праве собственности и расположенную по адресу: <адрес>, утраченным имуществом; обязать ответчика Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...>.
В судебном заседании представитель истца Жиляев Б.О. уменьшил исковые требования, просил признать за Моценко А.Ф. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...> на основании экспертного заключения ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки».
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителей ответчиков Департамента строительства и архитектуры Брянской области, Правительства Брянской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года
Гражданам, имевшим по состоянию на 01.01.1994 г. жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> серии №... квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., принадлежит на праве собственности Моценко А.Ф., основанием возникновения права собственности является договор на передачу квартиры в собственность граждан от <дата> № №...
Согласно домовой книге Моценко А.Ф. в период с <дата> по <дата> проживала в квартире по адресу: <адрес>, площадь квартиры составляла <...> кв.м., то есть она имелась по состоянию на 1 января 1994 года
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, территория с. Денисковичи Злынковского района Брянской области была отнесена к зоне отселения.
Судом установлено, что Моценко А.Ф. с <дата> по <дата> была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>; с <дата> по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается удостоверением лица, добровольно выехавшего из зоны отселения от <дата> серии №..., справкой Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области от 15 октября 2014 года № 2112, справкой администрации Суражского района Брянской области от 28 октября 2014 года, сведениями о регистрации, содержащимися в паспорте истца, рапортом сотрудника МО МВД «Новозыбковский» от 03.07.2015г.; рапортом сотрудника ОП «Суражский» от 01.07.2015г.
Согласно справкам Денисковичской сельской администрации Злынковского района Брянской области № 2110 и № 2111 в квартире по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован, на баланс Денисковичского сельского поселения квартира не передавалась.
Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество.
Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС принято решение об отказе истцу в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с завышенной оценкой объекта, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Брянской области, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией (выписка из протокола заседания комиссии Департамента строительства и архитектуры Брянской области №108 от 27.03.2015 года).
Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). В ходе рассмотрения настоящего дела назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 31815 ОЦ от 09.11.2015 г. рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес> составляет <...>. Согласно проведенным исследованиям физический износ жилого дома составляет 34,22 %, что не превышает 65%, т.е. часть жилого дома (квартира) не является ветхой согласно постановлению Госстроя России от 20.02.2004 г. № 10. По данному параметру указанная квартира пригодна для проживания.
Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.
Допрошенный в судебном заседании эксперт В. показал, что выезжал на место, осматривал дом, подтвердил изложенные в заключении выводы.
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
На основании Приказа Минстроя России от 14.01.2015 № 5/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2015 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по Брянской области по состоянию на I квартал 2015 года составляла 26 975 рублей.
Согласно имеющимся в материалах дела документам общая площадь жилого дома по адресу: <адрес> составляет <...> кв.м., экспертным заключением ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 31815 ОЦ от 18.06.2015г. определена рыночная стоимость квартиры в размере <...>.
Стоимость 1 кв.м. дома, которую просит компенсировать истец, составляет 23 437 рублей (<...> рублей /<...> кв.м.).
Следовательно, судом установлено, что определенная экспертом стоимость за 1 кв.м. жилого помещения не превышает среднерыночной стоимости жилого помещения в Брянской области, установленной Приказом Минстроя России от 14.01.2015 № 5/пр.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на получение компенсации в размере <...>.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п. 2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п. 6 и п. 11 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.
В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области № 689-п от 29.12.2014 года «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен Департамент строительства и архитектуры Брянской области.
Исходя из содержания вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Моценко А.Ф. удовлетворить.
Признать за Моценко А.Ф. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Моценко А.Ф. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...>.
После получения Моценко А.Ф. компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...>, ее право собственности на указанное имущество прекращается.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ильюхина О.Г.
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 декабря 2015 года.