Решение по делу № 2-3428/2023 от 19.06.2023

Изготовлено 15 августа 2023 года Дело № 2 – 3428/2023

УИД: 76RS0016-01-2022-005982-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 августа 2023 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Зарубиной В.В.,

при секретаре Шушпанове А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленцова Алексея Михайловича к ТА Дзержинского района мэрии г. Ярославля, Отделу опеки и попечительства в Дзержинском районе мэрии г. Ярославля, Департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля, Отделу по социальной поддержке населения Дзержинского района мэрии г. Ярославля, Правительству Ярославской области, Мэрии г. Ярославля, Департаменту образования Ярославской области, Департаменту образования мэрии города Ярославля, КУМИ мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Зеленцов А.М. обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным отказа и бездействия главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля Мусиновой Екатерины Юрьевны и органов опеки и попечительства Дзержинского района мэрии города Ярославля (Департамента образования мэрии города Ярославля) в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда Зеленцову Алексею Михайловичу. ДД.ММ.ГГГГ рождения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей; возложении на главу территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля Мусинову Екатерину Юрьевну обязанности предоставить Зеленцову Алексею Михайловичу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Ярославской области как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

В обоснование иска Зеленцов А.М. указал, что ранее относился к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, затем был лицом, оставшимся без попечения родителей. После окончания обучения, прекращения опеки Зеленцову А.М. не было предоставлено жилое помещение. Самостоятельно он приобрел комнату по адресу: <адрес>, комн. 1. Указанное жилое помещение было истцом продано.

С 01.01.2002 по 01.09.2010 он был воспитанником детского дома на полном государственном обеспечении. В период с 01.09.2010 по 31.08.2014 Зеленцов А.М. обучался в ФГБУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» - филиал МИИТ. После окончания обучения ему отказались предоставить компенсацию, которая ему полагалась после прекращения обучения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Летом 2020 года отделом социальной защиты Дзержинского района города Ярославля он был признан малоимущим.

С ноября 2021 года Зеленцов А.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации Дзержинского района г. Ярославля. Жилье ему так и не предоставлено.

В уточненном исковом заявлении Зеленцов А.М. просит признать незаконным распоряжение главы ТА Дзержинского района мэрии города Ярославля от 19.10.2021 Мусиновой Е.Ю. об отказе ему в признании малоимущим и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложить обязанность предоставить Зеленцову А.М. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Ярославской области как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

В обоснование данных требований Зеленцов А.М. указывает, что в июне 2023 года он направил заявление в адрес ТА Дзержинского района мэрии города Ярославля о включении его в список лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Жилье ему предоставлено не было.

Истец Зеленцов А.М. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ответчиков в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. От представителей ТА Дзержинского района мэрии города Ярославля, Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля, Правительства Ярославской области, Департамента образования Ярославской области поступили письменные отзывы.

Проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

В силу пункта 9 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 3 статьи 8 поименованного выше Закона определена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также обязанность органа опеки и попечительства на осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и принятие самостоятельных мер по включению детей в данный список в случае неподачи таких заявлений представителями либо самим ребенком.

Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещении, либо являются таковыми, но проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Из письменных материалов дела установлено, что 09.09.2016 отделом ЗАГС Дзержинского района г. Ярославля Ярославской области составлена запись акта о перемене имени , фамилия, имя, отчество ФИО2 переменено на Зеленцов Алексей Михайлович.

Зеленцов А.М. (до перемены имени – ФИО2), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>

В собственности Зеленцова А.М. с 08.01.2003 находилась 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 6 марта 2013 года удовлетворены исковые требования Желдака Игоря Александровича, на него переведены права и обязанности покупателя по договору купли продажи 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, заключенному 20 ноября 2012 года между Желдак Анной Александровной и Соловьевой Еленой Александровной, он признан покупателем вышеуказанной доли в данном жилом помещении. Решение вступило в законную силу 19.04.2013, после чего истец стал единоличным собственником квартиры по адресу: <адрес>.

Как следует из выписки из ЕГРН, право собственности Зеленцова А.М. на указанную квартиру было прекращено 27.01.2014. На основании договора купли-продажи от 18.02.2014 ФИО3 приобретено 3/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 7 августа 2013 года, вступившим в законную силу 10.09.2013, исковые требования ФИО6 к ФИО2 о понуждении к заключению договора купли-продажи жилого помещения оставлены без удовлетворения. Из указанного решения следует, что истец хотел продать квартиру по адресу: <адрес>, и купить жилое помещение в г. Ярославле, что в дальнейшем и сделал.

Доля в жилом помещении по адресу: <адрес> продана Зеленцовым А.М., 07.09.2020 зарегистрировано прекращение права собственности на указанный объект недвижимости.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Зеленцов А.М. вопреки доводам искового заявления по достижении возраста 18 лет был обеспечен жильем, доказательств невозможности проживания в указанном жилом помещении истцом не представлено. Истец самостоятельно распорядился жилым помещением, приобрел иное жилое помещение, которое в дальнейшем было им также продано.

Частью 1 статьи 6<1> Закона Ярославской области от 9 ноября 2007 года № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, при условии включения их в список.

Согласно части 1<1> статьи 6<1> Закона № 85-з список формируется уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Прием заявлений о включении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в список (далее - заявление) осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, которые наделены соответствующими полномочиями в соответствии с законом Ярославской области (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).

Одновременно с заявлением в уполномоченные органы местного самоуправления представляются документы, необходимые для включения в список, перечень которых устанавливается Правительством Ярославской области.

Заявление с документами, необходимыми для включения в список, направляются уполномоченными органами местного самоуправления в уполномоченный орган в сфере образования для формирования списка.

В соответствии с подпунктом 3.1.5.11 пункта 3.1 Положения о департаменте образования Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации области от 31.01.2007 № 29 «О создании департамента образования Ярославской области», в компетенцию департамента входит формирование регионального списка.

Истцом Зеленцовым А.М. суду не представлено доказательств соблюдения административного порядка обращения в органы опеки и попечительства по месту жительства с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, исходя из того обстоятельства, что Зеленцов А.М. не включен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел в собственности жилое помещение, которым распорядился по своему усмотрению, суд приходит к выводу об отсутствии основания для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению во внеочередном порядке за счет средств бюджета Ярославской области Зеленцову А.М. жилого помещения специализированного жилищного фонда как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Также судом не установлено незаконного бездействия ответчиков в предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Список документов, которые Зеленцову А.М. было необходимо представить для получения муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указан в п. 2.9 административного регламента, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 17.11.2022 № 3112.

14.10.2021 в территориальную администрацию Дзержинского района мэрии города Ярославля через Единый портал государственных и муниципальных услуг от Зеленцова А.М. поступило заявление, в котором он просил принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В качестве своего места жительства Зеленцов А.М. указал г. Иваново, ул. 30-й мкр. дом № 21.

Распоряжением Главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 19.10.2021 № 457 Зеленцову А.М. отказано в признании малоимущем и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием для отказа послужило следующее:

- представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего района города Ярославля);

- не предоставлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, указанные в пункте 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 17.11.2011 № 3112, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (документ, удостоверяющий личность заявителя; документы, подтверждающие состав семьи заявителя (в том числе выписка из домовой книги с места жительства, лицевого счета); документы, подтверждающие наличие или отсутствие жилых помещений на праве собственности у заявителя, документы, подтверждающие иные права заявителя на жилые помещения, в случае, если право собственности и иные права на жилые помещения не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; документы, подтверждающие размер доходов заявителя, полученных в течение учетного периода; документы, подтверждающие вид и стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и подлежащего налогообложению).

Копия оспариваемого распоряжения была направлена Зеленцову А.М. 21.10.2021 по указанному им в заявлении адресу.

Как видно из представленного территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля материала по рассмотрению Зеленцова А.М. о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в указанном материале имеются только заявление Зеленцова А.М. от 14.10.2021 о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, выписка из ЕГРЮЛ, копия расписки в получении документов, оспариваемое распоряжение от 19.10.2021, отчет об отправке, отчет об отслеживании отправления.

Таким образом, Зеленцовым А.М. не представлено доказательств представления предусмотренных законом документов. Кроме того, как указал Зеленцов А.М. в заявлении, он на момент обращения не проживал на территории Дзержинского района города Ярославля.

В связи с изложенным, оснований для признания незаконным распоряжения Главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 19.10.2021 № 457 не имеется.

В отзыве на уточненное исковое заявление Зеленцова А.М. представитель территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля ссылается на пропуск Зеленцовым А.М. срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 указанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Материалами дела подтверждается, что Главой территориальной администрации Дзержинского района г. Ярославля оспариваемое распоряжение № 457 было принято 19.10.2021. Копия распоряжения была направлена Зеленцову А.М. 21.10.2021 по указанному им в заявлении адресу. 28.10.2021 осуществлена неудачная попытка вручения. 27.11.2021 почтовое отправление возвращено отправителю по иным обстоятельствам. В суд с оспариванием указанного распоряжения Зеленцов А.М. обратился 11.07.2023, то есть с пропуском предусмотренного процессуальным законом трехмесячного срока.

Доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах и уважительных причинах, объективно препятствующих Зеленцову А.М. обжаловать распоряжение Главы территориальной администрации Дзержинского района г. Ярославля в суд в установленный законом срок, Зеленцовым А.М. не представлено.

С учетом изложенного, суд отказывает Зеленцову А.М. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Зеленцова Алексея Михайловича (СНИЛС ) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано всеми участниками процесса в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В.Зарубина

2-3428/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зеленцов Алексей Михайлович
Ответчики
Департамент образования Ярославской области
Мэрия г. Ярославля
Департамент образования мэрии города Ярославля
Правительство Ярославской области
Отдел опеки и попечительства в Дзержинском районе мэрии г. Ярославля
Отдел по социальной поддержке населения Дзержинского района мэрии г. Ярославля
Территориальная администрация Дзержинского района мэрии г. Ярославля
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля
Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославль
Судья
Зарубина В.В.
Дело на странице суда
dzerzhinsky.jrs.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее