Решение по делу № 2-639/2024 от 02.07.2024

УИД №71RS0017-01-2024-000785-46

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2024 г. п. Одоев Тульской области

Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Романовой И.А.,

при секретаре Остроуховой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-639/2024 по исковому заявлению Васильевой Натальи Михайловны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании результатов межевания земельного участка недействительным, об установлении границ земельного участка,

установил:

Васильева Н.М. обратилась в суд с иском к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании результатов межевания земельного участка недействительным, об установлении границ земельного участка, ссылаясь на то, что ей принадлежит жилое помещение с кадастровым по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером площадью 1196 кв.м из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 21.01.2014. Жилое помещение принадлежало её родителям с 1993. Земельный участок принадлежал её отцу с 1996, граница не установлена, определена забором. 06.02.2024 кадастровым инженером ФИО1 проведено межевание земельного участка, подготовлен межевой план. 12.03.2024 из уведомления Управления Росреестра по Тульской области истцу стало известно, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером площадью 12212 кв.м из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего Российской Федерации, при этом государственный кадастровый учет приостановлен. При межевании земельного участка с кадастровым номером поставленного на кадастровый учет 01.11.2013 допущены ошибки, которые отразились в ГКН: не учтено местоположение жилого дома и границ земельного участка, обозначенных забором и существующих на местности более 15 лет. На земельном участке с кадастровым номером располагаются и другие домовладения.

На основании изложенного просит суд: признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью 12212 кв.м из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего РФ, недействительными; установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером площадью 1196 кв.м из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> по координатам характерных точек, определенных межевым планом кадастрового инженера ФИО1 от 29.02.2024.

В судебное заседание истец Васильева Н.М., её представитель по доверенности Лукьянов С.Б. не явились, при этом о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, представив возражения, в которых указал, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 01.11.2013 в соответствии с действовавшим законодательством. По сведениям ЕГРН право собственности Васильевой Н.М. на земельный участок, который ранее относился к землям лесного фонда, возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, при этом администрация сельского поселения не обладала полномочиями по распоряжению землями лесного фонда.

Представители третьих лиц: Управления Росреестра по Тульской области, Министерства природных ресурсов и экологии в Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

По основаниям, предусмотренным ст.167, 233 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства.

Выслушав ответчика, пояснения эксперта, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с положениями ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжениеземлейи другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ч. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

В соответствии со ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч.3 ст.6ЗК РФземельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст.11.2ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В статье11.9ЗК РФ определены требования к образуемым и измененнымземельнымучасткам. Их границы не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, жилой дом блокированной застройки <адрес> принадлежит на праве собственности Васильевой Н.М. по сведениям ЕГРН от 07.02.2024.

Васильевой Н.М. принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1196 кв.м по адресу: <адрес> с 03.02.2014.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 12212 кв.м по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, по данным ЕГРН от 23.05.2024.

29.02.2024 кадастровым инженером ФИО1 подготовлен межевой план в связи с уточнением описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером

Из заключения кадастрового инженера следует, что в ходе проведения кадастровых работ выявлена реестровая ошибка в местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером в связи с тем, что формирование земельного участка очевидно осуществлялось картометрическим методом с использованием планов лесничеств без выезда на местность. По аналогичной причине очевидно допущена ошибка в описании границ населенного пункта. Васильева Н.М. фактически земельный участок использует с 1996 (право собственности приобретено на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.01.2014), участок ухожен, с многолетними насаждениями, поворотные точки обозначены металлическими и деревянными столбами и деревянным штакетником, профлистом - сеткой рабицей. На земельном участке расположен ОКС – жилой дом. От точки н1 до точки н1 граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании письма Минэкономразвития РФ от 19.05.2009 №Д23-1465, согласование с которыми не требуется.

В судебном порядке по делу назначено проведение землеустроительной экспертизы в ООО «Альянс-Капитал».

Из выводов заключения эксперта №2024-1790 от 01.10.2024, следует, что в заключении кадастрового инженера указано, что работы выполнялись картометрическим (аналитическим) методом и что наложение на границы земельного участка с кадастровым номером не является единичным (имеются наложения на иные домовладения, объекты капитального строительства), можно сделать вывод о том, что при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером допущены ошибки и неточности. Устранить наложение границ земельного участка с кадастровым номером на границы земельного участка с кадастровым номером можно путем уточнения границ земельного участка с кадастровым номером . При этом исключению подлежит точка 1 с координатами: <данные изъяты> Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером по координатам характерных точек, обозначенных в межевом плане кадастровым инженером ФИО1 от 29.02.2024 возможно. Координаты характерных точек, установленные в ходе проведения экспертизы, совпадают с координатами, указанными в межевом плане. Межевой план подготовлен в полном соответствии с действующим законодательством, с включением всех необходимых для внесения в ЕГРН сведений.

В судебном заседании эксперт ФИО2 выводы, изложенные в заключении эксперта подтвердил, удостоверив наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , пояснив, что приведенные в межевом плане координаты, по которым предлагается установить границы земельного участка Васильевой Н.М., полностью соответствуют установленным в ходе проведения экспертизы, однако для их беспрепятственного установления необходимо исключить точку 1 границ земельного участка с кадастровым номером .

Оснований не доверять показаниям эксперта не имеется.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, является реестровой ошибкой.

На основании ст.70ЗК РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно ч.7 ст.1Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии со ст.7Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из: - реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); - реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); др.

На основании ст.8Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: - вид объекта недвижимости (земельныйучасток, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); - кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; - описание местоположения объекта недвижимости; - ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре); - кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости); - сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование; - площадь, если объектом недвижимости являетсяземельныйучасток, здание, помещение или машино-место; - кадастровые номера расположенных в пределахземельногоучасткаобъектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельныйучасток; - номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; др.

В силу ст.14Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - свидетельства о праве на наследство; - вступившие в законную силу судебные акты; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (карта-план территории).

Государственный кадастровый учет осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости; образованием объекта недвижимости; прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи; в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

На основании ст.18Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: - документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); -документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположенияграницземельногоучасткаи (или) его площади, за исключением случаев образованияземельногоучасткапри выделе изземельногоучасткаили разделеземельногоучастка, при которых преобразуемыйземельныйучастоксохраняется в измененныхграницах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположенияграницземельногоучастка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границземельныхучастков.

В отношенииземельныхучастков, местоположениеграницкоторых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.

В отношенииземельныхучастков, местоположениеграницкоторых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличииземельногоспора о местоположенииграництакихземельныхучастковс учетом заключений согласительной комиссии.

С 01.01.2017 исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Наличие спора о границах земельного участка, не разрешенного согласованием или посредством признания таких границ установленными, является препятствием для такого учета в силу пункта 25 части 1 статьи 26, статей 27 и 43 Закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельных участков при межевании, обусловленное нарушением установленного законом порядка или возражениями заинтересованного лица, устраняется путем признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора.

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 Закона).

В соответствии со ст.1Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровые работы выполняются в отношенииземельныхучастков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частейземельныхучастков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точекграницземельногоучастка(частиземельногоучастка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположенияграницземельного участка.

В соответствии с п.3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местностиграницмуниципальных образований и других административно-территориальных образований,границземельныхучастковс закреплением такихграниц межевыми знаками и определению их координат.

Основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земельзакреплены в Инструкции по межеваниюземель, утвержденной Комитетом РФ поземельнымресурсам и землеустройству 08.04.1996 г.

Согласно п.1.1 Инструкции, межеваниеземельпредставляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местностиграницземельногоучастка, определению его местоположения и площади.

В соответствии с п.2 Инструкции межеваниеземельвключает: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследованиеграниц размежевываемогоземельногоучасткас оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемыхземельныхучастково производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знакамиграницземельногоучасткас собственниками, владельцами и пользователями размежевываемыхземельныхучастков; сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площадиземельногоучастка; составление чертежаграницземельногоучастка; контроль и приемку результатов межеванияземельпроизводителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права спор о границах земельных участков разрешается судом по иску правообладателя уточняемого земельного участка к правообладателям смежных земельных участков.

При этом установление судом границ земельного участка посредством указания координат характерных точек не приводит к изменению фактических характеристик земельного участка, как индивидуально определенной вещи. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик земельного участка правообладателя, не изменяет фактических границ земельного участка, а приводит существующий объем прав лица на земельный участок в соответствие с действующим земельным законодательством и сложившимся порядком землепользования.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).

С учетом пояснений эксперта ФИО2 у суда нет оснований сомневаться в достоверности заключения кадастрового инженера Ассоциации саморегулируемой организации «Профессиональный Центр Кадастровых инженеров» ФИО1 потому как ошибка в местоположении границ указанного участка выявлена уполномоченным лицом - кадастровым инженером, проводившим кадастровые работы. При этом вывод о неверном расположении границ земельного участка с кадастровым номером надлежащим образом мотивирован. Факт выявления ошибки отражен в документе установленной формы - заключении кадастрового инженера, включенного в межевой план земельного участка от 29.02.2024.

Кроме того, факт наличия реестровой ошибки в местоположении земельного участка с кадастровым номером , установлен экспертом.

Суд принимает во внимание полноту и всесторонность заключения эксперта, применение методик исследования, оценивает их в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в деле и в соответствии со ст.67 ГПК РФ, признает достоверным и допустимым доказательством, поскольку является достаточно полным, ясным, научно аргументированным и обоснованным. Заключение дано экспертами, имеющим специальное образование в области кадастровой деятельности, в связи с чем у суда не возникает сомнений в обоснованности заключения эксперта, противоречий в выводах которого не имеется.

В связи с изложенным, в основу решения по делу возможно положить заключение эксперта №2024-1790 от 01.10.2024, выполненное ООО «Альянс-Капитал», поскольку оно соответствует требованиям закона, составлено компетентным лицом, научно обосновано.

В настоящее время очевидно несоответствие фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером и сведений о его границах, учтенных в ЕГРН, что подтвердилось при обработке специалистом геодезической съемки и сведений из ЕГРН.

Поскольку в результате проведения экспертизы не представилось возможным установить, были ли соблюдены при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером требования нормативных документов по межеванию земельных участков в связи с отсутствием необходимых документов, требование о признании результатов межевания этого земельного участка недействительным удовлетворению не подлежит, учитывая, что экспертом предложен вариант устранения нарушения прав истца иным способом.

Доводы ответчика сводятся к несогласию с приобретением Васильевой Н.М. права собственности на принадлежащий ей земельный участок, однако они не свидетельствуют об отсутствии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером

В судебном заседании из анализа исследованных доказательств установлены координаты, подлежащие исключению и установлению в ЕГРН, при этом спор между сторонами о фактическом землепользовании отсутствует, таким образом, межевой план от 29.02.2024 объективно и максимально верно отображает истинное положение границ земельных участков, в связи с чем, исковые требованияВасильевой Н.М. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Васильевой Натальи Михайловны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании результатов межевания земельного участка недействительным, об установлении границ земельного участка, удовлетворить частично.

Признать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером реестровой ошибкой, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о его характерной точке 1:

Обозначение

характерных точек

Координаты

Х

У

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 71:16:010103:28 по координатам характерных точек, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Терентьевым М.А. от 29.02.2024:

Обозначение

характерных точек

Координаты

Х

У

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи жалобы через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, а также сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2024

Председательствующий

УИД №71RS0017-01-2024-000785-46

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2024 г. п. Одоев Тульской области

Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Романовой И.А.,

при секретаре Остроуховой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-639/2024 по исковому заявлению Васильевой Натальи Михайловны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании результатов межевания земельного участка недействительным, об установлении границ земельного участка,

установил:

Васильева Н.М. обратилась в суд с иском к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании результатов межевания земельного участка недействительным, об установлении границ земельного участка, ссылаясь на то, что ей принадлежит жилое помещение с кадастровым по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером площадью 1196 кв.м из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 21.01.2014. Жилое помещение принадлежало её родителям с 1993. Земельный участок принадлежал её отцу с 1996, граница не установлена, определена забором. 06.02.2024 кадастровым инженером ФИО1 проведено межевание земельного участка, подготовлен межевой план. 12.03.2024 из уведомления Управления Росреестра по Тульской области истцу стало известно, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером площадью 12212 кв.м из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего Российской Федерации, при этом государственный кадастровый учет приостановлен. При межевании земельного участка с кадастровым номером поставленного на кадастровый учет 01.11.2013 допущены ошибки, которые отразились в ГКН: не учтено местоположение жилого дома и границ земельного участка, обозначенных забором и существующих на местности более 15 лет. На земельном участке с кадастровым номером располагаются и другие домовладения.

На основании изложенного просит суд: признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью 12212 кв.м из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего РФ, недействительными; установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером площадью 1196 кв.м из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> по координатам характерных точек, определенных межевым планом кадастрового инженера ФИО1 от 29.02.2024.

В судебное заседание истец Васильева Н.М., её представитель по доверенности Лукьянов С.Б. не явились, при этом о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, представив возражения, в которых указал, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 01.11.2013 в соответствии с действовавшим законодательством. По сведениям ЕГРН право собственности Васильевой Н.М. на земельный участок, который ранее относился к землям лесного фонда, возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, при этом администрация сельского поселения не обладала полномочиями по распоряжению землями лесного фонда.

Представители третьих лиц: Управления Росреестра по Тульской области, Министерства природных ресурсов и экологии в Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

По основаниям, предусмотренным ст.167, 233 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства.

Выслушав ответчика, пояснения эксперта, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с положениями ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжениеземлейи другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ч. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

В соответствии со ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч.3 ст.6ЗК РФземельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст.11.2ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В статье11.9ЗК РФ определены требования к образуемым и измененнымземельнымучасткам. Их границы не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, жилой дом блокированной застройки <адрес> принадлежит на праве собственности Васильевой Н.М. по сведениям ЕГРН от 07.02.2024.

Васильевой Н.М. принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1196 кв.м по адресу: <адрес> с 03.02.2014.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 12212 кв.м по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, по данным ЕГРН от 23.05.2024.

29.02.2024 кадастровым инженером ФИО1 подготовлен межевой план в связи с уточнением описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером

Из заключения кадастрового инженера следует, что в ходе проведения кадастровых работ выявлена реестровая ошибка в местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером в связи с тем, что формирование земельного участка очевидно осуществлялось картометрическим методом с использованием планов лесничеств без выезда на местность. По аналогичной причине очевидно допущена ошибка в описании границ населенного пункта. Васильева Н.М. фактически земельный участок использует с 1996 (право собственности приобретено на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.01.2014), участок ухожен, с многолетними насаждениями, поворотные точки обозначены металлическими и деревянными столбами и деревянным штакетником, профлистом - сеткой рабицей. На земельном участке расположен ОКС – жилой дом. От точки н1 до точки н1 граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании письма Минэкономразвития РФ от 19.05.2009 №Д23-1465, согласование с которыми не требуется.

В судебном порядке по делу назначено проведение землеустроительной экспертизы в ООО «Альянс-Капитал».

Из выводов заключения эксперта №2024-1790 от 01.10.2024, следует, что в заключении кадастрового инженера указано, что работы выполнялись картометрическим (аналитическим) методом и что наложение на границы земельного участка с кадастровым номером не является единичным (имеются наложения на иные домовладения, объекты капитального строительства), можно сделать вывод о том, что при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером допущены ошибки и неточности. Устранить наложение границ земельного участка с кадастровым номером на границы земельного участка с кадастровым номером можно путем уточнения границ земельного участка с кадастровым номером . При этом исключению подлежит точка 1 с координатами: <данные изъяты> Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером по координатам характерных точек, обозначенных в межевом плане кадастровым инженером ФИО1 от 29.02.2024 возможно. Координаты характерных точек, установленные в ходе проведения экспертизы, совпадают с координатами, указанными в межевом плане. Межевой план подготовлен в полном соответствии с действующим законодательством, с включением всех необходимых для внесения в ЕГРН сведений.

В судебном заседании эксперт ФИО2 выводы, изложенные в заключении эксперта подтвердил, удостоверив наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , пояснив, что приведенные в межевом плане координаты, по которым предлагается установить границы земельного участка Васильевой Н.М., полностью соответствуют установленным в ходе проведения экспертизы, однако для их беспрепятственного установления необходимо исключить точку 1 границ земельного участка с кадастровым номером .

Оснований не доверять показаниям эксперта не имеется.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, является реестровой ошибкой.

На основании ст.70ЗК РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно ч.7 ст.1Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии со ст.7Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из: - реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); - реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); др.

На основании ст.8Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: - вид объекта недвижимости (земельныйучасток, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); - кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; - описание местоположения объекта недвижимости; - ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре); - кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости); - сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование; - площадь, если объектом недвижимости являетсяземельныйучасток, здание, помещение или машино-место; - кадастровые номера расположенных в пределахземельногоучасткаобъектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельныйучасток; - номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; др.

В силу ст.14Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - свидетельства о праве на наследство; - вступившие в законную силу судебные акты; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (карта-план территории).

Государственный кадастровый учет осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости; образованием объекта недвижимости; прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи; в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

На основании ст.18Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: - документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); -документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположенияграницземельногоучасткаи (или) его площади, за исключением случаев образованияземельногоучасткапри выделе изземельногоучасткаили разделеземельногоучастка, при которых преобразуемыйземельныйучастоксохраняется в измененныхграницах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположенияграницземельногоучастка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границземельныхучастков.

В отношенииземельныхучастков, местоположениеграницкоторых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.

В отношенииземельныхучастков, местоположениеграницкоторых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличииземельногоспора о местоположенииграництакихземельныхучастковс учетом заключений согласительной комиссии.

С 01.01.2017 исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Наличие спора о границах земельного участка, не разрешенного согласованием или посредством признания таких границ установленными, является препятствием для такого учета в силу пункта 25 части 1 статьи 26, статей 27 и 43 Закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельных участков при межевании, обусловленное нарушением установленного законом порядка или возражениями заинтересованного лица, устраняется путем признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора.

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 Закона).

В соответствии со ст.1Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровые работы выполняются в отношенииземельныхучастков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частейземельныхучастков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точекграницземельногоучастка(частиземельногоучастка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположенияграницземельного участка.

В соответствии с п.3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местностиграницмуниципальных образований и других административно-территориальных образований,границземельныхучастковс закреплением такихграниц межевыми знаками и определению их координат.

Основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земельзакреплены в Инструкции по межеваниюземель, утвержденной Комитетом РФ поземельнымресурсам и землеустройству 08.04.1996 г.

Согласно п.1.1 Инструкции, межеваниеземельпредставляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местностиграницземельногоучастка, определению его местоположения и площади.

В соответствии с п.2 Инструкции межеваниеземельвключает: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследованиеграниц размежевываемогоземельногоучасткас оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемыхземельныхучастково производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знакамиграницземельногоучасткас собственниками, владельцами и пользователями размежевываемыхземельныхучастков; сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площадиземельногоучастка; составление чертежаграницземельногоучастка; контроль и приемку результатов межеванияземельпроизводителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права спор о границах земельных участков разрешается судом по иску правообладателя уточняемого земельного участка к правообладателям смежных земельных участков.

При этом установление судом границ земельного участка посредством указания координат характерных точек не приводит к изменению фактических характеристик земельного участка, как индивидуально определенной вещи. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик земельного участка правообладателя, не изменяет фактических границ земельного участка, а приводит существующий объем прав лица на земельный участок в соответствие с действующим земельным законодательством и сложившимся порядком землепользования.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).

С учетом пояснений эксперта ФИО2 у суда нет оснований сомневаться в достоверности заключения кадастрового инженера Ассоциации саморегулируемой организации «Профессиональный Центр Кадастровых инженеров» ФИО1 потому как ошибка в местоположении границ указанного участка выявлена уполномоченным лицом - кадастровым инженером, проводившим кадастровые работы. При этом вывод о неверном расположении границ земельного участка с кадастровым номером надлежащим образом мотивирован. Факт выявления ошибки отражен в документе установленной формы - заключении кадастрового инженера, включенного в межевой план земельного участка от 29.02.2024.

Кроме того, факт наличия реестровой ошибки в местоположении земельного участка с кадастровым номером , установлен экспертом.

Суд принимает во внимание полноту и всесторонность заключения эксперта, применение методик исследования, оценивает их в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в деле и в соответствии со ст.67 ГПК РФ, признает достоверным и допустимым доказательством, поскольку является достаточно полным, ясным, научно аргументированным и обоснованным. Заключение дано экспертами, имеющим специальное образование в области кадастровой деятельности, в связи с чем у суда не возникает сомнений в обоснованности заключения эксперта, противоречий в выводах которого не имеется.

В связи с изложенным, в основу решения по делу возможно положить заключение эксперта №2024-1790 от 01.10.2024, выполненное ООО «Альянс-Капитал», поскольку оно соответствует требованиям закона, составлено компетентным лицом, научно обосновано.

В настоящее время очевидно несоответствие фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером и сведений о его границах, учтенных в ЕГРН, что подтвердилось при обработке специалистом геодезической съемки и сведений из ЕГРН.

Поскольку в результате проведения экспертизы не представилось возможным установить, были ли соблюдены при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером требования нормативных документов по межеванию земельных участков в связи с отсутствием необходимых документов, требование о признании результатов межевания этого земельного участка недействительным удовлетворению не подлежит, учитывая, что экспертом предложен вариант устранения нарушения прав истца иным способом.

Доводы ответчика сводятся к несогласию с приобретением Васильевой Н.М. права собственности на принадлежащий ей земельный участок, однако они не свидетельствуют об отсутствии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером

В судебном заседании из анализа исследованных доказательств установлены координаты, подлежащие исключению и установлению в ЕГРН, при этом спор между сторонами о фактическом землепользовании отсутствует, таким образом, межевой план от 29.02.2024 объективно и максимально верно отображает истинное положение границ земельных участков, в связи с чем, исковые требованияВасильевой Н.М. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Васильевой Натальи Михайловны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании результатов межевания земельного участка недействительным, об установлении границ земельного участка, удовлетворить частично.

Признать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером реестровой ошибкой, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о его характерной точке 1:

Обозначение

характерных точек

Координаты

Х

У

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 71:16:010103:28 по координатам характерных точек, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Терентьевым М.А. от 29.02.2024:

Обозначение

характерных точек

Координаты

Х

У

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи жалобы через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, а также сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2024

Председательствующий

2-639/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Васильева Наталья Михайловна
Ответчики
Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области
Управление Росреестра по Тульской области
Лукьянов Сергей Борисович
Суд
Одоевский районный суд Тульской области
Судья
Романова Ирина Александровна
Дело на странице суда
odoevsky.tula.sudrf.ru
02.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2024Передача материалов судье
03.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2024Подготовка дела (собеседование)
31.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Судебное заседание
08.10.2024Производство по делу возобновлено
09.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Судебное заседание
30.10.2024Судебное заседание
02.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее