Дело № 2-756/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.
при секретаре Смирновой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 23 марта 2017 года дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Коми тепловая компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, указывая, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды предприятиями, оказывающим услуги населению по тепло, - и водоснабжению на территории МО МР «Печора» Республики Коми. Проверкой установлено, что АО «Коми тепловая компания» в результате своей хозяйственной деятельности осуществляет выбросы вредных веществ в атмосферный воздух следующими источниками загрязнениями, которые эксплуатирует на основании договора аренды муниципального имущества №...- н/д от **.**.**, расположенными на территории МО СП «Чикшино» МР «Печора» Республики Коми, а именно: котельная №... (****); котельная №... (****); котельная №... (****). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от указанных котельных осуществляется в условиях отсутствия разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В нарушение требований закона АО «Коми тепловая компания» не имеет в установленном порядке полученных разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от вышеуказанных котельных. Разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает гарантированные государством права граждан, постоянно или временно проживающих на территории МО МР «Печора» Республики Коми, на благоприятную окружающую среду. Прокурор просит обязать АО «Коми тепловая компания» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории МО СП «Чикшино» МР «Печора» Республики Коми, а именно: котельная №... (****); котельная №... (****); котельная №... (**** Лесная, д.36).
В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Музыкант Д.Ю. настаивал на исковых требованиях, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика Карабанов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
Дело рассматривалось в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК, извещенного о времени и месте судебного заседания. Представили отзыв, согласно которому просят требования прокурора удовлетворить в полном объеме (л.д.54-55).
Суд, выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьями 1 и 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе, атмосферный воздух.
Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.Частями 1 и 7 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено следующее.
Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды предприятиями, оказывающим услуги населению по тепло, - и водоснабжению на территории МО МР «Печора» Республики Коми.
Проверкой установлено, что АО «Коми тепловая компания» в результате своей хозяйственной деятельности осуществляет выбросы вредных веществ в атмосферный воздух следующими источниками загрязнения, которые эксплуатирует на основании Договора аренды муниципального имущества №...-н\д от **.**.**, расположенными на территории МО СП «Чикшино» МР «Печора» Республики Коми, а именно: котельная №... (****); котельная №... (****); котельная №... (****).
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от указанных котельных осуществляется в условиях отсутствия разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В нарушение вышеназванных требований закона АО «Коми тепловая компания» не имеет в установленном порядке полученных разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от вышеуказанных котельных.
Разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее - Положение), в соответствии с пунктом 6 которого установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ).
Согласно пункту 9 Положения нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» АО «Коми тепловая компания» не подпадает под федеральный государственный экологический надзор.
Таким образом, после утверждения проекта предельно допустимых выбросов на каждую из перечисленных котельных в Управлении Росприроднадзора по Республике Коми АО «Коми тепловая компания» должно будет обратиться в Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Министерство), которое в соответствии с подпунктом 13 пункта 11 Положения о Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 28.12.2016 №615, осуществляет выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в порядке, определенном законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает гарантированные государством права граждан, постоянно или временно проживающих на территории МО МР «Печора» Республики Коми, на благоприятную окружающую среду.
Поскольку действиями ответчика нарушаются гарантируемые законом права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания, а также интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта, требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ суд принимает признание иска представителем ответчика Карабановым А.В., наделенного соответствующими полномочиями, так как признание иска основано на законе, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Последствия признания иска и принятия его судом, представителю ответчика Карабанову А.В. разъяснены.
При удовлетворении заявленных требований с АО «Коми тепловая компания» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального
образования муниципального района «Печора» в размере 300 рублей (ст. 103 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать АО «Коми тепловая компания» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории МО СП «Чикшино» МР «Печора» Республики Коми, а именно: котельная №... (****); котельная №... (пст. ****); котельная №... (****
Взыскать с АО «Коми тепловая компания» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.К.Литвиненко
Мотивированное решение изготовлено 27.03.2017 года