Дело № 2а-510/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Кирс 19 октября 2018 г.
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Неволиной С.П., при секретаре Катаргиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области города Кирс, административное дело по административному исковому заявлению Смолина Ю.И. к администрации Рудничного городского поселения Верхнекамского района Кировской области о признании незаконными действия администрации по отказу в предоставлении земельных участков и возложении обязанности оформить договор аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Смолин Ю.И. обратился в Верхнекамский районный суд с административным исковым заявлением, в его обосновании указав, что с ДД.ММ.ГГГГ он является главой <данные изъяты>, занимается разведением <данные изъяты> в <адрес>. Для увеличения поголовья ему необходима кормовая база. С ДД.ММ.ГГГГ он обрабатывает поля между <адрес> и <адрес>, поддерживает их в надлежащем состоянии. На сегодняшний день он единственный сельхозпроизводитель в <адрес> городском поселении. Истец неоднократно обращался в администрацию Рудничного городского поселения с просьбой оформить документы на земельные участки, которыми он пользуется, однако документы администрация так и не оформила. ДД.ММ.ГГГГ Смолин Ю.И. обратился к ответчику с письменным заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровым номером: №, площадью № кв.м.; №, площадью № кв.м. для сенокошения без проведения торгов в соответствии с п. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Письменный ответ на заявление истец получил после нескольких обращений, только ДД.ММ.ГГГГ, в котором он получил отказ в оформлении договора аренды на указанные земельные участки, хотя он был единственным заявителем. Администрация мотивирует свой отказ тем, что формирование этих земельных участков было проведено за счет заинтересованного лица, поэтому их предоставление будет проводиться по процедуре аукциона. Согласно п. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, истец имеет право на проведение ему этих земельных участков в аренду на срок до трех лет без проведения торгов, тем более он был единственным заявителем на эти земельные участки. Просит суд признать действия администрации Рудничного городского поселения об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами №, № не законными. В соответствии с п. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ обязать администрацию Рудничного городского поселения Верхнекамского района Кировской области оформить с ним договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами №, № для сенокошения сроком на 3 года без проведения торгов.
Административный истец Смолин Ю.И. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, привел доводы, изложенные в иске.
Представитель административного истца адвокат Максимова Л.В. требования истца поддержала, суду пояснила, что действия администрации Рудничного городского поселения являются незаконными, поскольку нарушен порядок предоставления земельных участков и порядок отказа в предоставлении спорных участков без проведения торгов. Нарушена процедура принятия заявлений и извещений о поступивших заявлениях, чем нарушаются права граждан, в том числе Смолина Ю.И., которые желали бы приобрести данный земельный участок в собственность или в аренду. Форма отказа на заявления Смолина Ю.И. в предоставлении земельных участков без проведения торгов административным ответчиком не соблюдена, чем нарушены требования Земельного кодекса РФ. Ни на одно из заявлений Смолин Ю.И. не получил мотивированных решений административного ответчика. Просит требования административного искового заявления удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Рудничного городского поселения Лебедушко О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, суду привела доводы, изложенные в письменном отзыве, из которого следует, что в ДД.ММ.ГГГГ в администрацию обратилось ООО «<данные изъяты>» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с №, образованного из земельного участка с № (2), площадью № кв.м. После согласования с Министерством лесного хозяйства Кировской области постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка, направленная в Управление Росреестра по Кировской области. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поселения поступили заявления о формировании земельных участков, образованных из земельного участка № площадью № кв.м. и № кв.м. После согласования с Министерством лесного хозяйства Кировской области, постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены схемы расположения земельного участка, и направлены в Управление Росреестра. После комплекса межевых работ, по результатам кадастровых работ были сформированы два земельных участка №, № из участка №. Помимо заявления Смолина Ю.И от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков в аренду для сенокошения, поступило заявление ФИО от ДД.ММ.ГГГГ и заявление ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду этих же земельных участков с целью дальнейшего перевода в другую категорию назначения. Все действия, предусмотренные п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, осуществлены иным заинтересованным лицом и за его счет, но не Смолиным Ю.И. Письмом администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № отказ Смолину Ю.И. не давался, а было указано, что предоставление земельных участков будет проводиться по процедуре аукциона, в котором он имеет полное право участвовать. Предоставление спорных земельных участков в аренду без проведения торгов ФИО, Смолину Ю.И. невозможно ввиду наличия заявления ООО «<данные изъяты>» о предоставлении земельных участков в аренду по процедуре аукциона. Просит учесть положения п.4 ст.39.17 Земельного кодекса РФ, согласно которому рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. Первоначальным заявителем о предоставлении спорных земельных участков в аренду без проведения торгов был ФИО Просит суд отказать в удовлетворении требований заявления Смолина Ю.И. в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО в судебном заседании по требованиям административного иска возражал.
Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду письменный отзыв, из которого следует, что административный истец не указал какие его права, свободы и законные интересы нарушены, просят в удовлетворении требований административного истца отказать.
Выслушав административного истца и его представителя адвоката Максимову Л.В., представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Согласно пп.19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданин обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, обеспечивает выполнение кадастровых работ. В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" проводится процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Рудничного городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: кадастровый №, категория земель: земли сельхозназначения, площадь № кв.м. и кадастровым №, площадь № кв.м., местоположение: <адрес>, разрешенное использование: сельхозназначение (л.д. 39-49).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, земельный участок с кадастровым №, площадью № кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым №, площадью № кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13, 14-16).
Смолин Ю.И. обратился в администрацию Рудничного городского поселения ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о предоставлении земельных участков, расположенных на территории Рудничного городского поселения, в аренду сроком на 3 года для сенокошения по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., кадастровый № участка № и кадастровый №, площадью № кв.м., основание предоставление земельного участка без проведения торгов п.19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (л.д. 7, 8).
Кроме административного истца ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении вышеуказанных земельных участков в аренду для сенокошения обратился ФИО, а ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ООО «<данные изъяты>» о предоставлении указанных участков сельскохозяйственного назначения в аренду для дальнейшего перевода данных участков в другую категорию назначения (л.д. 33-34, 35-36, 32).ДД.ММ.ГГГГ администрацией Рудничного городского поселения в адрес административного истца направлен письменное сообщение, из которого следует, что формирование земельных участков с кадастровыми №, № которые Смолин Ю.И. желает приобрести в аренду, произведено за счет средств заинтересованного лица, поэтому предоставление данных участков будет производиться по процедуре аукциона. В настоящее время готовится аукционная документация, извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды будет размещено на сайте муниципального образования Рудничного городского поселения в сети «Интернет» и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д. 9).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Положениям статьи 11 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 ЗК РФ.
Подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается, в том числе, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Кодекса оснований.
Вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах права.
Как следует из пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ, если заявления о предоставлении земельного участка не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня поступления заявления уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов дела следует, что решений по заявлениям Смолина Ю.И. о предоставлении земельных участков в аренду либо об отказе в предоставлении с указанием оснований отказа административным ответчиком не принято. Письмо Администрации Рудничного городского поселения Верхнекамского района от ДД.ММ.ГГГГ сведений по данному вопросу не содержит.
Доводы представителя административного ответчика, что истцу отказано в предоставлении спорных земельных участков в аренду на основании п.12 ст.39.16 Земельного кодекса РФ противоречат материалам дела.
Согласно п.12 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.
Имеющееся в материалах дела заявление ООО «<данные изъяты>» о предоставлении спорных земельных участков в аренду (л.д.32) не свидетельствует о том, что указанное заявление заинтересованного лица поступило в соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса как заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора аренды.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявления Смолина Ю. И. от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению земельных участков с кадастровыми номерами №, № в аренду без проведения торгов по существу, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, не рассмотрены. Поэтому в указанной части административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Однако суд не может согласиться с требованиями административного искового заявления в части возложения обязанности на администрацию Рудничного городского поселения Верхнекамского района Кировской области оформить с административным истцом договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами №, № для сенокошения сроком на 3 года без проведения торгов.
Заявления Смолина Ю.И. о предоставлении спорных земельных участков аренду в соответствии с требованиями земельного законодательства не рассмотрены, поэтому суд не вправе подменять решение уполномоченного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.
Суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Смолина Ю.И. подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Смолина Ю. И. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации Рудничного городского поселения по рассмотрению заявлений Смолина Ю. И. от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
Обязать Администрацию Рудничного городского поселения устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявлений Смолина Ю. И. от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению земельных участков с кадастровыми номерами №, № в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 24 октября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кировского областного суда, через Верхнекамский районный суд Кировской области в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде.
Федеральный судья С.П. Неволина