Дело № 2а-2371/2021
УИД: 33RS0002-01-2021-002817-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
23 сентября 2021 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при помощнике ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району <...> к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району <...> (далее также – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу и пени на общую сумму 26 538,80 рублей.
В обоснование указано, что административный ответчик в период 2010-2020 годов являлся плательщиком транспортного налога, ему на праве собственности принадлежало ТС КАМАЗ 5411515 рег.номер Н568НС33, 2005 года выпуска. Дата утраты права собственности – ДД.ММ.ГГГГ.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление ### от ДД.ММ.ГГГГ, в котором исчислен транспортный налог за 2018 год на сумму 13 464 рубля, транспортный налог за 2019 год – 8 976 рублей, транспортный налог за 2019 год 4 488 рублей (уведомление направлено реестром от ДД.ММ.ГГГГ). С учетом переплаты сумма задолженности составила 13 061,45 рублей. Пени по налогу составили 13,35 рублей на налог за 2019 год.
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок ФИО2 выставлено требование ### от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по транспортному налогу и пени со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (реестр отправлений от ДД.ММ.ГГГГ).
Невыполнение ФИО2 обязанности по уплате транспортного налога и пени обусловило обращение налогового органа сначала к мировому судье, судебный приказ которого отменен в связи с возражениями административного ответчика, а затем с настоящим административным иском в суд.
Представитель Инспекции в суде иск поддержал, указав, что спорная сумма не является подлежащей подаче в реестр кредиторов.
ФИО2 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался, в данных ранее пояснениях иск не признавал, указав, что собственником ТС не является, а в отношении него самого ведется процедура банкротства, что исключает взыскание задолженности.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающей, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц и их представителей не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Из дела следует, что ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником ТС КАМАЗ 5411515 2005 года выпуска VIN ###.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией административному ответчику направлено налоговое уведомление ### от ДД.ММ.ГГГГ, в котором исчислен транспортный налог за 2018 год на сумму 13 464 рубля, транспортный налог за 2019 год – 8 976 рублей, транспортный налог за 2019 год 4 488 рублей.
Факт направления уведомления подтверждается почтовым реестром от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой в установленный законом срок транспортного налога за 2018, 2019 г.г. на сумму задолженности были начислены пени в размере 13 рублей 35 копеек и в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации выставлено и направлено в адрес ФИО2 по почте заказным письмом требование N 27986, сформированное по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об оплате транспортного налога, пени в указанной сумме, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое налогоплательщиком не исполнено, что не оспаривалось административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 7 Октябрьского района <...> выдан судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности за 2019 год по транспортному налогу и пени, который определением от ДД.ММ.ГГГГ того же мирового судьи отменен, в связи с возражениями, поступившими от административного ответчика.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в городской суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
Расчет задолженности по налогу – 224,40 (налоговая база) х 60 руб. (налоговая ставка) = 13 464 рублей – 402,55 рублей (переплата) = 13 061,45 рублей (2018 год); 224,40 (налоговая база) х 60 руб. (налоговая ставка) = 13 464 рублей / 12 х 8 мес (2019 год) = 8 976 руб.; 224,40 (налоговая база) х 60 руб. (налоговая ставка) = 13 464 рублей / 12 х 4 мес (2019 год) = 4488 рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Учитывая отсутствие доказательств оплаты задолженности по налогу, указанные подлежат взысканию с ФИО2
Также подлежат взысканию пени в сумме 13,35 рублей, исходя из расчета 8,90 (8 976 руб./100 х 4,25 х 7 /300) рублей (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (недоимка 8976 руб.) ставка ЦБ 4,25) + 4,45 рублей (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (недоимка 4488 руб.) ставка ЦБ 4,25).
На основании ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии с п. 1 ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Плательщиками транспортного налога в силу ч. 1 ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества в порядке, установленном статьями 46, 47, 48 НК РФ (пункт 6 статьи 75 НК РФ).
Исходя из п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В рассматриваемом случае, установленная законом обязанность по оплате задолженности по транспортному налогу за 2018, 2019 года, пени по данному налогу административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, что является основанием для взыскания с него в судебном порядке заявленных сумм налога и пени за просрочку уплаты.
Доводы административного ответчика о том, что данное дело не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ, судом не принимаются.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
При этом согласно п. 1 ст. 5 данного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
По смыслу данной нормы права, текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе и обязательные платежи. Применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве.
Принимая во внимание то обстоятельство, что заявление о признании ФИО2 банкротом было принято Арбитражным судом Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что окончание налогового периода произошло после принятия судом заявления о признании ФИО2 несостоятельным (банкротом), требование налогового органа об уплате транспортного налога за 2018, 2019 годы и пеней, влечет за собой квалификацию указанной задолженности в качестве текущего, а не реестрового платежа.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с административного ответчика, с учетом ст.114 КАС РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 996,16 рублей.
С учетом изложенного, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району <...> удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу ИФНС России по Октябрьскому району <...> задолженность по транспортному налогу за 2018, 2019 годы – 26 525,45 рублей, пени по транспортному налогу 13,35 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Владимирской области госпошлину 996,16 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.С.Игнатович