судья Тупаленко В.М. |
№ 33-3340/2022 |
УИД 24RS0057-01-2020-001302-08 |
|
2.209г |
|
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
|
г. Красноярск |
20 апреля 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Кучеровой С.М.,
судей: Медведева И.Г., Михайлинского О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болеловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по иску Юлуевой Татьяны Васильевны, Коноваловой Татьяны Николаевны, Шкариной Светланы Александровны, Бричиковой Ларисы Леонидовны к администрации г.Шарыпово об обязании организовать строительство дороги местного значения, организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Шарыпово Теплякова В.А.,
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 9 сентября 2021 г., которым постановлено: обязать администрацию г. Шарыпово в течение года со дня вступления решения в законную силу организовать строительство дороги местного значения с твердым покрытием и мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: системы теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельным участкам: с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юлуева Т.В., Коновалова Т.Н., Шкарина С.А., Бричикова Л.Л. обратились в суд с иском к администрации г.Шарыпово об обязании организовать строительство дороги местного значения, организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры.
Требования обоснованы тем, что в 2016-2017 гг. в соответствии с Законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» истцам и членам их семей как многодетным семьям предоставлены бесплатно в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства, расположенные на окраине г.Шарыпово Красноярского края, на существенном удалении от всех коммуникаций инженерной инфраструктуры. В августе 2019 г. истцы обратились к администрации г.Шарыпово для получения информации о наличии подведенных к предоставленным земельным участкам инженерных коммуникаций и строительстве асфальтированной дороги, ответчиком дан ответ, что оборудование земельных участков инженерными коммуникациями и строительство дороги к земельным участкам является перспективными планами администрации муниципального образования, однако денежные средства на данные мероприятия отсутствуют. Кроме того, в данных ответах не указывались планируемые даты проведения и строительства. Отсутствие инженерных коммуникаций на предоставленных земельных участках и автомобильной дороги нарушает права истцов как многодетных семей в части использования их по назначению в целях индивидуального жилищного строительства. Вопросы финансирования на данные цели должны были решаться администрацией муниципального образования на этапе формирования земельных участков и до принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность членам многодетных семей.
Юлуева Т.В., Коновалова Т.Н., Шкарина С.А., Бричиковой Л.Л., уточнив исковые требования, просили возложить на администрацию г.Шарыпово обязанность в срок до 1 мая 2022 г. организовать строительство автомобильной дороги местного значения с твердым покрытием, обеспечивающую подъезд от земель общего пользования к земельным участкам: с кадастровым №, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым №, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым <адрес>, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым №, расположенному по адресу: <адрес>; тротуары, ливневки (дренажные трубы) для беспрепятственного протекания сточных вод; а также обязать администрацию г.Шарыпово организовать мероприятия по строительству инженерной инфраструктуры: системы теплоснабжения, коммунального водоснабжения, водоотведения и уличного освещения к указанным земельным участкам.
Определением суда первой инстанции от 24 декабря 2021 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Юлуев Р.И. действующий от своего имени и в интересах Юлуева А.Р., Юлуевой Я.Р., Шкарин А.С. действующий от своего имени и в интересах Шкариной М.А., Шкарина С.А., Коновалов П.С., действующий от своего имени и в интересах Коновалова И.П., Коновалова В.П., Бричиков А.В., действующий в своих интересах и в интересах Бричиковой А.А., Бричикова Н.А., а также МКУ «Служба городского хозяйства», КУМИ и ЗО администрации г. Шарыпово.
Определением суда первой инстанции от 1 февраля 2021 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен в участию в деле Отдел архитектуры и градостроительства администрации г.Шарыпово.
Определением суда первой инстанции от 30 марта 2021 г. в качестве соответчика привлечено Правительство Красноярского края.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение от 9 сентября 2021 г.
Судом первой инстанции также принято дополнительное решение от 15 декабря 2021 г., которым в удовлетворении исковых требований Юлуевой Т.В., Коноваловой Т.Н., Шкариной С.А., Бричиковой Л.Л. к Правительству Красноярского края об обязании организовать строительство дороги местного значения, организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры, отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Шарыпово Тепляков В.А. просит решение суда от 9 сентября 2021 г. отменить, ссылаясь на то, что суд излишне указал в решении на обязанность администрации организовать строительство дороги местного значения с твердым покрытием, поскольку выбор типа дорожной одежды должен оставаться за органом местного самоуправления. Кроме того, возлагая на администрацию обязанность организовать мероприятия по строительству инженерной инфраструктуры, суд должен был привлечь к участию в деле соответствующие ресурсоснабжающие организации, в том числе в целях установления технической возможности по строительству соответствующих инфраструктурных систем. Также полагает, что установленный судом срок для исполнения решения является недостаточным как для выполнения мероприятий по изысканию средств, так и для выполнения соответствующих работ.
Представителем Правительства Красноярского края Бакшт Д.А. поданы пояснения на апелляционную жалобу представителя администрации г. Шарыпово Тепляков В.А.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом и заблаговременно извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, обеспечено их право участвовать в судебном разбирательстве при рассмотрении апелляционной жалобы, однако, они не явились в судебное заседание, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, явку представителей в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда не обеспечили.
На основании статей 167 и 327 ГПК РФ, статьи 165.1 ГК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и пояснений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда исходя из следующего.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья, Президентом Российской Федерации 7 мая 2012 г. издан Указ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктом 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что решение вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 4 Закона края от 4 декабря 2008 г. №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа.
По дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Приказом от 9 сентября 2013 г. № 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, установлено в суде апелляционной инстанции, Юлуева Т.В., Коновалова Т.Н., Шкарина С.А., Бричикова Л.Л. относятся к категории многодетных граждан, имеющих трех и более детей.
Распоряжением администрации города Шарыпово № 913 от 04.07.2016 г. Юлуевой Т.В. и членам её семьи <данные изъяты> предоставлен бесплатно в общую долевую собственность, по 1/5 доли каждому в праве собственности, земельный участок, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, имеющий местоположение: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на земельный участок указанных лиц подтверждается Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество от 25.07.2016 г.
Распоряжением администрации города Шарыпово № 1245 от 12.09.2016 г. Бричиковой Л.Л. и членам её семьи <данные изъяты> предоставлен бесплатно в общую долевую собственность, по 1/5 доли каждому в праве собственности, земельный участок, из земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 1000 кв.м, в том числе охранная зона площадью 15 кв.м для обслуживания воздушной линии электропередачи ВЛ 10 кВ, имеющий местоположение: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на земельный участок указанных лиц подтверждается Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество от 27.09.2016 г.
Распоряжением администрации города Шарыпово № 1246 от 12.09.2016 г. Коноваловой Т.Н. и членам её семьи <данные изъяты> предоставлен бесплатно в общую долевую собственность, по 1/5 доли каждому в праве собственности, земельный участок, из земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 1001 кв.м, в том числе охранная зона площадью 15 кв.м для обслуживания воздушной линии электропередачи ВЛ 10 кВ, имеющий местоположение: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на земельный участок указанных лиц подтверждается Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество от 06.10.2016 г.
Распоряжением администрации города Шарыпово № 599 от 23.05.2017 г. Шкариной С.А. и членам её семьи <данные изъяты> предоставлен бесплатно в общую долевую собственность, по 1/5 доли каждому в праве собственности, земельный участок, из земель населенных пунктов, с кадастровым №, площадью 1000 кв.м, имеющий местоположение: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на земельный участок указанных лиц подтверждается Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество от 05.09.2017 г.
Из коллективного письма жителей 8-го микрорайона г. Шарыпово, в том числе истцов, главе администрации г. Шарыпово <данные изъяты> следует, что в связи с невозможностью подъезда к земельным участкам, предоставленным в 2016 г. в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, граждане просят провести обследование улиц <адрес>, провести ремонт дорог, осуществить её отсыпку, выравнивание, укладку дренажной трубы для бесперебойного протекания сточных вод, освещение улиц, а также принять меры к регулярному обслуживанию 8 микрорайона, кроме того, просят обустроить проезд <адрес> пешеходным переходом.
Из ответа администрации г. Шарыпово от 05.09.2019 г. жителям 8-го микрорайона г. Шарыпово следует, что по причине ограниченности средств местного бюджета строительство автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в микрорайоне № 8 города Шарыпово возможно только при условии выделения средств краевого бюджета в рамках реализации краевых целевых программ. Для выполнения работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог необходимы дополнительные затраты для предварительной разработки проектной документации. Учитывая дефицит бюджетов муниципальных образований ежегодно Правительством Красноярского края предоставляются субсидии за счет средств дорожного фонда края в рамках программы «Дороги Красноярья» государственной краевой программы «Развитие транспортной системы» на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения. Субсидии могут использоваться на содержание и ремонт автомобильных дорог, на повышение безопасности дорожного движения. В первоочередном порядке выполняется ремонт дорог по маршруту движения общественного транспорта. В 2019 г. с учетом износа дорожного покрытия в рамках выделенного финансирования был выполнен ремонт участков автомобильных дорог на проспекте Байконур в г.Шарыпово и на улице Труда и поселке Дубинино. Строительство автомобильных дорог в городских районах малоэтажной застройки частного сектора программными мероприятиями не предусмотрено. Проблема, связанная с недофинансированием дорожной отрасли, актуальна в целом по Красноярскому краю и город Шарыпово не является в данном случае исключением. Потребность в финансовых средствах для полномасштабного развития улично-дорожной сети города Шарыпово органам краевой исполнительной власти известна, однако дефицит финансирования не восполняется по причине напряженных финансовых параметров дорожного фонда Красноярского края. В настоящее время финансовая возможность для строительства и обустройства дорог элементами транспортной инфраструктуры в микрорайоне № 8 города Шарыпово отсутствует. Решение данного вопроса зависит от поступления средств краевых субсидий на развитие дорожной отрасли. Обозначенный вопрос находится на контроле и будет реализовываться в случае принятия соответствующих программ краевого уровня.
Постановлением администрации г. Шарыпово № 21 от 29.01.2018 г. о внесении изменений в постановление администрации г. Шарыпово от 28.06.2012г. № 12, утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, согласно которому улицы <данные изъяты> отсутствуют в Приложении № 1 к вышеуказанному постановлению.
Согласно проекту Генерального плана Городского округа город Шарыпово, находящегося на стадии согласования и утверждения, в 8 микрорайоне г.Шарыпово, где находятся земельные участки истцов, планируется к размещению: улицы и дороги местного значения, водопровод, канализация самотечная.
Подключение земельных участков истцов к объектам инженерной инфраструктуры, системам теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения, невозможно в связи с отсутствие таких объектов.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, исходил из того, что обязанность по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения, в том числе при предоставлении многодетным гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предназначенным для оказания государственной поддержки семьи, в силу закона возложена на органы местного самоуправления, бездействие администрации г. Шарыпово по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность использования многодетными семьями предоставленных им земельных участка для возведенных домов и индивидуального жилищного строительства, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы истцов и членов их семей.
В данном случае бесплатное предоставление уполномоченным органом местного самоуправления в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, мерой государственной поддержки многодетных семей, как нуждающихся в особой заботе со стороны государства, исполнительных органов местного самоуправления и общества, а отсутствие транспортной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, предоставленных перечисленным многодетным семьям, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости, права и законные интересы многодетных семей, в том числе на достойные условия проживания, возложение на многодетные семьи финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных им бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков недопустимо, поскольку в значительной мере обесценивает данную меру социальной поддержки.
В связи с чем, учитывая, что с момента предоставления истцам Юлуевой Т.В., Коноваловой Т.Н., Бричиковой Л.Л. и членам их семей вышеназванных земельных участков в 2016 г., а семье Шкариной С.А. в 2017 г. и до момента обращения истцов в суд в октябре 2020 г. прошло более трех лет, однако администрацией г.Шарыпово не приняты в разумный срок должные меры для обеспечения данных земельных участков необходимой коммунальной, транспортной инфраструктурой, не разработан комплекс мер по обеспечению выделенных истцам земельных участков объектами инфраструктуры, при этом вопрос об обеспечении данных участков необходимой социальной инфраструктурой при формирования бюджета вплоть до 2021 г. не рассматривался, суд первой инстанции принял решение об удовлетворении заявленных требований и возложил на орган местного самоуправления соответствующую обязанность.
Определяя срок выполнения ответчиком действий по исполнению установленной законом обязанности, суд первой инстанции принял во внимание характер спора и пришел к выводу, что разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела.
Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, указанная категория граждан должна быть обеспечена земельными участками с инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения).
Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, указывая на то, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления организационных полномочий в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, дорожной деятельности не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 г. № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В данном случае земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов предоставлялись истцам/третьим лицам для улучшения жилищных условий многодетных семей. При этом предоставление земельного участка при отсутствии возможности подключения жилого дома к инженерным сетям и при отсутствии транспортной инфраструктуры, не является улучшением жилищных условий. Истцы и третьи лица с учетом действующего правового регулирования при предоставлении им земельных участков для индивидуального жилищного строительства вправе были рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры и дороги, обеспечивающих необходимый уровень жилищного благополучия.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в частности выбор типа дорожной одежды, являются несостоятельными и отмену принятого по делу судебного постановления не влекут, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться ответчиком в нарушение норм действующего законодательства.
К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими (пункт 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. № 270-ст.).
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что право выбора типа дорожной одежды должно оставаться за органом местного самоуправления не опровергают правильность выводов суда о том, что дорога местного значения в пределах городского округа должна иметь твердое покрытие.
Довод апелляционной жалобы о не привлечении судом к участию в деле ресурсоснабжающих организаций судебной коллегией отклоняется, так как обязанность организационных мер по обеспечению земельных участков необходимой транспортной, коммунальной инфраструктурой, как следует из приведенных выше норм законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, возлагается на орган местного самоуправления, вопросы установления особенностей технической реализации организации строительства соответствующих инфраструктурных систем охватываются полномочиями администрации города и подлежат разрешению в ходе проведения мероприятий по исполнению решения.
Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о неразумности срока, предоставленного судом для устранения нарушений законодательства, поскольку указанный срок установлен судом с учетом обстоятельств дела, доводов ответчика, норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также действий, которые следует совершить в целях устранения допущенных нарушений. Установленный судом срок является значительным, разумным и позволяющим принять меры по устранению допущенных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо подтвержденных доказательствами обстоятельств, которые опровергают выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 9 сентября 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Шарыпово Теплякова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: