дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 12 мая 2021 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Шереметьевой С.Н.,
при секретаре Таганьязовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Инспекции федеральной налоговой службы № 5 по Оренбургской области к административному ответчику Мартыненко С.Ю. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС № 5 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Мартыненко С.Ю. Требование мотивирует тем, что налогоплательщик является собственником транспортного средства автомобиля ГАЗ 31105, рег.номер №, дата возникновения права собственности 13.12.2007 года. Ответчик имеет задолженность перед бюджетной системой в сумме 4 167,54руб., в том числе: транспортный налог – 3 916руб., пеня по транспортному налогу – 251,54руб. Налог подлежащий уплате физическими лицами в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В адрес налогоплательщика в порядке ст. 52 НК РФ направлены налоговые уведомления № от 25.08.2016г., согласно которому следует уплатить: транспортный налог за 2015 год в сумме 1 958руб. по сроку уплаты до 01.12.2016г., № от 06.08.2017г., согласно которому следует уплатить: транспортный налог за 2016 год в сумме 1 958руб. по сроку уплаты до 01.12.2017г. Суммы, указанные в налоговых уведомлениях не уплачены. В порядке ст. 75 НК РФ Инспекцией начислены пени за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства и направлены требования для добровольного исполнения за 2015 год № от 14.12.2016г. на сумму к уплате налога 1 965,83руб. из которых: транспортный налог – 1 958руб., пеня по транспортному налогу- 7,83руб. Задолженность предлагалось погасить в срок до 21.02.2017г. Требование за 2016 год № от 08.02.2018г. на сумму к уплате налога 1 992,92руб. из которых: транспортный налог – 1 958руб., пеня по транспортному налогу- 34,92руб. Задолженность предлагалось погасить в срок до 26.03.2018г. Требование направлено 12.02.2018г. и в установленный срок не исполнено. 20.12.2019 года инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пеням. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Соль-Илецкого района от 20.12.2019г. в удовлетворении заявления отказано, то тем основаниям, что задолженность по налогам и пени с должника не может быть взыскана в бесспорном порядке путем вынесения судебного приказа, поскольку требования предъявляются за пределами срока исковой давности. В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд ссылается на то, что Инспекцией производилось подключение нового программного обеспечения.
Административный истец просил восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Мартыненко С.Ю. задолженности по налоговым обязательствам в сумме 4 167,54руб. Взыскать с Мартыненко С.Ю. задолженность по налоговым обязательствам за 2015, 2016 года по транспортному налогу – 3 916руб., по пени по транспортному налогу – 251,54руб.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС № 5 по Оренбургской области Антропова С.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, явка не признана судом обязательной, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административный ответчик Мартыненко С.Ю. в судебное заседание не явился, конверт с судебным извещение вернулся с отметкой почтовой службы «истек срок хранения».
Согласно справки отдела адресно- справочной работы Оренбургской области административный ответчик Мартыненко С.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
Кроме того, стороны, участвующие в деле, извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области в сети интернет: https://sol-iletsky--orb.sudrf.ru в разделе «Судебное делопроизводство».
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Проверив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п. 1 ст. 69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п.п. 1,3 ст. 48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно п. 3,4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы регистрирующими органами.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 года №284-ФЗ, далее Закона о налогах на имущество физических лиц) плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно материалам дела Мартыненко С.Ю. является собственником транспортного средства автомобиля ГАЗ 31105, рег.номер №, дата возникновения права собственности 15.07.2014 года, автомобиля ГАЗ 3302, рег.номер № дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленного налогового уведомления № от 25.08.2016г., согласно которому следует уплатить: транспортный налог за 2015 год в сумме 1 958руб. по сроку уплаты до 01.12.2016г., № от 06.08.2017г., согласно которому следует уплатить: транспортный налог за 2016 год в сумме 1 958руб. по сроку уплаты до 01.12.2017г. Суммы, указанные в налоговых уведомлениях не уплачены.
В связи с тем, что ответчиком в добровольном порядке задолженность по налогу не была исполнена в его адрес было направлено требование за 2015 год № от 14.12.2016г. на сумму к уплате налога 1 965,83руб. из которых: транспортный налог – 1 958руб., пеня по транспортному налогу- 7,83руб. Задолженность предлагалось погасить в срок до 21.02.2017г. Требование за 2016 год № от 08.02.2018г. на сумму к уплате налога 1 992,92руб. из которых: транспортный налог – 1 958руб., пеня по транспортному налогу- 34,92руб. Задолженность предлагалось погасить в срок до 26.03.2018г. Требование направлено 12.02.2018г. и в установленный срок не исполнено.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что срок уплаты Мартыненко С.Ю. был установлен до 26.03.2018г..
Таким образом, исходя из положений статьи 48 НК РФ, последним днем подачи рассматриваемого административного иска являлось – 26.09.2018г., однако иск был направлен в суд лишь 20.12.2019г.. Сведения о пропуске указанного срока по уважительной причине в материалы дела не представлены.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
По смыслу процессуального законодательства, восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пени, штрафа) является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска, а не обязанностью.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, налоговый орган в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока не указал каких-либо объективных обстоятельств, послуживших препятствием для своевременного обращения в суд.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, заявителем также в материалы дела не представлено.
МИФНС России № 5 по Оренбургской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органам, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания, в связи с чем, истцу должны быть известны правила обращения в суд и правила исполнения судебных постановлений и судебных приказов.
Шестимесячный срок для обращения с иском является достаточным для подготовки необходимых документов и предъявления их в суд. Причин невозможности обращения в суд в установленный законом срок административным истцом не указано и доказательств их не представлено.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока налоговой инспекцией на обращение в суд и об отказе в его восстановлении.
Поскольку срок для взыскания задолженности истек, налоговым органом утрачена возможность для взыскания недоимки по налогам и пени.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока, в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции федеральной налоговой службы № 5 по Оренбургской области к административному ответчику Мартыненко С.Ю. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в соответствии с ч. 1 ст. 298 КАС РФ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья/подпись/ С.Н.Шереметьева
Решение суда в окончательной форме в соответствии с ч. 2 ст. 177 КАС РФ вынесено 26 мая 2021 года (с учетом выходных дней 15-16, 22-23 мая 2021 года).
Судья/подпись/ С.Н.Шереметьева