51RS0020-01-2023-000281-40
Дело №2-695/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2023 год город Снежногорск
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.М.,
при секретаре Сукачевой Е.С.,
с участием представителя истца Зайцевой В.С. - адвоката Мосеева О.В., действующего на основании ордера №... от 28.03.2023 г., предоставившего удостоверение №..., выданное Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области от 14.09.2015 г.,
представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии №120» Федерального медико-биологического агентства России - исполняющей обязанности главного врача Авериной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Полярного районного суда Мурманской области гражданское дело по иску Зайцевой В. С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии №120» Федерального медико-биологического агентства России о взыскании недополученных денежных средств,
установил:
Зайцева В.С. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии №120» Федерального медико-биологического агентства России (далее по тексту ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России) о взыскании с работодателя недополученных дополнительных выплат, которые полагаются сотруднику, отнесенному к категории медицинских работников, при отсутствии медицинского образования, и осуществлявших медицинскую деятельность в соответствии со своими трудовыми обязанностями. В обоснование исковых требований истец указала на следующие обстоятельства.
Зайцева В.С. работала в ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России в должности лаборанта отдела организации лабораторного обеспечения с 11.01.2021 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597, приказом главного врача ФГБУЗ ЦГиЭ №120 ФМБА России №50 от 18.02.2022 г. было утверждено и введено в действие с 01.01.2022 г. Положение об использовании дополнительных финансовых средств. В приложении №1 данного Положения, в пункте 1 указаны медицинские работники, предоставляющие медицинские услуги. В данном списке под номером 13 указана должность лаборанта*. В расшифровке указана, что должность лаборанта приравнена к медицинским работникам.
Приказом Минздрава №866н от 19.08.2021 г. установлен классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В соответствии с п.11 классификатора, санитарно-гигиенические лабораторные исследования относятся к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность.
В соответствии с Приказом Минздрава России №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» пункта 1.4, должность лаборанта отнесена к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с Письмом Минздрава России от 29.06.2012 г. №12-1/10/2-362 «Об отнесении отдельных должностей работников к категории медицинских работников», в случае, если работник с высшим (средним немедицинским профессиональным образованием в соответствии с трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкцией, осуществляет медицинскую деятельность, он может быть отнесен к категории медицинских работников.
Исходя из функциональных обязанностей, закрепленных в трудовом договоре и должностной инструкцией, возложенных на истца, на нее в полной мере распространяются положения Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597, должна назначаться и выплачиваться дополнительная выплата «дорожная карта».
Работодателем незаконно с 01.12.2022 г. прекращена выплата «дорожной карты» со ссылкой на Приказ №212 от 18.11.2022 г. Истец полагает, что при наличии высшего образования, ее должность обеспечивают предоставление медицинских услуг.
28.11.2022 г. работодатель для установлении видимости законности отказа в выплате «дорожной карты» издал приказ №239 «об изменении штатного расписания», которым должность лаборанта переименовал в должность техника по отбору проб с 01.02.2023 г. Работодатель 30.11.2022 г. выдал истцу Уведомление о переименовании должности, к которой указано, что мероприятия по изменению названия не повлекут изменение трудовой функции. Новая должностная инструкция, подготовленная работодателем в связи с переименованием должностей, идентична и соответствует функциям и обязанностям должности лаборанта.
Уточнив исковые требования, Зайцева В.С. просила суд:
- обязать ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России произвести оплату недополученной дополнительной выплаты «дорожная карта» с 01 декабря 2022 года по 01 февраля 2023 года в размере 60 000 рублей, обязать ответчика произвести перерасчет и выплатить недополученные при увольнении денежные средства с учетом недополученных выплат.
В суд истец Зайцева В.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Ее представитель адвокат Мосеев О.В. уточненные требования Зайцевой В.С. поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Пояснил, что Зайцева В.С. имеет высшее педагогическое образование по квалификации «математик», в 2021 году прошла переподготовку по квалификации лаборанта химического анализа 4 разряда, в 2022 году прошла профессиональную переподготовку по программе «Подготовка инженеров-лаборантов химического анализа испытательной лаборатории». Истец имеет высшее образование и ее должность обеспечивает предоставление медицинских услуг. Должность «лаборант» переименована в должность «техник по отбору проб» на основании приказа работодателя №239 от 28.11.2022 г. с 01 февраля 2023 г. То есть должность «лаборант», входящая в список должностей, которым положены выплаты в силу Указа Президента, действует до 01.02.2023 г. Средняя доплата в месяц по «дорожной карте» составляла 40 000 рублей, следовательно, истцу не доплатили за декабрь 2022 г. 20 000 рублей, а также за январь 2023 г. 40 000,00 рублей, а всего 60 000 рублей.
Представитель ответчика ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России Аверина А.С. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что истец была принята на работу в отдел профилактической дезинфекции на должность медицинского дезинфектора, затем 11.01.2021 г. переведена на должность лаборанта. Приказом №228 главного врача учреждения от 03.12.2021 г. отдел по работе с заказчиком и управлением качества переименован в отдел организации лабораторного обеспечения, с изменением наименований должностей, в том числе должность техника по отбору проб переименована в должность лаборанта. В учреждении разработан локальный акт - Положение об использовании дополнительных финансовых средств, предназначенных для реализации обеспечения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597, утвержденное приказом №50 главного врача от 18.02.2022 г., согласно которому должность истца «лаборант» была отнесена к среднему медицинскому персоналу. Данное решение было ошибочным и не соответствовало требованиям Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. в части отнесения сотрудника к медицинским работникам. Редакция данного Положения действовала до 20.10.2022 г. Приказом №212 от 18.10.2022 г. В Положение было внесено изменение в соответствии с разъяснениями Департамента медицинского образования Министерства здравоохранения РФ от 01.04.2022 г. С данным изменением истец ознакомлена в установленном законом порядке. Изменения в Положении не затронули условий трудового договора истца. Кроме этого, Приказом Минздрава РФ от 19.08.2021 г. определен перечень медицинских услуг, которые содержат, в том числе, санитарно-гигиенические лабораторные исследования, медицинскую микробиологию, организацию здравоохранения и общественное здоровье, эпидемиологию при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Учреждение имеет лицензию на данные виды медицинской деятельности. Истец не являлась сотрудником ни одного из указанных подразделений, не осуществляла вышеуказанные виды медицинской деятельности. Исходя из должностных обязанностей Зайцевой В.С., истец осуществляла отбор и доставку в лабораторию образцов окружающей среды, что согласно Номенклатуре медицинских услуг, определенной Приказом Минздрава РФ №804н от 13.09.2017 г. к медицинским услугам не относится. Высшее профессиональное образование Зайцевой В.С., ее квалификация, дополнительное образование не дают право на осуществление медицинской деятельности. Представитель ответчика просила суд отказать Зайцевой В.С. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица – Министерства здравоохранения Российской Федерации в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя. Предоставил письменные объяснения относительно искового заявления Зайцевой В.С., в котором указал, что вопросы увеличения размера заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений относится к компетенции руководителей данных учреждений. При этом в соответствии с пунктом 6.5 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. №206, полномочия по контролю за деятельностью подведомственных организаций, оказывающих, в том числе, медицинскую помощь, осуществляет Федеральное медико-биологическое агентство. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике», предусматривающий повышение средней заработной платы, в том числе, имеющим высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих медицинские услуги), подпункт «е» пункта 1 каких-либо дополнительных условий повышения средней заработной платы работников, в том числе наименование занимаемой должности, не содержит.
Представитель третьего лица – Федерального медико-биологического агентства (далее по тексту ФМБА России) в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть настоящее гражданское дело без его участия. Предоставил письменный отзыв, в котором указал, что ФМБА России осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, а именно осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций. Агентство не осуществляет расходование денежных средств, находящихся на балансе подведомственных ФМБА России организаций. Подведомственная организация - ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России является самостоятельным юридическим лицом, отвечающим по своим обязательствам. В соответствии с информацией, предоставленной ответчиком, с 10.12.2021 г. истец назначена на должность лаборанта в отдел организации лабораторного обеспечения, данное структурное подразделение создано для отбора проб объектов окружающей среды и не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности. В рамках приказа учреждения от 28.11.2022 г. в целях приведения в соответствие структурного подразделения с выполняемыми функциями было изменено наименование структурного подразделения, поскольку данное подразделение осуществляет функции по планированию отбора и регистрации проб (образцов) материалов из внешней среды, также была переименована должность лаборанта на должность техника по отбору проб, без изменения трудовой функции работника. Изменение штатной структуры учреждения соответствует требованиям статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации. О предстоящих изменениях Зайцева В.С. уведомлена за два месяца. Должность техника по отбору проб не относится к категории медицинского персонала. Зайцева В.С. прошла профессиональную переподготовку, однако согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н, специалист, занимающий должность лаборанта в медицинской организации должен иметь среднее профессиональное медицинское образование. Такие требования к уровню образования и квалификации также регламентируются Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 г. №473н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием». Образование Зайцевой В.С. по квалификациям «Математика, учитель математики и информатики», «лаборант химического анализа 4 разряда» не соответствует требованиям профессионального стандарта. Представитель третье лица просил суд отказать Зайцевой В.С. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социального развития Мурманской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что является уполномоченным органом по формированию и реализации государственной политики Мурманской области в сфере оплаты труда работников государственных областных учреждений, государственных органов Мурманской области. В компетенцию Министерства не входит мониторинг оплаты труда федеральных государственных бюджетных учреждений, в том числе учреждений Федерального медико-биологического агентства, финансируемых из средств федерального бюджета, в связи с чем, дать правовую оценку заявленным требованиям не представляется возможным, в том числе в назначению дополнительной выплаты, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление указал, что предмет рассматриваемого спора к полномочиям Минтруда России не относится, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии со ст. 129 названного кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу части второй статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 144 ТК РФ, базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. №583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено "Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений" (далее по тексту Положение)
Из пункта 1 Положения следует, что Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее соответственно - работники федеральных учреждений, федеральные учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Из пункта 3 Положения следует, что Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются в соответствии с пунктами 2(1) - 2(4) настоящего Положения руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с пунктами 2(1) - 2(4) настоящего Положения к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации (пункт 4 Положения).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с пунктами 2(1) - 2(4) настоящего Положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений (пункт 5 Положения).
Таким образом, вопросы увеличения размера заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений относится к компетенции руководителей данных учреждений.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2599-р утвержден План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг. Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 той же статьи).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Согласно трудовому договору, приказу о приеме на работу от 11.01.2021 г. №... истец Зайцева В.С. была принята в ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России на должность медицинского дезинфектора на 1,0 ставку отдела профилактической дезинфекции, работа для истца - основная, срок действия трудового договора - постоянно. Работнику был установлен оклад, выплаты компенсационного характера за работу с вредными условиями труда -15%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера.
Приказом ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России №229 от 06.12.2021 г. в связи с переименованием структурных подразделений, изменением штатного состава подразделений и необходимостью оптимизации процессов управления организацией, утверждено Положение отдела организации лабораторного обеспечения.
Согласно Положению отдела организации лабораторного обеспечения ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России, отдел организации лабораторного обеспечения является структурным подразделением ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России. Основными целями которого является: планирование, подготовка и осуществление работ по отбору проб (образцов) метрологическому обеспечению, услуг по дезинфекции, дератизации, дезинсекций по исполнению заданий заказчика.
Приказом от 10.12.2021 г. №..., по инициативе работника, Зайцева В.С. переведена в отдел организации лабораторного обеспечения на должность «лаборант», с окладом на 1,0 ставку, с надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера, с районным коэффициентом.
Согласно должностной инструкции лаборанта отдел организации лабораторного обеспечения испытательного лабораторного центра, с которой Зайцева В.С. ознакомлена 10.12.2021 г., работа лаборанта направлена на лабораторное обеспечение ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России: отбор и доставка проб, оформление сопроводительной документации и ведение отчетности.
Приказом №50 от 18.02.2022 г. ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России, утверждено и введено в действие с 01 января 2022 г. Положение об использовании дополнительных финансовых средств, предназначенных для обеспечения реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №597, признаны утратившими силу Приказы ответчика от 03.04.2020 г. №72, от 03.04.2020 г. №73, согласно вышеуказанному Положению начисление выплат по «дорожной карте» производится ежемесячно; при определении размера стимулирующих выплат по дорожной карте используется балловая система оценки. Стимулирующие выплаты по дорожной карте устанавливаются на основании индивидуальной оценки результатов труда медицинских и приравненных к ним работников учреждения за отчетный период. Целями применения настоящего Положения является, в том числе, поэтапное повышение средней заработной платы врачей и иных медицинских работников, имеющих высшее медицинское или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в Мурманской области, средней заработной платы среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в Мурманской области; средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в Мурманской области.
В Приложении №1 к Положению об использовании дополнительных финансовых средств, предназначенных для обеспечения реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №597 указан список медицинских работников, предоставляющих медицинские услуги, по №13 указан «лаборант*», согласно расшифровке «*» - сотрудник, приравненный к медицинскому персоналу.
Часть 7 ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Приказом ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России №212 от 18.10.2022 г. внесены изменения в Приложение №1 Положения об использовании дополнительных финансовых средств, предназначенных для обеспечения реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №597, утвержденного Приказом главного врача от 18.02.2022 г. №50, с 20 октября 2022 г.
Приложение 1 локального нормативного акта - Положения об использовании дополнительных финансовых средств, утвержденного Приказом главного врача от 18.02.2022 г. №50 приказано читать с 20 октября 2022 г. в следующей редакции:
- медицинские работники, предоставляющие медицинские услуги, в том числе, работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг). С приказом Зайцева В.С. ознакомлена 20.10.2022 г.
Ране действовавшее, утвержденное Приказом главного врача №250 от 30.12.2021 г. Положение об оплате труда работников ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России, также предусматривало выплаты стимулирующего характера, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 г. №597 о мероприятиях по реализации государственной социальной политики» («дорожной карты»).
Приказом ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России №239 от 28.11.2022 г. в связи с необходимостью кадровых перестановок, в целях совершенствования организационной структуры учреждения, с 01 декабря 2022 г. внесены следующие изменения, в том числе,
- «отдел организации лабораторного обеспечения» испытательного лабораторного центра переименован в «отдел приема и регистрации образцов» испытательного лабораторного центра (ОПРО ИЛЦ) с 01.02.2023 г.; должность «лаборант» в ОПРО ИЛЦ переименована в должность «техник по отбору проб» с 01.02.2023 г. в связи с несоответствием наименования должностей и квалификаций по программе профессионального обучения лаборант химического анализа 4 разряда, осуществляемой в подразделении деятельности - отбору и доставке проб объектов окружающей среды.
С 01.02.2023 г. введено Положение об отделе приема и регистрации образцов ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120», утвержденное приказом главного врача от 09.01.2023 г. в функции которого входит проведение отбора, транспортирования, приема, обезличивание, регистрация образцов объектов окружающей среды (смывы, воздух, почва, вода, пищевая продукция и продовольственное сырье, материалы на стерильность), документарное сопровождение образцов и результатов исследований.
01.02.2023 г. Зайцева В.С. ознакомлена с должностной инструкцией техника по отбору проб отдела приема и регистрации образцов испытательного лабораторного центра.
Проанализировав должностные инструкции «лаборанта» отдела организации лабораторного обеспечения испытательного лабораторного центра и «техника по отбору проб» отдела приема и регистрации образцов испытательного лабораторного центра, суд приходит к выводу, что изменения в структуре учреждения не повлекли изменение трудовой функции работника, что истец не оспаривает.
На основании приказа ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России №... от 29.03.2023 г., Зайцева В.С. уволена по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании заявления работника от 28.03.2023 г.
В силу части первой статьи 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 2 статьи 74 ТК РФ).
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (часть 8 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
О предстоящих изменениях условий, определенных условиями трудового договора, а также о причинах, вызывавших необходимость таких изменений, ответчик уведомил истца письмом от 30.11.2022 г. №101 за два месяца до изменения штатной структуры, что сторонами также не оспаривается.
Согласно кадровой справке ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА, Зайцева В.С. имеет высшее образование, окончила в 2011 году Славянский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и методика среднего образования. Математика», ей присвоена квалификация «Математика, учитель математики и информатики». В 2021 году Зайцева В.С. освоила программу профессионального обучения переподготовки рабочих «Лаборант химического анализа» с присвоением квалификации «лаборант химического анализа 4 разряда». В 2022 году Зайцева В.С. прошла профессиональную переподготовку в Частном учреждении «Образовательная организация дополнительного профессионального образования «Международная академия экспертизы и оценки» по программе профессиональной переподготовки «Подготовка инженеров-лаборантов химического анализа испытательной лаборатории». Медицинского образования работник не имеет.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2013 N 27723), согласно которому к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) относятся: лаборант, медицинский лабораторный техник (фельдшер лаборант) и рентгенолаборант.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 N 18247).
Согласно указанному Единому квалификационному справочнику, к специалисту, замещающему должность «лаборант» в медицинской организации предъявляются Требования к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности "Лабораторная диагностика", "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гистология", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза", "Бактериология" без предъявления требований к стажу работы.
Приказом Минтруда России от 31.07.2020 N 473н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2020 N 59303). Требования к профессиональному образованию: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лабораторная диагностика" (для лиц, завершивших образование до 2021 г.) или среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лабораторная диагностика", в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенной трудовой функции кода A профессионального стандарта "Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием".
Трудовые действия, согласно профессиональному стандарту, включают в себя: подготовку рабочего места, реагентов, расходного материала и лабораторного оборудования для проведения лабораторных исследований в соответствии со стандартными операционными процедурами; выполнение лабораторных исследований первой и второй категории сложности и отдельных этапов лабораторных исследований третьей категории сложности без оценки результатов или с первичной их оценкой, без формулирования заключения: Оценка результатов клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности и направление их медицинскому технологу, биологу, бактериологу, медицинскому микробиологу или врачу клинической лабораторной диагностики для дальнейшей оценки, интерпретации и формулирования заключения.
Необходимые знания, согласно профессиональному стандарту, включали в себя: Санитарно-эпидемиологические требования к организации работы медицинских лабораторий; меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов от инфицирования при выполнении лабораторных исследований; Санитарно-эпидемиологические требования к проведению мероприятий по обеззараживанию и (или) обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В, медицинских изделий, лабораторной посуды, инструментария, средств защиты; Санитарные нормы и правила по работе с микроорганизмами I - IV групп патогенности; Санитарные нормы и правила по работе с микроорганизмами I - IV групп патогенности; Комплекс экстренных профилактических мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинского персонала; Правила эксплуатации оборудования и требования охраны труда.
Согласно Письмо Минздрава России от 29.06.2012 N 12-1/10/2-362 « Об отнесении отдельных должностей работников к категории медицинских работников», в случае, если работник с высшим (средним) немедицинским профессиональным образованием в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкции, осуществляет медицинскую деятельность в том смысле, который придает этому понятию статья 2 Федерального закона N 323-ФЗ, он может быть отнесен к категории медицинских работников.
Из кадровой справки ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА следует, что Зайцева В.С., находясь в должности «лаборант», затем «техник по отбору проб отдела приема и регистрации образцов» непосредственно производила отбор проб воды водопроводной из кранов потребителей перед поступлением в разводящую сеть на водопроводных насосных станциях, поверхностную воду озер и прибрежных вод моря, сточную воду после обеззараживания перед сбросом в поверхностный водный объект, проб почвы и песка в селитебных зонах обслуживаемых территорий в рамках социально-гигиенического мониторинга окружающей природной среды. Пробы отбирались ручным методом, без использования какого-либо оборудования. Вода отбиралась в стеклянные или пластиковые емкости, подготовленных специальным образом в лабораториях. Почва стерильными ложками, подготовленными в лаборатории, отбиралась в одноразовые пакеты. На место отбора Зайцева В.С. заполняла Акт отбора проб. После отбора пробы доставлялись Зайцевой В.С. в отел приема и регистрации образцов, передались регистратору для направления для исследования для лабораторий.
То есть трудовую функцию, предусмотренную профессиональным стандартом "Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием" Зайцева В.С. никогда не выполняла, необходимыми знаниями – не обладала. Образование Зайцевой В.С. также не соответствует профессиональным стандартом специалиста в области лабораторной диагностики.
Исходя из изложенного, поскольку, Зайцева В.С. не исполняла трудовую функцию, предусмотренную профессиональным стандартом, оснований для выплат стимулирующего характера «дорожная карта» у работодателя не имелось. Фактическое осуществление таких выплат сотруднику свидетельствует о нецелевом использовании работодателе бюджетных средств.
Выплата стимулирующей надбавки прекращена Зайцевой В.С. с 01 декабря 2022 г. в целях соблюдения финансовой дисциплины, что позволит работодателю целенаправленно расходовать средства бюджетного учреждения здравоохранения на оплату труда работников в соответствии с Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г.
Суд также учитывает, что выплата стимулирующей надбавки не была включена в условия трудового договора Зайцевой В.С., отмена стимулирующей надбавки не является изменением условий трудового договора в одностороннем порядке. Обстоятельства, которыми было обусловлено решение об отмене стимулирующей надбавки, связаны с устранением работодателем нарушений требований действующего законодательства.
Признаки дискриминации в действиях работодателя, не выявлены.
Принятое ответчиком решение об отмене стимулирующей надбавки, не являющейся составной частью заработной платы, гарантированной работнику, не противоречит закону, утвержденному Положению об использовании дополнительных финансовых средств и условиям заключенного трудового договора. Локальный нормативный акт был применен работодателем к отношениям (правам и обязанностям), возникшим после введения его в действие. То обстоятельство, что изменения в штатное расписание введены с работодателем с февраля 2023 г., на законность действий ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №120» ФМБА России не влияет.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Зайцевой В.С. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Зайцевой В. С. в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии №120» Федерального медико-биологического агентства в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 23 августа 2023 года.
Судья Н. М. Соколова