Решение от 19.01.2023 по делу № 2-426/2023 (2-9231/2022;) от 01.07.2022

УИД: 11RS0001-01-2022-010529-96

Дело 2-426/2023 (2-9231/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Баженовой Т.С.,

при секретаре Гейнерт К.А.,

с участием истца Лиханова А.С.,

представителя ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Республике Коми Оплесниной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 19 января 2023 года гражданское дело по иску Лиханова Андрея Святославовича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании права на получение социальных выплат, взыскании пособия,

установил:

Лиханов А.С. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании права на получение социальных выплат (социальной пенсии в связи с социальным статусом), взыскании 320 000 рублей пособия за 16 месяцев очного обучения в образовательном учреждении ФКУ ИК-1, указав в обоснование, что в период с ** ** ** по ** ** ** являлся воспитанником ...) и учился до ... класса в МОУ СОШ №... ..., после окончания ... класса поступил в ... №..., где обучался в период с ** ** ** по ** ** **. В дальнейшем обучался в Сыктывкарском колледже сервиса и связи №... с ** ** ** по ** ** **. В период обучения ежемесячно получал социальные выплаты в связи с наличием у него статуса «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В ** ** ** был осужден к лишению свободы, наказание прибыл отбывать в ФКУ ИК-1, где был зачислен на очное обучение с ... по ... классы в образовательное учреждение ГОУ РК «...» при ИК-1, однако при обучении в РЦО в период с ** ** ** по ** ** ** никаких социальных выплат он не получал.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Республиканский центр образования», УФСИН России по ..., в качестве соответчика – ФСИН России.

В судебном заседании истец Лиханова А.С., принимавший участие посредством системы видеоконференц-связи, на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на ранее получаемую меру социальной поддержки при обучении в колледже, при этом ясных пояснений относительно того, какая именно мера социальной поддержки ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, должна была быть выплачена и не выплачена ответчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, не указал.

Представитель ответчиков и третьего лица УФСИН России по Республике Коми Оплеснина В.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать со ссылкой на письменный отзыв и письменные дополнения к нему.

Третье лицо Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Республиканский центр образования», при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, своей позиции относительно заявленных требований не высказало.

Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, и, оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что истец Лиханов А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (...).

С ** ** ** Лиханов А.С. являлся учащимся ГПОУ «...», обучался по очной форме обучения по профессии «...». С ** ** ** Лиханов А.С. был «условно» переведен на следующий курс с последующим устранением академической задолженности. ** ** ** Лиханов А.С. отчислен из колледжа, как не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность (...).

Согласно справке о стипендии и питании ГПОУ «СПТ» (ранее ГПОУ «...»), в период обучения в колледже Лиханов А.С. являлся получателем стипендии, также получал выплаты на питание, проезд, пособие на приобретение учебной литературы, письменных принадлежностей и рабочей формы (...).

Из ответа ГПОУ «...» от ** ** ** №... следует, что Лиханов А.С. обучался в данном колледже по профессии «...» с ** ** ** по ** ** **; приказом от ** ** ** №... был поставлен на государственное обеспечение, как студент из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период обучения в колледже получал социальную стипендию, академическую стипендию, материальную помощь, компенсацию на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, компенсацию на проезд и питание (...).

С ** ** ** по ** ** ** Лиханов А.С. отбывал меру уголовного наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, находился на полном государственном обеспечении.

В период с ** ** ** истец обучался в Учебно-консультационном пункте «...» Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «...» в ... классах по очной форме обучения по программе среднего общего образования (...).

С 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

6) предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита;

7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ даны понятия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотренные данным федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам (пункт 3).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей выплачивается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением указанных лиц, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в размере трехмесячной государственной социальной стипендии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также иных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования заключаются в предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещении их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мерах по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи и системном единстве следует, что при обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государство гарантирует им обучение и содержание за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до окончания обучения по названным образовательным программам. Такое правовое регулирование направлено на осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты с учетом особенностей положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию и реализации конституционного права на образование.

Поскольку материалами дела подтверждается, что истец Лиханов А.С. обучался в Учебно-консультационном пункте «...» Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «...» по программе среднего общего образования, а не по основным профессиональным образовательным программам, в указанный период истец, содержась в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, находился на полном государственном обеспечении: ему предоставлялись жилищные условия, питание, одежда, медицинское обслуживание и т.д., правовых оснований для назначения и выплаты Лиханову А.С. стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, которые он ранее получал в колледжах, не имелось.

Кроме того, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, не осуществляло обучение Лиханова С.А., в связи с чем дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно социальная стипендия, пособие на приобретение учебной литературы, не могли быть реализованы (назначены и выплачены) исправительным учреждением.

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Выплата назначается, если у умерших родителей ребенка имеется страховой стаж (часть 2 статьи 4, статьи 6, 10).

Если у умерших родителей (умершей одинокой матери) ребенка-сироты отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия детям до 18 лет или до 23 лет, которые обучаются по очной форме по основным образовательным программам в образовательных организациях в соответствии с абзацами 2, 10 статьи 2, подпункта 8 пункта 1 статьи 4, пункта 6 статьи 5, подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 11 Федерального закона от ** ** ** № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из решения УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) от ** ** ** №... следует, что Лиханов С.А. ** ** ** обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Пенсионным органом было принято решение об отказе в назначении пенсии в связи с непредоставлением свидетельства о рождении, свидетельства о смерти, документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении умершего кормильца.

Таким образом, учитывая изложенное, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, как ответчик, к которому Лихановым С.А. заявлены исковые требования, прав истца на получение социальных выплат (социальной стипендии, пенсии по потере кормильца) не нарушало, поскольку не являлось лицом, назначающим и выплачивающим социальную стипендию и пособие, которое ранее истец получал в ГПОУ «Сыктывкарский индустриальный колледж», ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи», а также лицом, назначающим и выплачивающим пенсию по потере кормильца.

В силу статей 12, 35, 39, 56, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности и диспозитивности гражданского процесса, только истец определяет защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196). Лицо, обращающееся в суд, самостоятельно избирает способ защиты нарушенного права, определяет конкретное материально-правовое требование, наделено правом изменить его предмет (содержание требований) и основание (доказательства, содержащие в себе сведения о наличии определенного рода обстоятельств), уточнить ранее заявленные исковые требования. Вследствие этого, суд, согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и в отношении того ответчика, который указан истцом, исходя из заявленных им предмета и основания иска.

При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Лиханова С.А. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (...) ░ ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ 1021100524060), ░░░░ ░░░░░░ (░░░░ 1047797031479) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-426/2023 (2-9231/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лиханов Андрей Святославович
Ответчики
ФКУ ИК-1 г. Сыктывкара
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Баженова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
19.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее