88-8139/2024
2-794/2024
14RS0035-01-2023-016936-63
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 сентября 2024 г. г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.,
судей Калиниченко Т.В., Наконечной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кабловой Н.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Кабловой Н.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Каблова Н.Ю. обратилась в суд с данным иском, указав, что является получателем пенсии по старости, пенсионным органом неверно учтены в страховой стаж при назначении пенсии все периоды трудовой деятельности, взят для расчета период заработка при наименее выгодном варианте для нее, имеются ошибки в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица: выбран вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, выбранный застрахованным лицом ДД.ММ.ГГГГ и моложе. Никаких заявлений на выбор она не писала. Не согласна с данными, отображенными в справке пенсионного органа, с учетом уточнения просила возложить на пенсионный орган обязанность внести достоверные сведения в пенсионное дело о ее стаже, заработке, наличии детей и прочее; произвести перерасчёт пенсии; после перерасчёта выплатить разницу за 36 месяцев; предоставить копию пенсионного дела с подробным расчётом показателей начисления пенсии; выплатить моральный ущерб в размере 300 000 рублей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 г. в иске Кабловой Н.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Каблова Н.Ю. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм права, настаивает на неправильном определении ей размера пенсии.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Каблова Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ Кабловой Н.Ю. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена трудовая пенсия, размер которой индексировался пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оценка пенсионных прав истца и начисление ей пенсии ответчиком произведены в соответствии с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015, Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», расчет пенсии произведен истцу правильно по наиболее выгодному варианту.
Проверяя условия назначения истцу пенсии и произведенную пенсионным органом оценку пенсионных прав Кабловой Н.Ю., суд установил, что страховой стаж истца на дату назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составлял 20 лет 8 месяцев 8 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении 20 лет 8 месяцев 8 дней, общий трудовой стаж, приобретенный до ДД.ММ.ГГГГ для валоризации пенсии составил 13 лет, отношение среднемесячного заработка, принятого для исчисления пенсии за 60 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ.) к среднемесячной заработной плате в стране 1,568, для определения права на пенсию учтены периоды трудовой деятельности по записям в трудовой книжке до даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования, а также сведения по выписке из лицевого счета застрахованного лица, на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с ДД.ММ.ГГГГ произведена валоризация, повышен пенсионный капитал на 10 процентов и сверх того 1 процент, сумма валоризации составила 23 процента, стажевой коэффициент составил 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемых, пришел к выводу, что расчет пенсии Кабловой Н.Ю. произведен по наиболее выгодному варианту, отказав в иске в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Расчет пенсии Кабловой Н.Ю. произведен на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающий исчисления стажа с целью определения расчетного периода в календарном порядке по фактической продолжительности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При проверке правильности расчета пенсии Кабловой Н.Ю. суд правомерно исходил из положений приведенных норм пенсионного законодательства.
Доводы жалобы о размере стажевого коэффициента 0,73, соотношения заработной платы к заработной плате по стране 1,7 противоречат требованиями пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При определении стажевого коэффициента территориальным пенсионным органом осуществлен выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера коэффициента.
Приведенные в жалобе доводы о несогласии с информацией, отраженной пенсионным органом в Сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, допущенные в указанных сведениях неточности пенсионных прав истца не нарушают.
При обращении в суд истцом фактически произведено соединение разных вариантов расчета пенсии, установленных статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 3 и пункт 4 названной нормы права), что недопустимо.
Действующим федеральным законодательством размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Доводы кассационной жалобы Кабловой Н.Ю. о неверной оценке судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных в деле доказательств, являлись предметом исследования и оценки судов и направлены на восполнение и переоценку судом кассационной инстанции доказательств по делу, что не входит в компетенцию такого суда согласно предписаниям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Суждения заявителя, изложенные в жалобе судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически сводятся в неверному толкованию норм материального права.
Приложенные к жалобе дополнительные доказательства принятию не подлежат в силу установленного частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации запрета.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кабловой Н.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ