адм. дело № 2а-414/2017
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года г. Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Голубевой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области к Администрации Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию мер по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества–земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенного по адресу: <адрес>,
установил:
прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с указанным административным иском ДД.ММ.ГГГГ.
РР· него следует, что прокуратурой Суражского района проведена проверка исполнения законодательства РїРѕ содержанию мест захоронения РЅР° территории Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области. Р’ С…РѕРґРµ которой установлено, что РЅР° территории Дегтяревского сельского поселения расположено место захоронения (общественное кладбище) РїРѕ адресу: <адрес>. Данное место захоронения административным ответчиком РІ собственность РЅРµ оформлялось, Рё каких-либо мер для его регистрации РёРј РЅРµ предпринималось. Законом Брянской области РѕС‚ 05.12.2014 РіРѕРґР° в„– 80-Р— «О вопросах местного значения сельских поселений РІ Брянской области» Р·Р° сельскими поселениями РІ Брянской области закрепляются РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ местного значения РёР· числа предусмотренных С‡.1 СЃС‚. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ том числе РІ части организации ритуальных услуг Рё содержания мест захоронения. Отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения санитарных условий РІ местах погребения. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать незаконным бездействие администрации Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся РІ непринятии мер РїРѕ постановке РЅР° учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - земельного участка (кладбища), расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также обязать администрацию Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области принять меры РїРѕ постановке данного бесхозяйного объекта недвижимого имущества РЅР° учет РІ Межмуниципальном отделе РїРѕ Суражскому Рё Мглинскому району Управления Росреестра РїРѕ Брянской области.
ДД.РњРњ.ГГГГ. главой Дегтяревского сельского поселения Р.Рџ. Полозовым было представлено заключение кадастрового инженера РѕС‚ 24.11.2017Рі. согласно которого земельный участок, занимаемый кладбищем расположен РЅР° землях лесного фонда.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ помощник прокурора Суражского района Брянской области Д.В. Московкин уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие администрации Дегтяревского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества - земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным по адресу: <адрес> и обязать административного ответчика в течение одного года принять меры по оформлению в муниципальную собственность данного объекта недвижимого имущества: обратиться в ТУ Росимущества в Брянской области по вопросу исключения указанного земельного участка из земель лесного фонда; обратиться в западный филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» по вопросу внесения изменений в границы межевания участков лесного фонда в целях выделения указанного земельного участка; в случае отказа об исключении данного земельного участка из земель лесного фонда, обратиться в администрацию Брянской области по вопросу внесения изменений в Закон Брянской области от 28 марта 2007 года № 35-З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями «Суражское городское поселение», «Влазовичское сельское поселение», «Дегтяревское сельское поселение», «Дубровское сельское поселение», «Лопазненское сельское поселение», «Кулажское сельское поселение», «Нивнянское сельское поселение», «Овчинское сельское поселение», и «Суражский муниципальный район», в границах которого они образованы» об исключении кладбища <адрес> из объектов муниципальной собственности Дегтяревского сельского поселения».
Представитель административного ответчика РІ судебное заседание РЅРµ явился. Р’ письменном заявлении глава Дегтяревского сельского поселения Полозов Р.Рџ. административные исковые требования признал полностью, РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело без его участия.
Суд считает возможным судебное заседание провести в отсутствии не явившегося административного ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Судом установлено, что на территории Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области по адресу: <адрес>, имеется место захоронения – общественное кладбище.
РР· уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области РїРѕ Брянской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– следует, что сведения Рѕ правообладателе РЅР° данный объект недвижимого имущества РІ Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. в„–
Согласно информации Дегтяревской сельской администрации Суражского района Брянской области, на территории Дегтяревского сельского поселения расположено общественное место погребения (кладбище) в <адрес>, которое состоит на балансе администрации сельского поселения, однако технический учет кладбища не проводился. №
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Законом Брянской области № 80-З от 05 декабря 2014 года «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» предусмотрено, что за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с Законом Брянской области от 28.03.2007г. № 35-З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями « Суражское городское поселение», «Влазовичское сельское поселение», «Дегтяревское сельское поселение», «Дубровское сельское поселение», «Лопазненское сельское поселение», «Кулажское сельское поселение», «Нивнянское сельское поселение», «Овчинское сельское поселение» и «Суражский муниципальный район» муниципальному образованию «Дегтяревское сельское поселение» были переданы кладбища.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области мер по принятию в муниципальную собственность земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным в <адрес> до настоящего времени не предпринималось, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения санитарных условий в местах погребения и может привести к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Суражского района Брянской области законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для регистрации указанного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность, суд считает необходимым возложить на администрацию Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области обязанность в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по оформлению в муниципальную собственность вышеуказанного земельного участка под захоронением (кладбищем).
Суд считает, указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области к Администрации Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действий по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие Администрации Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать Администрацию Дегтяревского сельского поселения Суражского района Брянской области в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества – земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенного по адресу: <адрес>:
-обратиться в ТУ Росимущества в Брянской области по вопросу исключения указанного земельного участка из земель лесного фонда;
-обратиться в западный филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» по вопросу внесения изменений в границы межевания участков лесного фонда в целях выделения указанного земельного участка;
- в случае отказа об исключении данного земельного участка из земель лесного фонда, обратиться в администрацию Брянской области по вопросу внесения изменений в Закон Брянской области от 28 марта 2007 года № 35-З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями «Суражское городское поселение», «Влазовичское сельское поселение», «Дегтяревское сельское поселение», «Дубровское сельское поселение», «Лопазненское сельское поселение», «Кулажское сельское поселение», «Нивнянское сельское поселение», «Овчинское сельское поселение», и «Суражский муниципальный район», в границах которого они образованы» об исключении кладбища <адрес> из объектов муниципальной собственности Дегтяревского сельского поселения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Зайцев С.Я