Дело № 2-242/2021
64RS0036-01-2021-000304-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2021 года р.п. Татищево
Татищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шутовой И.А.,
при секретаре Агафоновой Д.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Татищевского района Ланиной В.С.,
представителя ответчиков МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, управления Финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Иванова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области к МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева», администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, управлению Финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать вход в здание вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
установила:
заместитель прокурора Татищевского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, управлению Финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать вход в здание вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 года № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов.
По результатам проведенной проверки установлено, что вход в здание МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области не оборудован вывеской с названием образовательного учреждения, местом, его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Уточнив исковые требования, просил суд обязать администрацию Татищевского муниципального района Саратовской области осуществить финансирование МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области для оборудования образовательного учреждения вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; признать незаконным бездействие МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в нарушение требований законодательства социальной защите инвалидов; возложить на МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ланина В.С. поддержала исковые требования. Дала пояснения аналогичные, изложенным в иске. Кроме того, указала, что для оборудования здания школы вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом брайля и на контрастном фоне не требуется проведения реконструкции или капитального ремонта.
Представитель ответчиков МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области, администрации Татищевского района Саратовской области, управления Финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области по доверенности Иванов А.Н. исковые требования не признал, указывая на то, что в материалах административного дела обязательность оборудования входа в здание школы информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) предусмотрено в соответствии с действующими нормами законодательства: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Нормами доступности для маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры, содержащейся в Своде правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр. А так же Приказом Миобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи».
Считает, что ссылка на указанные нормы не может применяться, так как в действующей норме законодательства - «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», в пункте 4.1 указано, что требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков. В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно- технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления.
Пунктом 8.1.2 установлено, что при реконструкции, капитальном ремонте и приспособлении существующих зданий для маломобильных групп населения в проекте должны быть предусмотрены доступность и удобство для маломобильных групп населения. В зависимости от объемно-планировочных решений здания, расчетного числа маломобильных посетителей, функциональной организации учреждения обслуживания в проекте следует предусматривать один из двух вариантов форм обслуживания:
вариант "А" (универсальный проект) - доступность для инвалидов любого места в здании, а именно - общих путей движения и мест обслуживания - не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания;
вариант "Б" (разумное приспособление) - при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании.
В рамках указанной нормы, при рассмотрении необходимых условий доступности маломобильных групп населения в помещение МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» для оказания им необходимых муниципальных услуг, возможно, предусматривать второй вариант формы обслуживания - Разумное приспособление.
Для этих целей приняты все необходимые условия, в силу которых в случае необходимости доступа в школу может воспользоваться кнопкой вызова работника, который поможет осуществить доступ в помещение и окажет необходимые для этого лица, предоставляемые муниципальные услуги. МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т.Пономарева» обладает в настоящее время достаточным разумным приспособлением для целей доступности в помещение по месту оказания услуг маломобильных групп населения.
На основании Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть финансирование доступной среды инвалидов должно осуществляться из Федерального бюджета Российской Федерации.
Согласно пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» компетенцией федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением. Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации в области обеспечения доступности для маломобильных групп населения в Российской Федерации "Доступная среда".
Также Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Так статьей 5 указанного Федерального закона определено участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. А именно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право на: участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; принятии в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; участие в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий; разработку, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией и другие права предусмотренные законом.
В целях соблюдения данного законодательства в Саратовской области Постановлением Правительства Саратовской области от 10.07.2017 г. № 343-П «Об утверждении положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов, городских округов, поселений области на реализацию мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и условиях ее расходования», Постановлением Правительства Саратовской области от 22.12.2015 г. № 644-П «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Саратовской области на 2016 - 2030 годы", которая закрепляет на территории области программу повышения доступности учреждений для маломобильных групп населения.
В указанных выше программах не имеется запланированных мероприятий обеспечения финансового участия в целях повышения доступности МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» для маломобильных групп населения.
Статьей 15 Федерального на от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена обязанность органов местного самоуправления, в сфере полномочий таких органов, принятия мер обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам этих органов, в том числе: путем сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и оказания им помощи на объектах социальной, инженерной и- транспортной инфраструктур; оказания работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Муниципальные расходы на разработку с учетом потребностей инвалидов, информации для беспрепятственного доступа к объектам для инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
То есть органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по повышению доступности для инвалидов к объектам исходя из бюджета муниципального образования. Бюджетом Татищевского района Саратовской области на 2021 год не заложено финансирование таких мероприятий.
Также вышеуказанной нормой законодательства предусмотрено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Не допускается только строительство и реконструкция сооружений без приспособления их для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
Согласно статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и Транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Помещение МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т.Пономарева» не является вновь построенным и не планируется реконструкция данного строения.
Также в целях реализации указанного Федерального закона вышеуказанной нормой установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
В целях решения задач Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, положения Программы в части реализации комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, распространяются на сельские территории. При этом приоритетные объекты определяются субъектами Российской Федерации с непосредственным участием представителей региональных общественных организаций инвалидов.
То есть до 2030 года на территории Российской Федерации установлен переходный период обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами и требование обеспечения школы указанными в исковом заявлении средствами незаконны и не обоснованы.
Приказ Миобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи» подтверждает все указанное выше на основании разъяснений, указанных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 г. № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
Согласно разъяснениям по вопросам исполнения приказов министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи» и от 02.12.2015г. № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» установлен порядок проведения работ в целях обеспечения указанного выше законодательства, так в срок до 10 марта 2016 г. образовательные организации должны провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации по требованиям, перечисленным в приказе № 1309. На основании обследования не выполняются все указанные требования, а оформляется Паспорт доступности, который в муниципальном учреждении имеется и он согласован с ГКУ СО УСЗН Татищевского района Саратовской области, осуществляющем согласование в качестве представления интересов общества инвалидов. Далее разрабатывается и утверждается план действий организации по повышению значений показателей доступности инвалидам объектов и предоставляемых на них услуг на период до 2030 года. Так как комиссия по обследованию муниципальных учреждений проводилась учредителем - администрацией Татищевского муйиципального района Саратовской области, то и «Дорожная карта» так же разрабатывалась администрацией района по всем муниципальным учреждениям. При этом в мероприятия закладывались соответствующие предусмотренные законодательством обеспечение требований по доступности инвалидов в данные учреждения по определенным объектам. Так на территории района приведены в соответствие 4 муниципальных учреждения и запланировано на 2021 год обустройство выполнения необходимых требований еще на одно учреждение. Обеспечение и финансирование учреждения только тактильной таблицей считат нецелесообразным.
В соответствии с вышеуказанными разъяснениями целью дорожной карты является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. В данном направлении соблюдено администрацией района в целом по всем учреждениям. Так же предусматривается, что если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида. Сайт муниципального учреждения полностью приспособлен к целям обеспечения доступности для инвалидов по зрению с возможностью изменения размеров текстовой информации до 200% в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ и Порядком, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 г. № 483. Так же в учреждении обучающими программа предусмотрена возможность дистанционного обучения и обучения учащихся на дому.
Суд, выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституции Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7 Конституции РФ) в котором обеспечивается в том числе, государственная поддержка инвалидов (ч.2 ст. 7 Конституции РФ).
В соответствии с ч.2 ст.43 Конституции Российской Федерации и ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об образовании в РФ») в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как "в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Согласно ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В силу ст.2 ФЗ № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.15 ФЗ № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные задания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
В соответствии со ст.15 указанного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом-Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Пунктом 6.5.9 «СП 59.13330.2016 Свод правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016г. № 798/пр установлено, что информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309. Приказ вступил в силу с 1 января 2016 года.
Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций
В соответствии с п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Минздравсоцразвития России Письмом от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 направляет методические рекомендации, нацеленные на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, во исполнение п. 1 Поручения Председателя Правительства РФ от 07.09.2011 N ВП-П12-6370
Методическими рекомендациями, утвержденными письмом Министерства здравоохранения и социального развития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602, установлено, что визуальная информация для инвалидов по зрению должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см.) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля.
В силу п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в РФ», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.
В силу п.2 ч.3 ст.28 Закона, к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
В соответствие с п.п.2, 9 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в РФ», в компетенцию образовательной организации входит материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
Таким образом, в силу закона на объектах жизнедеятельности, в том числе и школах должна быть размещена графическая информация об учреждения, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Согласно ч.ч.1,2 ст.28 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения уполномочены на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
На основании п.п.1.4 Устава школы учредителем и собственником имущества школы является Татищевский муниципальный район Саратовской области, от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Татищевского района.
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Татищевского муниципального района Саратовской области осуществляет администрация Татищевского муниципального района Саратовской области.
По результатам проведенной проверки установлено, что вход в здание МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области не оборудован вывеской с названием образовательного учреждения, местом, его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Неисполнение ответчиком своих обязанностей по организации учебного процесса нарушает права инвалидов в части обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ.
Согласно паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры - здания МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, Татищевский район, ст. Курдюм, ул. Школьная, д. 10, от 01.10.2018 года по рассматриваемому показателю доступности, установлено, что в части обеспечения дублирования необходимой для получения предоставляемых услуг звуковой и зрительной информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, выявлены несоблюдения норм.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что здание МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещения общественных учреждений должны быть приспособлены для доступа инвалидов.
При этом суд исходит из того, что несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является обязанностью органа исполнительной власти и отсутствие возможности для ее реализации не может умалять права инвалидов и маломобильных граждан на компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление их социального статуса, достижение ими материальной и физической независимости.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст. 15 ФЗ N 181, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Доказательств необходимости проведения реконструкции или капитального ремонта в здании МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области, в рамках которых будет установлена тактильная табличка, стороной ответчика не представлено.
Доводы ответчика об отсутствии бюджетного финансирования, не могут быть оценены как уважительные причины.
Более того, в соответствии со ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Следовательно, именно во властных полномочиях ответчиков входило предусмотрительное распределению бюджетных денежных средств, обеспечивающее надлежащее исполнение обязательств органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области, администрации Татищевского района Саратовской области об обязании установить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области к МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области, администрации Татищевского района Саратовской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Татищевского района Саратовской области обеспечить выделение бюджетных средств МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области для оборудования входа в здание МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Обязать МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области оборудования входа в здание МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Татищевского муниципального района Саратовской области вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Срок изготовления мотивированного решения суда 18 июня 2021 года.
Судья: И.А. Шутова