Решение от 10.03.2016 по делу № 2-36/2016 (2-1038/2015;) от 12.11.2015

Дело № 2 - 36 (16)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2016 года                                                                           г. Пролетарск

Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи                                                    Любимова А.В.,

при секретаре                                                                                 Петровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Мокроельмутянского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области к Гриненко И.И., МИкрюковой Т.Н. о признании незаконными действий по добыче полезных ископаемых (песка) на земельном участке сельскохозяйственного назначения; возложении обязанности на собственников земельного участка прекращения деятельности по добыче полезных ископаемых (песка) и рекультивации земельного участка для использования земельного участка по целевому назначению,

у с т а н о в и л:

Администрация Мокроельмутянского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области обратилась в суд с иском к Гриненко И.И., МИкрюковой Т.Н. о признании незаконными действий по добыче полезных ископаемых (песка) на земельном участке сельскохозяйственного назначения; возложении обязанности на собственников земельного участка прекращения деятельности по добыче полезных ископаемых (песка) и рекультивации земельного участка для использования земельного участка по целевому назначению.

Определением Пролетарского районного суда от 14 декабря 2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании права собственности на недвижимое имущество (л.д. 160).

Определением Пролетарского районного суда от 14 декабря 2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Васильев Р.Н. (л.д. 161).

Определением Пролетарского районного суда от 28 января 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено КФХ «Елена» (л.д. 205).

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Гриненко И.И. 10.07.2015 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером КН площадью 450000м2. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположен на территории Мокроельмутянского сельского поселения по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>

Вышеуказанный земельный участок был выкуплен у КФХ «Елена», которое ранее использовало его для выращивания различных сельскохозяйственных культур. Пролетарский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 10.07.2015 года выдал Гриненко И.И. свидетельство на право собственности на этот участок, а спустя месяц, 06.08.2015 года, выдал новое свидетельство о долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером КН , по которому в настоящее время - 3/5 доли находится в собственности Гриненко И.И., а 2/5 доли в собственности МИкрюковой Т.Н..

В соответствии с распоряжением Администрации Мокроельмутянского сельского поселения от 09.07.2015 № 78 «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке сельхозназначения» 10.07.2015 года специалистом Администрации Мокроельмутянского сельского поселения Беловым В.Н. проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, находящимся на момент проверки в личной собственности Гриненко И.И. По результатам проверки были выявлены признаки использования земельного участка не по назначению и составлен соответствующий акт, который был передан в Россреестр для принятия решения. На основании полученного акта Главный государственный инспектор Пролетарского района по использованию и охране земель Разинкова Т.П. составила протокол об административном правонарушении в отношении Гриненко И.И. по ст.8.8 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесла постановление о наложении административного штрафа и соответствующее предписание. Согласно акту проверки вдоль восточной стороны земельного участка проложена автодорога с улучшенным покрытием (нарезано корыто дороги и засыпано инертной смесью) длиной 1105 метров при средней ширине дороги 10,0 метров на общей площади 1,1 га. При этом межевание дороги, постановка её на кадастровый учёт и изменение категории части земельного участка под дорогой из категории земель сельхозназначения в категорию промышленности, транспорта и энергетики не было произведено. Никаких разрешительных документов представлено не было. В результате проверки выявлены нарушения Гриненко И.И. п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в использовании земельного участка не по назначению.

Кроме того, 04.08.2015 года главным специалистом Орловского межрайонного отдела Минприроды Правительства Ростовской области Батаковой Г.И, в присутствии ведущего специалиста по охране окружающей среды отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Пролетарского района Лох А.В., Падалец В.В., специалиста Администрации Мокроельмутянского сельского поселения Белова В.Н. произведена проверка земельного участка с кадастровым номером . В результате выявлено, что на северо-восточной окраине этого земельного участка паркуется значительное количество специальной техники: погрузчик импортного производства, каток, грузовой автомобиль с регистрационным номером экскаватор HITACHI регистрационный ОК 61; имеются следы изъятия песка (инертного материала) из грунта.

Наличие техники на данном земельном участке, разработки грунта и следы подхода к месту разработки большегрузной техники подтверждаются определением заместителя начальника земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республики Калмыкия Гальченко Ю.Ю. от 01.09.2015 года. В данных материалах перечень специальной техники идентичен той, которая обозначена в акте главного специалиста Минприроды Правительства Ростовской области.

Согласно Заключению кадастрового инженера об обследовании границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, поле VII р.у.29; КН от 28.08.2015г. установлено, что на площади 16070 м2 отсутствует плодородный слой почвы и указанная площадь входит в земельный участок с северной стороны участка.

На основании положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель.

В соответствии с законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» недра предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что на земельном участке с КН в северо-восточной его части ведётся незаконная добыча полезных ископаемых (песка), что является грубейшим нарушением требований земельного законодательства, так как добыча полезных ископаемых может производиться на землях категории промышленности, энергетики и транспорта при наличии соответствующей лицензии на добычу полезных ископаемых. На данный момент такой лицензии у собственников земельного участка не имеется.

Кроме того, на данный момент земельный участок по документам предназначен для сельскохозяйственного производства и документов перевода его (или его части) в другую категорию использования у собственников участка не имеется.

Просит суд:

1. Признать действия граждан Гриненко И.И. и Микрюковой Т.Н. по добыче полезных ископаемых (песка) на земельном участке с кадастровым номером , площадью 450000 м2, расположенном по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> принадлежащим им на праве долевой собственности, незаконными;

2. Обязать граждан Гриненко И.И. и Микрюкову Т.Н. прекратить деятельность по добыче полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером , площадью 450000 м2, расположенном по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> и провести рекультивацию (восстановление плодородного слоя почвы) на площади 16070 м2 данного земельного участка, с целью использования его по целевому назначению: для сельскохозяйственного производства.

В судебном заседании представитель Администрации Мокроельмутянского сельского поселения Глава Администрации Барабашов В.П. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, подробно изложив мотивы и доводы исковых требований, аналогично, указанным в исковом заявлении.

Ответчики Гриненко И.И., его представитель по доверенности Макеева И.Ю., соответчик Васильев Р.Н. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 222, 207, 208, 238, 239). Сведениями об уважительности причин неявки в судебное заседание суд не располагает. Ответчики не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик Микрюкова Т.Н. в судебное заседание, назначенные на 14.12.2015 г., 29.12.2015 г., 18.01.2016 г., 28.01.2016 г., 10.03.2016 г. (л.д. 148, 177, 184, 219, 237) не явилась 5 раз. О месте и времени судебного заседания, назначенного на 14.12.2015г. была извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения (л.д. 148). В остальных случаях почтовые извещения возвращены в адрес суда с пометкой «истек срок хранения». Таким образом, суд принял надлежащие меры по уведомлению ответчика Микрюкову Т.Н. о дате, месте и времени рассмотрения дела, однако она, злоупотребив своим правом, уклонилась от получения судебных извещений.

Представитель соответчика КФХ «Елена» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 230). Представили письменные возражения по существу заявленных исковых требований, согласно которым исковые требования не признали по изложенным в них мотивам (л.д. 223, 224).

Представители третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебного извещения (л.д. 233, 234).

В отношении неявившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено с учетом требований ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истца, приняв во внимание письменное возражение соответчика КФХ «Елена», исследовав материалы дела, приходит к следующему: в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п. 1. ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», предусмотрено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Согласно п. 5 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В силу ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Статье 6 Областного закона от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» предусмотрено, что к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством относится осуществление муниципального земельного контроля.

В силу п. 21 ст. 2 Устава муниципального образования «Мокроельмутянское сельское поселение» к вопросам местного значения Мокроельмутянского сельского поселения отнесено: осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель Мокроельмутянского сельского поселения.

Согласно Порядку осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РО от 12.02.2015 N 86 (ред. от 18.09.2015) "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля", Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль, взаимодействуют с органами государственного земельного надзора в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".

При осуществлении муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое Областным законом от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным Областным законом.

Должностными лицами органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, проводятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков на основании плановых (рейдовых) заданий.

Порядок оформления и содержание заданий, указанных в настоящем пункте, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Дополнительными основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

выявление должностными лицами органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, по итогам проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков признаков нарушений требований федерального и областного законодательства, за которые федеральным и областным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность;

поступление в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль, обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, Ростовской области, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Статья 264 ГК РФ предусматривает, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в т.ч., на земли сельскохозяйственного назначения (п.п. 1 п. 1).

В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ).

В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Из приведенных правовых норм следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования ограничен его целевым назначением.

В судебном заседании установлено, что за Гриненко И.И. 10.07.2015 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 450000м2. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположен на территории Мокроельмутянского сельского поселения по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>

Не оспаривается, что вышеуказанный земельный участок был приобретен Гриненко И.И. у КФХ «Елена» согласно договору купли-продажи от 02.04.2014 г., которое ранее использовало его для выращивания различных сельскохозяйственных культур. Пролетарским отделом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 10.07.2015 года Гриненко И.И. Свидетельство на право собственности на этот участок. 06.08.2015 года на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности за Гриненко И.И. в размере 3/5 доли, и за Микрюковой Т.Н. в размере 2/5 доли (л.д. 7, 8, 215-218). Таким образом, правообладателями спорного земельного участка являются Гриненко И.И. и Микрюкова Т.Н.

В соответствии с распоряжением Администрации Мокроельмутянского сельского поселения от 09.07.2015 № 78 «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке сельхозназначения» (л.д. 17) 10.07.2015 года, в рамках полномочий, предоставленных муниципальному образованию вышеуказанными положениями действующего законодательства, специалистом Администрации Мокроельмутянского сельского поселения Беловым В.Н. проведена проверка соблюдения земельного законодательства на вышеуказанном земельном участке. По результатам проверки были выявлены признаки использования земельного участка не по целевому назначению и составлен акт, который был передан Главному государственному инспектору Пролетарского района по использованию и охране земель Разинковой Т.И. для принятия предусмотренного законом решения.

Главным государственным инспектором Пролетарского района по использованию и охране земель Разинковой Т.И. вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 24.07.2015 г., согласно которому Гриненко И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.8 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа (л.д. 14-16). Данное постановление вступило в законную силу. Доказательств обратного суду не представлено.

Из данного постановления, оцененного судом по правилам ст. 67 ГПК РФ следует, что Гриненко И.И. использует спорный земельный участок не по целевому назначению. Вдоль восточной стороны земельного участка проложена автодорога с улучшенным покрытием длиной 1105 метров при средней ширине дороги 10,0 метров на общей площади 1,1 га. При этом межевание дороги, постановка её на кадастровый учёт и изменение земель и разрешенного использования не осуществлено.

Из Акта осмотра территории Мокроельмутянского сельского поселения Пролетарского района от 04.08.2015 (в акте допущена описка, выразившаяся в указании 2016 г.) следует, что земельном участке выявлено скопление специальной техники: погрузчик, каток, грузовой автомобиль с регистрационным номером 0486КУ61, экскаватор HITACHI регистрационный ОК 61; имеются следы изъятия песка из грунта (л.д. 13). Данный акт ответчиками по делу не оспорен.

Согласно Заключению кадастрового инженера об обследовании границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, поле от 28.08.2015г. установлено, что на площади 16070 м2 отсутствует плодородный слой почвы и указанная площадь входит в земельный участок с северной стороны участка (л.д. 19).

Изложенные выше обстоятельства также подтверждаются фотоснимками, имеющимися в материалах дела (л.д. 30-34).

Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду согласиться с доводами истца о том, что земельный участок с правообладателями которого являются ответчики Гриненко И.И. и Микрюкова Т.Н., в нарушение требований действующего законодательства используется не по целевому назначению, в т.ч., для добычи полезных ископаемых. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

Суд критически оценивает договор аренды земельного участка от 01.07.2015 г., заключенный между Гриненко И.И. и Васильевым Р.Н. (л.д. 155-157), согласно которому спорный земельный участок ответчиком Гриненко И.И. передан в аренду Васильеву Р.Н. сроком с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Установлено, что на момент заключения договора аренды земельного участка от 01.07.2015 г. между Гриненко И.И. и Васильевым Р.Н. право собственности в отношении данного земельного участка за Гриненко И.И. зарегистрировано не было, так как согласно Свидетельству о государственной регистрации права (л.д. 6), права собственности за Гриненко И.И. в отношении спорного земельного участка первоначально было зарегистрировано 10.07.2015 г.

Вместе с тем, отсутствие такой регистрации влияет на правомочия лица по распоряжению недвижимым имуществом, в т.ч., при совершении каких-либо сделок.

Вышеуказанный вывод также подтверждается правовой позиций, изложенной в п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.

После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

При таких обстоятельствах, вышеуказанный договор для рассматриваемого спора, не имеет юридического значения, в силу чего, у суда отсутствуют основания для дачи правовой оценки действиям ответчика Васильева Р.Н. и возложения на него какой-либо обязанности. Установленную законом гражданско-правовую ответственность в данном случае должны нести правообладатели земельного участка Гриненко И.И. и Микрюкова Т.Н.

Кроме того, суд критически оценивает письменные доказательства, представленные стороной ответчика в обоснование возражений против заявленных исковых требований: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, заявление Гриненко И.И. о переводе спорного земельного участка в категорию «земли промышленности, для производственных целей, добычи полезных ископаемых», заявление Гриненко И.И. на имя главы Администрации Пролетарского района с просьбой провести проверку по факту добычи полезных ископаемых, фотоснимки с места добычи полезных ископаемых (л.д. 188-202), так как данные документы не опровергают вышеуказанные выводы суда. Из представленных стороной ответчика материалов, в т.ч., фотоснимков, следует, что нецелевое использование спорного земельного участка имело место, в т.ч., в период с 04.04.2015 г. по 06.05.2015 г. (л.д. 193-202). Суд учитывает, что договор купли-продажи земельного участка между КФХ «Елена» и Гриненко И.И. был заключен 02.04.2014 г. Несмотря на то, что переход права собственности на земельный участок за Гриненко И.И. был зарегистрирован 10.07.2015 г., это не исключало возможность использования такого земельного участка ответчиками с момента совершения вышеуказанной сделки, т.е., с 02.04.2014 г.. Суд учитывает, что на момент проверок, в ходе которых были выявлены нарушения земельного законодательства, 10.07.2015 г. и 04.08.2015 г. правообладателем спорного земельного участка являлся ответчик Гриненко И.И. С 06.08.2015 г. правообладателями данного земельного участка являются Гриненко И.И. и Микрюкова Т.Н. Надлежащих письменных доказательств того, что использование земельного участка не по целевому назначению, в т.ч., добыча полезных ископаемых с повреждением плодородного почвенного слоя была начата либо продолжается в настоящее время КФХ «Елена», либо другими лицами, суду не представлено. В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания для возложения какой-либо обязанности в связи с рассматриваемым спором на КФХ «Елена».

Таким образом, достоверно установлено, что спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения используется не по целевому назначению, что влечет за собой возложение обязанности на его правообладателей, ответчиков по делу Гриненко И.И. и Микрюковой Т.Н. по устранению допущенных нарушений.

Доводы стороны ответчика сводятся в основном к тому, что стороной истца не представлены доказательства того, что именно они осуществляют добычу полезных ископаемых на спорном земельном участке. Вместе с тем, из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что ответчики по делу, в независимости от того, используют ли они земельный участок лично, либо передали права в отношении земельного участка третьим лица, как правообладатели земельного участка несут как бремя содержания имущества (ст. 210 ГК РФ) так и предусмотренную законом ответственность за использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования. Доказательств изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка в установленном законом порядке суду не представлено.

Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (ст.ст. 12, 59, 60 ГПК РФ), в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░;

1. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ , ░░░░░░░░ 450000 ░2, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, <░░░░░>, <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░;

2. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 450000 ░2, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, <░░░░░>, <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░░ 16070 ░2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░          ░░░░░░░                                                                              ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                                                                               ░░░░░░░ ░.░.

2-36/2016 (2-1038/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Мокроельмутянского сельского поселения Пролетарского района Роствоской области
Ответчики
Васильев Р.Н.
Крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) "Елена"
Микрюкова Т.Н.
Гриненко И.И.
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области
Макеева И.Ю.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области
Суд
Пролетарский районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
proletarskys.ros.sudrf.ru
12.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2015Передача материалов судье
16.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2015Судебное заседание
29.12.2015Судебное заседание
18.01.2016Судебное заседание
28.01.2016Судебное заседание
04.02.2016Судебное заседание
10.03.2016Судебное заседание
10.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее